Комплект оценочных средств
Наименование темы или раздела дисциплины | Комплект оценочных средств по предметам оценивания (ОК-2, ОК-4, ПК-45, ПК-47, ПК-54) | |
Примерные темы докладов | Примеры вопросов устного опроса | |
Тема 1.Станов ление и разви тие системы знаний об управлении персоналом | 1.Место управления персоналом в системе наук. 2.Подходы в развитии теории управления персоналом. 3.Школы как направления развития теоретической мысли в области управления персоналом. 4.Современные теории (концепции) управления персоналом. 5.Отечественный опыт в управлении персоналом. 6.Зарубежный опыт управления персоналом. | 1.Основные идеи психологической школы. 2.Назовите основные элементы в системе интеллектуального капитала и охарактеризуйте их. 3.Определите основные отличия американской модели управления персоналом и японской. 4.В чем смысл применения концепции организационной культуры в практике управления персоналом. 5. Раскройте основные принципы управления, сформулированные административной школой, и назовите их автора. 6. Какая концепция является основой для разработки модели обучающейся (самообучающейся) организации. |
Тема 2. Систе ма управле ния персона лом: элемен ты, функции, принципы, методы. Управление персоналом как профес сиональная деятельность | . 1.Персонал – объект и важнейший ресурс управления. 2.Управление персоналом как профессия: сущность, цель, задачи, функции, перспективы. 3.Формирование системы управления персоналом как инструмента стратегического управления организацией. 4.Службы управления персоналом: цель, задачи, место, роль, функции в организации. 5.Современные методы и технологии управления персоналом. 6.Регламентирующие документы в деятельности по управлению персоналом | 1.Какая концепция в управлении персоналом является теоретической основой для формирования системы управления персоналом. 2.Назовите основные функциональные блоки в деятельности по управлению персона лом современных организаций. 3.Определите место и роль современных служб персонала в структуре организации. 4.Назовите основные требования к менед жеру по персоналу в современных органи зациях. 5.Назовите основные документы, использующиеся в деятельности по управлению персоналом. 6.Какие задачи выполняет кадровое делопроизводство в управлении персоналом. |
Тема 3. Кадро вая политика как стратегия и основа управления персоналом. Планирование в управлении персоналом. Анализ и проектирование рабочего места | 1.Место и роль стратегий управления персоналом в системе стратегического управления организацией. 2.Кадровая политика как инструмент формирования кадрового потенциала организации. 3.Планирование и определение потребности в персонале. Оборот, сменяемость, текучесть кадров в организации. 4.Исследование профессии средствами профессиографии (профессиографирование, профессиографический анализ). Цель, задачи, виды профессиографии. 5.Место и роль аудита персонала в системе стратегического управления организацией. 6.Концепция реинжниринга и проектирование (конструирование) рабочего места. | 1.Кадровая политика организации: цели, задачи, содержание, этапы формирования. 2.Какие методы используются для планирования потребности в персонале. 3.В чем суть диагностической модели управления персоналом. 4.Раскройте этапы анализа рабочего места. 5.Назовите существующие модели рабочего места и раскройте их содержание. 6.Расстановка кадров: методы рационализации. 7.Ауттехнологии в управлении персоналом. |
Тема 4.Марке тинг персо нала. Набор и отбор персо нала. Трудо вая адаптация персонала | 1.Маркетинг персонала и его роль в качественном обеспечении организации кадрами. 2.Набор персонала: источники, методы, результативность. 3.Отбор персонала в организацию, критерии, процедура, эффективность отбора. 4.Профориентационная работа как инструмент маркетинга персонала. 5.Типы организационной культуры и ценностные ориентации персонала организации. 6.Место и роль адаптации, как технологии управления персоналом, в современной организации. | 1.Содержание, основные направления и виды маркетинга персонала. 2.Набор персонала в организации как этап формирования кадрового потенциала организации. 3.Профессиональная ориентация сотрудников. 4.Адаптация как непрерывная технология профессионального развития персонала в современных условиях. 5.Приверженность сотрудников организации как нематериальный ресурс ее конкурентоспо собности. 6.Личностная спецификация и карта компетенций как инструменты отбора персонала. |
