Человек, личность, индивидуальность
Глава 16
ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Человек, личность, индивидуальность
«В цепи человек стал последним звеном,
И лучшее всё воплощается в нём»
(Фирдоуси)
Со второй половины XIX века, особенно после работ Ч.Дарвина, в науке стало общепризнанным, что человек – продукт биологической эволюции и произошёл от животных – обезьян. Человек стал пониматься как высшая ступень развития жизни, как существо биологическое и вместе с тем социальное. В связи с этим центральным для всей антропологии стал вопрос об основном отличии человека от животных.
Многие учёные пришли к выводу, что главной характеристикой человека, отличающей его от животных, служит его деятельностно-преобразовательное отношение к миру. Животные же характеризуются лишь приспособительным отношением к природе. Животное для своей жизнедеятельности использует готовые продукты и условия природы, оно не преобразует среду обитания, а может лишь стихийно изменять её. Человек – единственное живое существо, которое, преобразуя природные объекты, само производит необходимые для своей жизни средства. Кроме материальных человек производит и необходимые ему духовные средства. Благодаря своей преобразовательной деятельности человек создаёт особый, не существовавший до него, мир – мир материальной и духовной культуры. Материальное и духовное производство, или труд, – не просто отличительный, но и основополагающий признак человека.
Это положение легло в основу наиболее разработанной гипотезы антропогенеза – трудовой гипотезы, которая вкратце была изложена нами в §8 главы 12. Здесь ещё добавим, что механизмом антропогенеза выступала гармонизирующая эволюция, называемая ещё биосоциальным отбором. Последний «выполнял заказы» трудовой деятельности и представлял собой отбор не индивидов, а формирующихся социальных групп, занимающихся производственной деятельностью. В условиях такого отбора коллективный труд, мышление и язык были факторами одновременно социальной и ещё продолжающейся биологической эволюции. Направление этого группового отбора определялось требованиями общественно-трудовой деятельности. В результате преимущественного выживания тех групп, которые состояли из индивидов с более развитой психикой, позволявшей успешно выполнять коммуникации, практическую и познавательную деятельность, свойство психического отражения развивалось, обеспечивая переход от животной психики к сознанию человека. При этом нейрофизиологические структуры головного мозга, обеспечивавшие более эффективную психическую деятельность, фиксировались генетически и передавались от поколения к поколению по каналу биологической наследственности.
В результате гармонизирующей эволюции и возник генотип человека. В этом генотипе зафиксировались задатки человека к мышлению, речи, разнообразным видам деятельности. Вместе с формированием человека осуществлялся переход от стадного животного образа жизни к формам организации человеческого общества. В результате антропогенеза человек приобрёл боисоциальную организацию, воплотил в себе единство биологического и социального. Первое представлено в человеке физиологическими и генетическими закономерностями функционирования его организма, второе – познавательной и практической деятельностью, экономическими, правовыми, нравственными, эстетическими нормами и отношениями, регулирующими деятельность человека и его включённость в общество. На основе сказанного можно дать следующее определение: человек – это биосоциальное существо, которое в процессе труда преобразует мир, обладает разумом, речью, самосознанием, волей, способностью к нравственному поведению.
В различных видах деятельности, в отношениях к другим людям и самому себе человек проявляется в различных качествах. Для характеристики этих проявлений используется понятие личности. Личность – это устойчивая система социально значимых качеств человека. Социально незначимые качества человека, такие, например, как вес, рост, цвет глаз, волос и т.п., в состав личности не входят.
Первоначально слово «личность» обозначало маску, которую надевал актёр в античном театре, затем оно стало обозначать его роль, теперь же оно характеризует совокупность реальных качеств человека, обнаруживающихся в его поведении, деятельности, отношениях к миру.
Каждый человек характеризуется огромным разнообразием качеств. Их конкретное сочетание в любом человеке уникально. Нет двух совершенно одинаковых людей, даже однояйцовые близнецы имеют различия, которые увеличиваются с возрастом. Для характеристики уникальности человека используют понятие «индивидуальность». Индивидуальность – это неповторимое сочетание качеств человека, специфика личности, особенности человека, отличающие его от других людей. Каждый человек – индивидуальность, но его индивидуальность может быть более или менее выраженной. Сильно выраженную индивидуальность характеризуют такими эпитетами, как «яркая», «оригинальная». Индивидуальность обусловлена двумя основными факторами: 1) структурой генетических задатков человека, 2) особенностями социальной среды, в которой в ходе воспитания и обучения эти задатки реализуются и превращаются в качества человека.
