Упражнение 31. Согласованные действия
Выполняйте согласованно в паре воображаемые физические действия:
• пилка дров;
• гребля;
• кузница;
• перетягивание каната;
• спарринг.
Упражнение 32
Выполняйте в паре. Встаньте спиной к партнеру. Изобразите какое-либо эмоциональное состояние. Это могут быть жесты, позы, мимические экспрессии. Партнер, не видя вашего лица, должен определить, что изображено.
Упражнение 33. Дирижер
Представьте, что вы дирижер оркестра. Что вы будете делать, если звучание оркестра вас не устраивает (оно должно быть более или менее мощным)? Каким должно быть выражение лица дирижера, если в партитуре указано «страстно», «сдержанно»? Обыграйте мимически.
Упражнение 34
Подойдите к стулу и рассмотрите его, как будто это королевский трон, неизвестный, но очень красивый цветок, стог сена, аквариум с рыбками, костер, огромное дерево, новый цветной телевизор и т.п.
Упражнение 35
Разыграйте этюд. Возьмите со стола нитку, как будто это змея, бисерные бусы, горячая печеная картошка, пирожное безе, кузнечик.
Упражнение 36
Выполняйте в паре. Передайте друг другу книгу, как будто это бомба, кирпич, кусок вкусного пирога, хрустальная ваза, цветок созревшего одуванчика. Воспроизведите характерные для каждой ситуации жесты, позу. Осознайте состояния и чувства, которые при этом возникают.
Упражнение 37. Тихий разговор
Выполняйте в паре. Передайте информацию партнеру пантомимически, без слов. Варианты фраз:
• «Не расстраивайся, все будет хорошо...»
• «Меня возмущает твое поведение!»
• «Неужели?! Этого не может быть!»
•«Этого я от тебя не ожидал!»
• «Как я рад!»
• «Как вы все мне надоели!»
• «Поторопись, а то мы опоздаем...»
• «Ты сегодня прекрасно выглядишь!»
•«Я очень сожалею, что так случилось, прости меня...»
• «Это мне так не нравится!»
• «Я очень рад тебя видеть!»
Упражнение 38
Выберите место, где вы могли бы наблюдать за людьми, лишенными возможности общаться голосом из-за слишком большого расстояния, шума, необходимости соблюдать тишину. Это может быть ресторан, больница, стройплощадка, библиотека, экзаменационная аудитория. Проследите за жестами, которые используются в таких условиях для привлечения внимания, указания направления, сообщения о необходимости подойти к телефону, приветствия и прощания, указания на время, призыва к спокойствию, а также для передачи других сообщений.
Упражнение 39
Понаблюдайте за жестикуляцией своих друзей, определите их жестикуляционные предпочтения. Какими жестами они чаще всего пользуются? Почесывание головы? Касание пальцем носа? Скрещивание рук? А знаете ли вы свой характерный жест?
Упражнение 40
Во время разговора с кем-либо примите закрытую позу — скрестите на груди руки, встаньте вполоборота к собеседнику и всем своим видом демонстрируйте нежелание коммуникации. В другой раз ведите себя прямо противоположным образом: стойте лицом к собеседнику с легким наклоном вперед, руки держите открытыми перед собой. Отметьте, насколько отличается реакция людей на вашу открытую позу.
Упражнение 41
Мысленно создайте образ своей удачи. Вызовите в себе состояние удачливого человека и постарайтесь удержать его максимально долго.
Упражнение 42
Некто, протягивая вам навстречу руки, говорит, что он рад вас видеть. Вы обратили внимание на положение его ладоней при этом — они были повернуты чуть книзу. Значит, вы заключили: а) его жест сопрягается со словом и следует верить, что он действительно рад меня видеть; б) этот жест противоречит его словам и следует воздержаться от доверия к этим словам.
Упражнение 43
С какими из следующих высказываний диссонирует «передний большой замок» (руки, сложенные на груди):
• «Я не желаю с вами больше разговаривать»!
• «То, что вы говорите, чрезвычайно интересно»!
• «Пожалуйста, подпишите мне эту справку»!
• «Мне не нравятся такие вещи»!
• «Не приставайте ко мне с такими пустяками».
(Выберите два ответа.)
Упражнение 44
В пустом вагоне метро вы сели рядом с одиноким пассажиром (примерно такого же возраста и пола). Вероятнее всего, пассажир как минимум удивится такому вашему действию, а чаще — будет испытывать некоторый дискомфорт. Почему? Выберите один ответ.
•Я нарушил правила поведения, нормы, этики.
• Я нарушил психологическое пространство пассажира.
• Думаю, что так реагируют редко, обычно это закомплексованные личности.
• Думаю, что это естественная реакция любого человека, поскольку я же его физически стеснил.
Упражнение 45
Если ваш собеседник при разговоре с вами почти непрерывно смотрит на вас, это значит:
•вы ему симпатичны;
• он негативно настроен к вам;
• он равнодушен к вам;
•вы его интересуете.
Исключите неверный ответ.
Обратите внимание!
Игры позволяют подойти к осмыслению самых разнообразных связей и отношений в окружающем мире. Они развивают воображение, способность действовать в различных вымышленных и реальных жизненных ситуациях. Фантазируйте, экспериментируйте, придумывайте и обыгрывайте различные истории.