Тема 5. Оцен ка и аттес тация персо нала. Высво бождение персонала | 1.Оценивание как процесс: виды и методы оценки. 2.Система сбалансированных показателей как современная оценка персонала. 3.Технология ассесмент-центра в оценке, основанной на компетенциях. 4.Аттестация персонала как основа кадровых решений. 5.Аудит персонала: структура, задачи, инструменты. 6.Высвобождение персонала как инструмент управления расстановкой кадров в организации. | 1.Дайте классификацию методов деловой оценки. .2. KPI как способ определения вклада конкретного сотрудника или подразделения в результат деятельности организации. 3..Аттестация персонала организации как формализованная комплексная оценка. 4.Высвобождение персонала как способ его рационализации. 5.Управление высвобождением персонала. 6..Раскройте суть компетентностного подхода к организации оценки персонала. |
Тема 6. Про фессиональ ное развитие персонала. Обучение персонала. Планирование и управление карьерой. | 1.Профессиональное и личностное развитие персонала. 2.Обучение персонала в структуре его профессионального развития. 3.Обучающаяся организация. Связь организационного обучения со структурой знаний. 4.Концепция интеллектуального капитала. Ее значение для развития персонала. 5.Карьерное продвижение как способ мотивации и развития персонала и направление формирования кадрового потенциала организации. 6.Роль делегирования полномочий в обучении персонала и его карьерном продвижении. | 1.Профессиональное обучение персонала: цели, формы, методы. 2.Профессиональное развитие персонала как способ формирования необходимых характеристик кадрового потенциала организации.. 3.Корпоративный университет: задачи, формы организации. 4.Управление карьерой сотрудников организации. 5.Резерв как инструмент карьерного продвижения сотрудников. 6.Повышение квалификации как традиционная форма обучения персонала организации. 7.Коучинг как современная форма обучения управленческого персонала организации. |
Тема 7. Моти вация и стимулирование персонала. Основы вознаграждающего управления. Организация оплаты труда | .1.Теории мотивации и их применение в современном управлении. 2.Социальная политика как выражение неразрывной связи мотивации и стимулирования. 3. Системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала в современных организациях. 4.Заработная плата персонала: проблемы мотивации и демотивации. 5.Выбор систем оплаты труда: социально-экономические условия и стратегическая перспектива. 6.Социальные программы организации: стратегия и политика вознаграждения. | 1..Мотивация и стимулирование: общее и особенное. 2.Мотивационный менеджмент как инструмент современного управления. 3.Покажите стимулирующую роль социальной политики организации. 4.Дайте классификацию теорий мотивации. 5.Качество трудовой жизни как современный показатель экономического развития. 6.Вознаграждающее управление: сущность, содержание, методы. 7.Назовите и раскройте системы заработной платы. 8..Какие элементы в структуре заработной платы выполняют стимулирующую роль и как это осуществляется. |
Тема 8. Руко водство. Ком муникации в организации. Конфликты в сфере управления персоналом. Здоровье и безопасность персонала | 1.Лидерство как элемент эффективного руководства. 2.Руководство в системе управления персоналом организации. 3.Современные методы формирования коммуникативной структуры организации. 4.Роль организационного конфликта в организации. 5.Формы и методы противодействия стрессу в организации. 6.Социальная политика организации и охрана здоровья персонала. | 1.Руководитель: основные задачи, функции.. 2.Руководство и лидерство. 3.Стили руководства, их характеристики. 4.Коммуникации в организации: задачи и основные формы их осуществления. 5.PR как инструмент формирования коммуникативного пространства современных организаций. 6..Коллектив и его основные характеристики. 7..Команда как современный инструмент организации труда и управления персоналом. |
Тема 9. Управление персоналом государственной службы | 1.Государственная гражданская служба как вид государственной службы и профессиональной служебной деятельности. 2.Государственный служащий государственной гражданской службы: права, обязанности, ограничения, запреты. 3.Персонал государственной службы: специфика функционирования и управления. 4.Формирование кадрового потенциала организации. 5.Управление персоналом государственной службы как система: субъекты и объекты, структура и функции, проблемы подготовки (переподготовки) кадров, этики и ориентации госслужащих. 6.Кадровая политика в системе государственной службы: понятие, компоненты, направления, принципы, цели, приоритеты. | 1.Основные характе ристики персонала государственной граж данской службы. 2.Структура долж ностей государствен ной гражданской службы. 3.Основные требования к служебному пове дению гражданского служащего 4.Особенности управления персоналом в системе государст венной гражданской службы. 5.Направления форми рования кадрового потенциала в системе государственной службы. 6.Аттестация как основной инструмент кадровых изменений в системе государст венной гражданской службы. 7.Специфика карьер ного роста в системе государственной гражданской службы. |