Структура личности
Личность представляет собой сложную систему, недаром ещё в древности человека называли микрокосмосом, вмещающим в себя весь мир. Удовлетворительной классификации качеств личности пока нет. Мы попытаемся выделить наиболее основные её черты. В целом структура личности включает в себя такие части, как темперамент, характер, направленность и потенциал личности.
Темперамент – совокупность динамических особенностей личности. И.П.Павлов выделил три основных свойства нервных процессов: силу, уравновешенность, подвижность. Их сочетание дают 4 темперамента, или типа высшей нервной деятельности: сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный). Классической иллюстрацией приведённых типов служат герои А.Дюма: Арамис, Портос, Д’Артаньян, Атос. Свойства, лежащие в основе темперамента, почти полностью обусловлены генотипом. Поэтому темперамент весьма устойчив и мало изменяется под влиянием среды и воспитания.
Характер – наиболее устойчивые особенности личности, проявляющиеся в её отношениях к людям, поведению и деятельности. Выделяются следующие полярные черты характера. По отношению к людям: коллективизм – индивидуализм, гуманность – жестокость, чуткость – чёрствость, правдивость – лживость, великодушие – мстительность, щедрость – скупость, доброжелательность – злобность, уступчивость – упрямство, вежливость – грубость, сдержанность – вспыльчивость и др. По отношению к себе: требовательность – самодовольство, самокритичность – самомнение, застенчивость – кичливость, скромность – хвастливость и др. По отношению к деятельности: трудолюбие – леность, аккуратность – небрежность, внимательность – рассеянность, инициативность – косность и др. К характеру относятся и волевые особенности: решительность – нерешительность, целеустремлённость – разбросанность, самостоятельность – конформизм, смелость – трусость, мужество – малодушие и др.
Сочетание указанных черт даёт огромное количество характеров. Выделяют сильный и слабый, твёрдый и мягкий, лёгкий и тяжёлый характеры. Характер зависит от генотипа и воспитания, в том числе и от самовоспитания. Неблагоприятные генетические и социальные факторы могут приводить к формированию патологических характеров – психопатий. Среди них выделяются возбудимые психопаты (взрывчатость, крикливость, агрессивность, язвительность, нетерпимость критики), астенические психопаты (робость, застенчивость, слезливость, ранимость), паранойяльные психопаты (подозрительность, навязчивые идеи, мстительность, жестокость, борьба с «врагами»).
Направленность, или мотивационная сфера, личности представлена такими явлениями, как потребности, влечения, интересы, ценностные ориентации, цели, идеалы. Эти элементы определяют направления деятельности личности: то, к чему она стремится, то, что ей нужно. Базовый элемент в направленности личности – потребности, т.е. нужда человека в определённых факторах для нормального существования и развития. Субъективно потребность переживается как ощущение недостатка в чём-либо, как напряжение, которое снимается в ходе удовлетворения потребности. Потребности, слабо осознанные и недифференцированные, называются влечениями; осознанные и дифференцированные – желаниями; устойчивые, глубоко осознанные желания есть интересы. Последние могут быть познавательными (к математике, истории, литературе и т.д.) и практическими (стать депутатом, заработать деньги, приобрести специальность и др.) При удовлетворении потребностей человек ставит определённые цели, которые являются моделями будущих результатов. Наиболее важные обобщённые цели человека, определяющие в главном его деятельность, называются идеалами.
Существуют три базовые группы потребностей: телесные (в пище, воде, кислороде, тепловом комфорте, активности и др.), межличностные (в уважении, безопасности, привязанности, любви, ласке, справедливости, в детях, самоутверждении, лидерстве, приносить пользу людям и др.), познавательные и эстетические (в новизне, знаниях, красоте, гармонии, порядке, ритме, симметрии и др.). На основе указанных базовых потребностей формируются сложные, комбинированные потребности. Например, потребности в любви, ласке, безопасности, детях порождают у человека потребность в семье.
Предметы потребностей выступают для субъекта как ценности, которые ориентируют человека на обладание ими. Ценностные ориентации определяют направленность и степень активности человека. В отечественной науке многими авторами направленность личности, представленная доминирующими потребностями, идеалами, ценностными ориентациями, признаётся ведущим системообразующим компонентом личности. И действительно, направленность существенно влияет на все другие элементы личности. Потребности и ценности определяют нравственные нормы человека. Например, потребность в истине обусловливает норму «быть честным», потребность приносить пользу людям – норму «быть добрым», потребность в справедливости – норму «быть справедливым» и т.д. Поэтому воспитать достойного человека – это значит сформировать у него нужные данному социуму потребности.
