Расстройства формирования базовой половой идентичности

Нарушения фазы научения. Расстройства базовой половой идентичности могут определяться различными патогенными механизмами, затрагивающими обе фазы. Так, нарушения фазы научения иногда связаны с искаженностью усвоения половых разли­чий. Чрезвычайно велика в этом роль родителей.

Еще 3. Фрейд указывал на семейные факторы, способствующие развитию гомосексу­альности. В одном случае это властная, авторитарная мать и слабый отец, т. е. дефицит мужского начала, мальчику не с кем идентифицироваться; в другом случае, наоборот, слишком сильный и жесткий отец, подавляющий ребенка, вызывает у мальчика эффект отталкивания и психологическую феминизацию. Однако такая полярность вариантов зас­тавляет задуматься над тем, что они не становятся непосредственными причинами гомо­сексуальности, а обусловливают развитие состояния, являющегося предиспозицией к ней.

Имеет значение отсутствие отца в семье в генезе расстройств половой идентичнос­ти. В семьях без отцов достоверно чаще встречаются расстройства половой идентично­сти у мальчиков. Показано, что отсутствие отца обедняет маскулинность самообраза и межперсональные отношения у мальчиков (Beaty, 1995). Однако не обязательно речь идет о физическом отсутствии: главную роль играет эмоциональная близость, которой нет в семьях гомосексуалов. Препятствием к этой близости может быть алкоголизм. Даже возраст, в котором отец оставляет семью, по-разному сказывается на становлении гомосексуальной ориентации (Андреев, 1993).

Роль матери представляется другой. Даже ее желание во время беременности иметь девочку, а не мальчика коррелирует с фемининностью мальчиков, если в семье уже были мальчики (Zucker, Green, Garofano, Bradley, Williams, Rebach, Sullivan, 1994). Выяв­лены особенности матерей мальчиков с расстройствами половой идентичности: у них чаще, чем у здоровых, встречались депрессивные расстройства и пограничные рас­стройства личности; чаще наблюдался симбиоз с детьми и попытки ограничить авто­номность (Marantz, Coates, 1991). Эмоциональные реакции матерей более важны, чем отцов, — это предиктор отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.

Механизмы психосексуального дизонтогенеза



Сравнение групп лиц с парафилиями и лиц, совершивших изнасилования, показыва­ет, что лица с парафилиями воспитывались без отца почти в два раза чаще, чем лица без таковых, а лица с педофилией более чем в 20% случаев получили воспитание в детском доме (Введенский, 2000).

Для лиц с аномалиями сексуального влечения характерна эмоциональная близость с матерями, особенно это присуще эксгибиционистам. В случае сохранения эмоциональной близости (и тем более симбиотических отношений) жесткие, властные матери формируют у ребенка искаженное обобщенное представление о женщинах. Так, испытуемый А. утверж­дал, что все женщины — жестокие, решительные, что, собственно, было характеристикой его матери. Серийный убийца С. даже осознавал, что выбрал себе жену, похожую на мать, и их отношения повторяли его отношения с матерью. Для такой идентификации характерно двойственное, амбивалентное отношение к женщинам: сочетание привязанности с ненави­стью, что в некоторых случаях сопровождалось инцестуозными снами с поллюциями.

Таким образом, нарушения фазы научения определяются двумя факторами: 1) эмо­циональной близостью с матерью, которая становится особенно патогенной в отсут­ствие отца при наличии у нее маскулинных черт; 2) для лиц с педофилией оказывается значимым отсутствие родительских образов.

Нарушения фазы реализации. Нарушения фазы реализации могут быть связаны с отсутствием игр, удовлетворяющих любопытство к строению гениталий, что в дальней­шем, возможно, получает отражение в типично педофильном поведении.

А. С. Андреев (1993) описывает при варианте гомосексуальной ориентации с низ­ким вкладом биологических факторов ранний интерес к сексуальным играм. У детей с аутизмом отмечены особенности половой идентификации (Каган, 1981): первые вопро­сы о различии полов, происхождении детей отчетливо запаздывают, идентификацион­ное предпочтение игр выражено слабо. Практически полностью отсутствуют игры в «доктора», «папу и маму». Вместе с тем уже в дошкольном возрасте могут иметь место манипуляторная мастурбация, условно сексуальные проявления, «оргастические риту­алы». Иногда при грубоорганических картинах это носит характер сексуального интере­са к людям при отсутствии общения как такового. При аутизме встречаются и предпочте­ния игрушек и игр противоположного пола.