Предмет(ы) оценивания | Объект(ы) оценивания | ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ | критерии оценки |
ОК-2: способность понимать и анализировать мировоззренческие, соци ально и личностно значимые философские проблемы, воп росы ценностно-мотива ционной ориентации, зна чение гуманистических ценностей, свободы и демократии; ОК-4: способность ориен тироваться в политических и социальных процессах, использовать знания и методы гуманитарных и социальных наук при решении профессиональных задач; ПК-45: способность планировать и организо вывать служебную деятель ность подчиненных, осуще ствлять контроль и учет ее результатов; ПК-47: способность выяв лять и устранять причины и условия, способствующие коррупционным проявле ниям в коллективе; ПК-54: способность к проектированию, реалии зации, контролю и оценке результатов учебно-воспи тательного процесса по экономическим дисципли нам в общеобразовательных учреждениях, образователь ных учреждениях началь ного профессионального, среднего профессиональ ного, высшего профессии онального и дополнитель ного образования; | Знать: историю развития управления персоналом, место и роль гуманистического подхода, теории мотиваций и их значение для эффективного управления персоналом организации Уметь: анализировать особенности кадровой политики организации, систему стимулирования и мотиваций персонала; Владеть знаниями о этапах разработки кадровой политики и формировании системы стимулирования и мотиваций персонала Знать: основные технологии современного управления персоналом; осознавать ключевую роль сотрудников в достижении конкурентоспособности организации; Уметь: применять полученные знания в области управления персоналом для решения профессиональных задач для определения рисков в управлении организацией; Владеть навыками применения современных методов управления персоналом Знать: технологии организации деятельности и рабочего места сотрудников, основы планирования, контроля и учета результатов деятельности, формирования модели трудового поведения Уметь: применять современные методы оценки персонала в планировании, контроле и учете деятельности сотрудников и их трудового поведения; Владеть: навыками аттестации и оценки персонала; Знать: основы формирования формальных и неформальных групп, особенности конфликтов и специфику их разрешения в организации, теорию стрессов, основы теории лидерства Уметь:выявлять причины конфликтов в организации, определять факторы, вызывающие развитие конфликтов, анализировать причины профессиональной деформации сотрудников Владеть: знаниями о предупреждении и разрешении конфликтов, предупреждении и устранении профессионального выгорания и деформации. Знать: основные теоретические положения по проектированию, планированию, реализации, контролю и оценке обучения сотрудников организации, повышения их квалификации; Уметь: анализировать формы и методы обучения персонала, обеспечивающие рост его профессионализма Владеть: навыкамипланирования и оценки образовательной деятельности сотрудников для определения ее эффективности. | Активность на семинарских занятиях (качество докладов, полнота и правильность ответа при устном опросе) Правильность ответов тестирования | 1. Доклад: Соблюдение регламента (10 мин.) Характер источников (более одного источника) Подача материала (презентация) Ответы на вопросы (владение материалом) 2. Устный опрос Корректность и полнота ответов 3.Выполнение тестовых заданий: Правильность ответов на вопросы теста |
Условия выполнения задания
- Место выполнения: в учебной аудитории
- Каждый критерий оценки доклада оценивается в 1 балл, максимум 4 балла за доклад. Допускается не более трех докладов в семестр (всего 12 баллов)
- За полноту и правильность ответа на вопрос при устном опросе в соответствии со сложностью вопроса присваиваются баллы от 5 до 10 баллов. Всего необходимо получить до 30 баллов в семестр
Тестирование проходит два раза за семестр и оценивается по критерию оценки – правильность ответов на тестовые задания в баллах от 0 до 5, всего необходимо набрать до 10 баллов.