Потребности, идеалы, ценности влияют на мышление: мотивационная сфера ставит задачи для разума – поиск путей удовлетворения потребностей и способов обладания ценностями. Решая эти задачи, разум вырабатывает программы деятельности, призванные обеспечить удовлетворение потребностей, реализацию целей и овладение значимыми для субъекта ценностями. Мотивационная сфера определяет и эмоциональные переживания человека, а также существенные характеристики мировосприятия.
Люди могут различаться по набору потребностей, по степени их развития и по формам их удовлетворения. Например, у одного потребность в новизне удовлетворяется в виде серьёзной систематической учёбы, а у другого – просто в чтении газет. Существуют социально приемлемые и социально неприемлемые формы удовлетворения потребностей. Так, большинство людей удовлетворяет потребность в самоутверждении в учёбе, спорте, научном и художественном творчестве, а некоторые, к сожалению, в насилии, создании преступных групп, пьянстве, наркомании.
В зависимости от широты круга потребностей, их разнообразия и степени выраженности мы характеризуем личность либо как богатую, развитую, обладающую большими запросами и высоким уровнем притязаний, либо же как бедную, неразвитую и даже примитивную. Если в структуре потребностей хорошо выражена потребность любить, приносить пользу людям, то это будет альтруистический тип личности (добрый человек), если же нет, – то это эгоистический тип личности (недобрый человек).
Наличие и степень выраженности межличностных и познавательно-эстетических потребностей определяют то, что именуют духовностью, или одухотворённостью, человека. Духовность – это степень владения человеком достижениями духовной культуры – морали, искусства, науки, религии, философии, политического и правового сознания (21, гл.3). Совсем бездуховных людей нет, есть люди с разной степенью духовности. Человек с высокой степенью духовности любит знания, истину и стремится к ним. Он ценит прекрасное, гармоничное, совершенное, обладает тонким художественным вкусом, увлекается искусством. Он решительный противник лжи, насилия и стойкий защитник правды, справедливости, демократии, законопослушности. Такой человек верен в дружбе, готов бескорыстно помочь людям, обладает доброжелательностью, милосердием, великодушием, т.е. способностью сочувствовать людям и прощать их прегрешения. В целом духовность определяет честь и достоинство человеческой личности.
Иногда духовность необоснованно связывают лишь с религиозностью человека. Отстаивая и прививая людям общечеловеческие нормы морали, религия действительно способствует формированию духовности, и в этом заключается положительная функция религии. Но духовность в качестве своих источников кроме религии имеет и все другие сферы культуры и жизни. Поэтому высокой духовностью могут обладать и нерелигиозные люди.
Потенциал личности представлен знаниями, умениями и способностями. Эти элементы определяют эффективность, успешность деятельности, величину её результатов. Знания – это информация о мире и самом человеке. Умения – основанная на знаниях совокупность действий, обеспечивающих решение какой-либо типовой (известной ранее) практической или теоретической задачи. В зависимости от знаний и умений личность может быть более компетентной и менее компетентной. Способности – качества личности, определяющие выполнение новых, творческих познавательных и практических действий. Способности, или интеллект, – ведущий элемент в потенциале личности. Он обусловливает не только творческий характер деятельности, но и скорость приобретения знаний и формирования умений.
Интеллект – весьма сложное образование. В его составе выделяют способности элементарные и сложные. Первые присущи всем людям, но в разной степени. К ним относятся сенсорно-перцептивные способности, память, мышление, воля, самосознание, сопереживание и др. Сложные способности формируются на основе элементарных и делятся на общие и специальные. Общие сложные способности (организаторские, коммуникативные, речевые, способности к труду, воспитанию, любви и др.) присущи всем людям, но выражены у них в разной степени. Сложные специальные способности (водительские, врачебные, финансовые, литературные, конструкторские, полководческие и др.) присущи не всем лицам, а только тем, которые занимаются соответствующими видами деятельности. В зависимости от степени развития способностей мы характеризуем личность как малоспособную, способную, талантливую, гениальную. Поскольку одни способности у человека могут быть более выраженными, чем другие, то человек может быть более (или даже очень) способным в одном отношении и менее способным в другом. Например, А.С.Пушкин был гениален в поэзии, но не был таковым в математике, о нерасположенности к которой он сам говорил.