Для лице аномальным сексуальным поведением характерно выпадение игр с раз­глядыванием и ощупыванием органов противоположного пола. Однако у лиц с анома­лиями сексуального влечения память на события раннего детства в большинстве случа­ев сохранена плохо, а само запоминание подобных событий часто связано именно с аффективной, чаще всего несексуальной, окрашенностью подобных событий, которая тем не менее впоследствии могла оцениваться как эротическая. Более того, в ряде случа­ев в пубертате или после начинали воспроизводиться именно такие эпизоды. При послед­нем варианте клинически прослеживается стремление к воспроизведению отдельных стимулов первичной ситуации («задорный детский смех» испытуемого Е., желание ис­пытуемого К., чтобы мальчик помочился в рот).

Оценка ранней сексуализации поведения должна быть осторожной, во многих слу­чаях сексуальный интерес в первичной ситуации приписывается ретроспективно. Одна­ко даже при таком подходе ранняя допубертатная мастурбация и сексуализация поведе­ния достоверно чаще встречаются в группе лиц с парафилиями. При шизофрении доста­точно типична мастурбация с эякуляцией без оргазма, при органическом поражении ЦНС чаще наблюдается обратный вариант — оргазм без эякуляции. Также достоверно чаще лица с парафилиями начинали половую жизнь до 12 лет или с ненормативных сексуальных контактов.



Сексуальные адликиии

Таким образом, для лиц с нарушениями половой идентичности в целом характерно выпадение этапа любопытства к половым органам противоположного пола, однако ран­няя допубертатная мастурбация и сексуализация поведения более присущи лицам с парафилиями.

Расстройства половой роли. Л. М. Василенко (1995) описывает при мужском вари­анте транссексуализма этап латентной половой идентификации: поведение в духе «ней­трального пола», при этом усвоение противоположных полоролевых качеств было за­медлено, наблюдалась противоположная компенсаторная активность на идеаторном уровне (в мечтах, фантазиях, сновидениях), трансвестизм был частичным и эпизодич­ным. Длительность этого этапа различна. У 70% мужчин он затягивался до 16-17 лет, полоролевые отклонения носили скрытый характер и проявлялись избирательно, в при­емлемой обстановке. Далее развивалась противоположная ролевая компенсация и акту­ализация внутриличностного конфликта.

А. С. Андреев (1993) описывает при типичном конституциональном варианте гомо­сексуальной ориентации гетеросоциальность и гетерофилию с детства, трансвестизм (с целью комфорта), фантазии отождествления с женщиной (с сексуальным оттенком без примерки социальной женской роли); при типичном варианте патосексуального разви­тия с высоким вкладом биологических предиспозиционных факторов наблюдалась ам-фофилия и амфосоциальность, после накопления опыта понятийной стадии и последую­щей гомосексуальной инициации — этап сомнений в собственной сексуальной иден­тичности; при варианте с низким вкладом биологических факторов отмечалась социализация по маскулинному типу, формирование мужской половой роли.

Среди сексуальных преступников нарушения фазы научения проявляются в сохра­нении равнозначности признаков пола. При этом внешние признаки пола в последую­щем начинают играть роль основы для ролевой самоидентификации (одежда — при трансвестизме, отдельные тактильные стимулы или запах — при фетишизме) или обу­словливают поверхностное (внешнее) усвоение половой роли. Испытуемый В.: «Раз я ношу штаны, значит, я мужчина». Характерно также отсутствие понимания отличия женской психологии от мужской.

Нарушения фазы реализации характеризуются отсутствием ролевых игр («дочки-матери» и т. п.), что приводит к недостаточному усвоению и пониманию половых сте­реотипов поведения как в общем плане (асоциальное поведение), так и в сексуальном (нет фиксированного сексуального сценария, выражено сексуальное экспериментиро­вание в виде девиаций). При этом формируются гиперролевое поведение и трансфор­мация половой роли как варианты компенсации неосознаваемого несоответствия идеа­лу маскулинности или фемининности.

Таким образом, характерными для нарушений половой идентичности представля­ются сохранение равнозначности признаков пола и выпадение ролевых игр или этапа дистинкции.

Расстройства психосексуальной ориентации. Л. М. Василенко (1995) описывает при мужском варианте транссексуализма сохранение порядка стадий психосексуально­го развития с удлинением фаз платонического и эротического либидо, запоздалым фор­мированием сексуального либидо в 60% случаев. При формировании гомосексуальной ориентации в типичном варианте патосексуального развития с высоким вкладом биоло­гических предиспозиционных факторов «пубертат отсрочен, платонической стадии нет», наблюдается мастурбация без эякуляции и оргазма, далее «утилитарно-гедонистическая мотивация, промискуитет, безличный секс, эпизодические гетеросексуальные связи, всегда с сексуальными нарушениями» (Андреев, 1993).