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
П.1 Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного суда РФ – 5-е изд. - М.:ИНФРА-М, 2009. – 200с.
2. Федеральный закон РФ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №22.
3. Федеральный закон РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 7 июля 2004 г. № 79-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №31.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №1.
5. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. №110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - №6.
6. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. №111 «Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - №6.
7. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - №6.
8. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. №113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - №6.
П.2 Учебники, учебные пособия, монографии.
1. Армстронг, Майкл. Практика управления человеческими ресурсами : [учебник для слушателей, обучающихся по программе "Мастер делового администрирования"] / Майкл Армстронг ; [пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина]. - 10-е изд. - СПб.[и др.] : Питер, 2010. - 846 c.
2. Веснин, Владимир Рафаилович. Управление персоналом : теория и практика : учебник / В. Р. Веснин. - М. : Проспект, 2010. - 688 c.
3. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: учеб. пособие / А.Я.Кибанов, И.Б. Дуракова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 301с.
4. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах: учебник / Ю.Г.Одегов. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Альфа-Пресс, 2008. – 944с.
5. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации: учебник / В.П.Пугачев. – М.: Аспект-Пресс, 2009. – 279с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Армстронг, М. Стратегическое управление человеческими ресурсами / М. Армстронг. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 327с.
2. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / А.П. Егоршин. - М-ИНФРА-М, 2006. – 463с.
3. Журавлев, П.В. Мировой опыт в управлении персоналом: обзор зарубежных источников / П.В.Журавлев, М.Н.Кулапов, С.А.Сухарев. – М.; СПб.: Рос.экон.акад.; Деловая книга, 2008. – 232с.
4. Зайцев, Г.Г. Управление деловой карьерой: учебное пособие / Г.Г.Зайцев, Г.В.Черкасская. – М.: Академия, 2007. – 252с.
5. Круден, Г.Дж. Зарубежный опыт управления персоналом: в 8 ч. / Г.Дж.Круден, А.У.Шерман. – М.: ИПК Госслужбы, 2000 - 2001.
6. Одегов, Ю.Г. Аудит и контроллинг персонала: учебник / Ю.Г.Одегов, Т.В.Никонова. – М.: Альфа-Пресс, 2012. - 542с.
7. Проблемы качества человеческих ресурсов системы государственной службы на современном этапе. Материалы межрегионального научно-практического семинара / под ред. проф. А.С.Горшкова и др. – СПб: СЗАГС, 2009. – 78с.
8. Ульрих, Дейв. Эффективное управление персоналом: новая роль HR- менеджера в организации / Дейв Ульрих. – М.: «И.Д.Вильямс», 2007. – 304с.
9. Шаталова Н.И. Трудовой потенциал работника: учебное пособие. / Н.И.Шаталова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 399с.
10. Шейн, Эдгар Х. Организационная культура и лидерство / Эдгар Шейн. – СПб.: Питер, 2008. – 330с.