Исследование Ю. Глюек
Испытуемые: 1355 взрослых обоего пола.
Метолики: пространственные задачи различных уровней сложности. Изучались факторы: а) пол; б) уровень пространственных способностей; в) трудность задачи.
Результаты:
1)нет половых различий в успешности решения пространственных задач;
2)различия в выборе стратегии решения задач: женщины значительно чаше мужчин выбирали аналитическую стратегию.
Еще более впечатляющие результаты в пользу гипотезы о гендерной социализации, ответственной за зрительно-пространственные способности, получили немецкие психологи П. Квезер-Пол и В. Лехман (Quaiser-Pohl, Lehmann, 2000). Оказалось, что пространственные способности (в частности, по тесту мысленного пространственного вращения, который часто показывает преимущество мужчин!) девушек — это не нечто раз и навсегда установленное. Их можно улучшить, если обучить их работе на компьютере, позволить им получить достаточный опыт этой работы и изменить (увеличить) их мотивацию достижения.
Исследование П. Квезера-Пола и В. Лехмана
Испытуемые — студенты-первокурсники специальностей: искусство, спорт, психология и другое (71 мужчина и 11 2 женщин).
Метолики: тест мысленного пространственного вращения; восприятие пространственной активности; опыт работы на компьютере; ежедневная самооценка пространственных способностей; отношение к решаемым задачам.
Результаты: только у женщин обнаружена значимая положительная корреляция между показателями теста пространственного вращения, пространственной активности, опытом работы на компьютере и отношением к решаемым задачам. Вывод: гендерный эффект по пространственным способностям может быть снижен путем обучения женщин работе на компьютере, увеличением опыта этой работы и увеличением их мотивации достижения.
Итак, если обучать девочек тому, что обычно чаще делают мальчики (к примеру, работе на компьютере), а также менять их отношение к решению пространст-
Зрительно-пространственные способности 151
венных задач, то они улучшают свои показатели по ряду задач, которые ранее решали хуже. Правда остается без ответа вопрос, а стоит ли одинаково учить девочек и мальчиков? Может быть, и в работе на компьютере, н в решении пространственных задач девочкам следует оставить их своеобразные способы? Аналогия может быть проведена с испытуемыми, у которых доминирует правая или левая рука. Когда один способ объявлялся как эталонный, а второй — как чуть ли не отклонение от нормы, леворукие могли уступать праворуким в тех заданиях, специфика которых требовала более развитой моторики правой руки. Но если не обращать внимания на способ выполнения задания (скажем, считать одинаково «нормальным» наклон букв при письме и вправо и влево), то испытуемых обоих типов можно считать одинаково успешными. Пока же девочкам и женщинам нередко предлагается решать задачи, гендерная специфика которых не проверена. Если в большинстве психологических тестов речь идет о «мужских» заданиях (придуманных мужчинами, предназначенных для проверки определенных способов решения, использующих специфические — «мужские» — стимулы, скажем, различные рычаги), то немудрено, что девочки и женщины демонстрируют худшие результаты. Никому не приходит в голову, например, использовать тесты, предназначенные для взрослых, на детях или предлагать испытуемым, не знающим английского языка, тесты, требующие этого знания. Точно таким же должен быть подход и к полу испытуемых. Необходима гендерная экспертиза всех психологических методик.
Гипотеза о влиянии культуры дополняет предыдущую. Она, пожалуй, самая молодая из всех гипотез, объясняющих половые различия по зрительно-пространственным способностям. Считается, что в разных культурах существуют различные гендерные стереотипы, которые определяют отношение мужчин и женщин к решению пространственных задач. В одних культурах принято обучать одним и тем же предметам и навыкам девочек и мальчиков, в других — образование и занятия детей разного пола различаются и строго регламентированы. Кроме того, в последнее время в некоторых странах стали широко распространяться знания о достижениях гендерной психологии и о гендерных исследованиях. В этих странах меняется отношение к стереотипным играм и занятиям девочек и мальчиков, и родители и воспитатели обучают девочек работе на компьютере, покупают им конструкторы, которые тренируют пространственные способности. В других странах все остается традиционным. Очевидно, что в этих двух типах культур будут получены различные результаты.
Кросс-культурных исследований по проблеме зрительно-пространственных способностей не так много. Они проведены на выборке эскимосов, нигерийских студентов и выходцев из сельской местности во Франции, Канаде, Германии, Индии, Швеции, Иране, Японии и ряде других стран. Однако большая часть эмпирических данных получена в США. Если американские данные (о превосходстве мужчин в решении пространственных задач) принять за эталон, то что показывают исследования в других странах? Из тех работ, которые здесь упоминались, пожалуй, только на выборках эскимосских и немецких испытуемых получены данные, которые несколько отличаются от классических, и то, возможно, потому, что ученые ставили специфические задачи в своих экспериментах. Поэтому рано делать выводы о том, как обстоит дело в других культурах, — нужны дополнительные исследования, в том числе и в России.
В какой-то мере подтверждением культуральной гипотезы являются сведения о том, что половые различия по пространственным способностям не остаются не-
152Глава 5. Ощущения и восприятие
изменными в пределах одной и той же страны. В самом деле, если ситуация в стране меняется (уже упоминалось как — распространение достижений гендерной психологии и изменения в подходах воспитателей к мальчикам и девочкам), то должны меняться и те характеристики, на которые способна повлиять культура. Что показывают исследования? Мы располагаем результатами двух метаанализов (когда можно обобщить множество эмпирических данных с помощью специально созданной строгой математической процедуры).
Т. Хилтон проанализировал результаты исследований по пространственным отношениям, проведенным в течение 20 лет (с 1960 по 1980-е гг.), в которых принимали участие в сумме 23 тысячи испытуемых. Выяснилось, что в конце этого периода (по сравнению с его началом) половые различия сократились (цит. по: Виноградова, Семенов, 1993).
Более поздний метаанализ М. Брайдена показал противоположные результаты — половые различия по пространственным способностям в 1990-х гг. снова стали увеличиваться (Bryden, 1995). Это обстоятельство связывают с тем, что мальчикам и девочкам стали давать разные задачи (очевидно, заботясь о «правильной» гендерной социализации) и что они сами выбирают себе занятия и способы обучения.
Метаанализ М. Брайдена (1995)
Обобщены данные 286 исследований по пространственным способностям. Результаты:
1)половые различия оказались значимыми по ряду тестов, но не по всем;
2)возраст появления половых различий зависит от используемого теста;
3)обнаружено явное преимущество мужчин по тесту мысленного пространственного врашения;
4)в последние годы половые различия по пространственным способностям увеличиваются.
Выволы: в последнее время девочкам и мальчикам дают разные задачи для решения, и они выбирают разные пути в обучении.
С помощью метаанализа можно получить математическое выражение размера половых различий (обозначается величиной d). Обычно выделяют 3 степени: малые, средние и большие различия (хотя во всех случаях речь идет о значимых различиях!). Напомним, что по-прежнему пространственные способности дают показатель, который относится к большим различиям (d = 0,44 — метаанализ Линна и Петерсена, проведенный в 1985 г.). Пока это самая большая величина d, полученная в области половых различий; для наглядности сравним ее с данными по агрессии, где d = 0,29 (метаанализ Э. Игли и Штеффена, 1986, цит. по: Cross & Madson, 1997). И с этим обстоятельством следует считаться.