Механизмы психосексуального дизонтогенеза



А. Я. Перехов (1996) отмечает при фетишистском трансвестизме отсутствие плато­нического либидо, преобладание эротического. У сексуальных преступников часты на­рушения психосексуального развития, расстройства сексуальной жизни, сексуальные девиации и атипичная ЭЭГ.

Среди сексуальных преступников в целом чаще наблюдается не просто отставание по времени стадии психосексуальных ориентации, но и изменение порядка чередования этапов развития.

Платоническое либидо. Нарушение фазы научения проявляется в редукции этого компонента либидо. Многие испытуемые при рассказах о своих сексуальных партнер­шах не могут описать их как персон, дать им личностную характеристику. При этом обращает на себя внимание отсутствие сопереживательного, эмпатийного компонента, в выраженных случаях отмечается неспособность дифференцировать половое влечение и эрекцию.

В отсутствие на этом этапе фазы реализации она переносится на более поздние периоды, часто замещая собственно эротическую и сексуальную активность и приоб­ретая при этом гротескный, гипертрофированный вид. Это проявляется, например, в «обожествлении» женщины («комплекс мадонны») при психологической неудовлетво­ренности в сексуальных контактах. В последующем у таких пациентов наблюдаются са­дистические действия по отношению к женщинам (сохранение стереотипа путем «пере­вертывания»). Фактически это не фаза либидо, а подсознательный выбор референтной группы в рамках аутоидентификации. Совпадение объекта референции и объекта сексу­ального влечения ведет к двойственному эмоциональному отношению к нему — это «любовь и ненависть», сексуальная притягательность и враждебность.

При парафилиях чаще, чем среди совершивших изнасилования, встречается гипер­трофия платонической фазы либидо с редукцией сексуального.

Эротическое либидо. Отсутствие у ряда пациентов эротических фантазий, интереса к литературным описаниям и визуальному ряду соответствующих сцен, непонимание необходимости ласки, поцелуев или отвращение к ним, пренебрежение к прелюдии по­лового контакта предполагает нарушение фазы научения.

Из-за нарушения фазы реализации эротические фантазии при раннем соматосек-суальном созревании могут получать оргастическое подкрепление, что в отсутствие контактов с другим полом может приводить либо к аутоэротической фиксации, либо к внедрению в содержание фантазий девиантных представлений с последующим приоб­ретением ими патологической формы и появлением снов инцестуозного характера с поллюциями. У мужчин фантазии становятся более сильным сексуальным стимулом, чем реальный объект, иногда наблюдается психический онанизм.

Ласки с оргазмом могут привести к задержке формирования сексуального компо­нента либидо. Имеет место мастурбация с аутоэротической направленностью или в это время образ партнера присутствует в фантазиях, что приводит к фиксации на подобных формах активности, получению психологического удовлетворения в основном при лас­ках с обесцениванием собственно полового акта.

Сексуальное либидо. Отсутствие психологического удовлетворения, несмотря на оргазм при стандартных гетеросексуальных контактах, а также эпизодическое или пер­манентное изменение активности, представляется связанным с нарушением фазы на­учения. Характерны отсутствие эрекции или эякуляции при первом половом акте; испы­туемые не видят разницы в ощущениях между мастурбацией, гомо- и гетероконтактами; часто мастурбация сосуществует с брачными отношениями или гетеросексуальными связями.



Сексуальные аддикции

Нарушение фазы реализации проявляется в особенностях выбора объекта. Часто предпочтительным оказывается гомосексуальный объект, особенно при условии осо­знания направленности влечения. В отсутствие его осознания такой выбор может быть неожиданным для субъекта, часто в состоянии опьянения у таких лиц наблюдаются им­пульсивные акты гомосексуального насилия с садистическими действиями, что вступа­ет в резкое противоречие с декларируемой в обычном состоянии гомофобией. При бисексуальном выборе происходят безличностные эпизодические контакты, что сходно с синдромом неразличения сексуального объекта. При гетеросексуальном объекте у мужчин иногда осуществляется геронтофильный выбор. Неосознанное предпочтение объекта проявляется в наличии эякуляции или ее облегчении при контактах со своим полом. Парциальное сохранение равнозначности признаков пола приводит к фиксации на них сексуального либидо, т. е. они могут становиться объектами влечения (фети­шизм).

Таким образом, для расстройств половой идентичности при парафилиях характер­ны два варианта нарушений этапа психосексуальных ориентации: гипертрофия плато­нического либидо с редукцией сексуального и опережение сексуальным либидо других компонентов при их редукции.

Наши рекомендации