Девятнадцатого января две тысячи пятнадцатого года. 12 страница

Опыт иностранных государств, таких как, например, Франция, Швейцария и Германия, показывает, что нотариус вполне успешно может сочетать свою профессиональную деятельность с разрешением споров и примирением сторон, при этом не претендуя на роль судьи. Действительно, по нашему законодательству нотариус не может собирать и исследовать доказательства, а также выносить решения по существу дела, но ничто не мешает нотариусу использовать свои экспертные правовые знания и нейтральную по отношению к сторонам позицию для помощи в переговорах и примирении.

С.К. Загайнова пишет: "Нотариат как орган превентивной юстиции, выполняющий важнейшие публичные функции по обеспечению юридической безопасности, должен отвечать современным потребностям участников гражданского оборота, заинтересованных в стабильности и бесспорности отношений... Поэтому особо ценным представляется такое направление реформы российского нотариата, которое реализует модель комплексного оказания нотариусом правовой помощи, предполагающей дачу консультаций, сбор необходимых для совершения нотариального действия сведений, осуществление расчетов, иных действий, в том числе осуществление действий по примирению сторон" <1>.

--------------------------------

<1> Философская энциклопедия. М., 1964. Т. 3. С. 55.

В какой форме нотариус может осуществлять разрешение споров? Пункт 6 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах" содержит прямой запрет на совмещение полномочий нотариуса с ролью третейского судьи. В то же время принятие в 2010 г. Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования спора с участием посредника (процедуре медиации)" открыло для нотариата широкие возможности по разрешению конфликтов при помощи данной процедуры. Французский специалист в сфере нотариата и медиации Э. Клер пишет: "В качестве основной цели своей деятельности нотариус должен стремиться к активному участию в предупреждении конфликтов, не только разрешая возникающие по ходу разногласия, но также предупреждая зарождение споров в дальнейшем. В этом смысле, разрешение конфликтов составляет часть превентивной функции нотариата".

В решениях XXIII Международного союза латинского нотариата, которые были приняты в Афинах в 2001 г., также отмечалось, что нотариус, который в силу своих профессиональных обязанностей должен приводить зачастую различные интересы сторон к одному знаменателю, более представителей других юридических профессий предназначен быть медиатором.

По нашему мнению, именно институт нотариата обладает существенными преимуществами для того, чтобы на его основе была реализована общероссийская система внесудебного урегулирования гражданских правоотношений. К числу этих преимуществ можно отнести:

- наличие большого количества "готовых" специалистов в лице нотариусов;

- профессиональную компетентность нотариусов - экспертность в сфере права и практический опыт в разрешении конфликтов;

- организационное единство нотариата - существование эффективно работающей системы нотариальных палат, которые могут обобщать опыт, принимать общекорпоративные нормы и правила;

- наличие инфраструктуры - каждый нотариус имеет свою контору, где может проводить соответствующие примирительные процедуры;

- близость правовой природы института нотариата и примирительных процедур, в частности процедуры медиации <1>.

--------------------------------

<1> Ралько В.В., Фомин В.А.. Нотариат в предотвращении и разрешении юридических конфликтов. Нотариальная медиация: Монография. М.: Юрист, 2014.

Все эти преимущества нотариата позволяют говорить о том, что именно он должен стать ядром системы зарождающихся в России внесудебных способов урегулирования гражданских правоотношений. Это позволит раскрыть превентивный и примирительный потенциал российского нотариата на 100% и тем самым создать для граждан дополнительные гарантии качественной защиты их прав и законных интересов.

8.4. Нотариальная медиация: понятие и сущность

Термин "медиация" имеет романские корни и происходит от латинского mediatio, которое производно от слова medium, что в буквальном переводе означает "середина" <1>.

--------------------------------

<1> Юридическая конфликтология / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1995. С. 90.

Институт медиации обладает древней историей. Он возник одновременно с появлением в обществе социальной коммуникации и социальных конфликтов. Наибольшее развитие издревле эта процедура получила в регионах с наиболее развитой торговлей. Так, многие историки находят корни современной медиации у Финикийской цивилизации (основой которой была морская торговля) и в Древнем Вавилоне. Широкое распространение получил институт посредничества на востоке - в Китае и Японии. В этих странах и сегодня нормы морали ставят примирение сторон через диалог, даже с использованием посредника, намного выше, чем решение проблемы государственным судом. Дальнейшее развитие института посредничества происходило в Древней Греции, где медиаторы были известны как proxenetas, а затем и в Древнем Риме начиная с Дигест Юстиниана появилось законодательное закрепление положения медиаторов. В римском праве они именовались по-разному: internuncius, medium, intercessor, philantropus, interpolator, conciliator, interlocutor, interpres и, наконец, mediator <1>.

--------------------------------

<1> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987. С. 658.

В современном мире медиация является одной из разновидностей посредничества и представляет собой альтернативный метод разрешения споров при участии третьей нейтральной беспристрастной стороны - медиатора (посредника), оказывающей содействие сторонам, вовлеченным в спор и добровольно участвующим в процедуре медиации, с целью выработки взаимоприемлемого и жизнеспособного решения по разрешению спора на условиях взаимного уважения и принятия права каждой из сторон защищать свои интересы <1>. Таким образом, под медиацией понимается определенная процедура, обладающая рядом специфических признаков, которые не позволяют отождествлять ее с посредничеством вообще.

--------------------------------

<1> Зайцев И.М. Спор о праве как звено связи материального права с гражданским процессом // Вопросы развития и защиты прав граждан: Межвузовский тематический сборник. Калинин, 1977. С. 44.

Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" <1> в ст. 2 определяет рассматриваемую процедуру как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

--------------------------------

<1> Медведев И.Г. Аналитический обзор по материалам работы последних конгрессов Международного союза Латинского нотариата // Цит. по: Ярков В.В. Нотариат и медиация: постановка вопроса // Третейский суд. 2005. N 5. С. 151.

Приведем основные принципы медиации.

Добровольность. Данный принцип существует сразу в нескольких аспектах. Во-первых, еще до начала процедуры медиации стороны добровольно, посредством заключения соответствующего соглашения выражают согласие на участие в процедуре медиации. Во-вторых, этот принцип распространяется и на саму процедуру и реализуется на этом этапе в возможности в любой момент прекратить процедуру без каких-либо объяснений. В-третьих, добровольность проявляется на этапе выработки и принятия решения, которое не может быть навязано стороне. В-четвертых, уже после окончания процедуры медиации исполнение достигнутого решения также является добровольным и не подлежит принудительному исполнению.

Однако в настоящее время существует спор относительно так называемой принудительной медиации. Во многих странах медиация стала весьма эффективным средством для разгрузки судов от дел, в отношении которых велика вероятность, что они закончатся примирением сторон. Так, несколько федеральных штатов США имеют правило, что дела о расторжении брака рассматриваются в суде только тогда, когда уже была проведена медиация <1>. В Англии и Уэльсе суд вправе наложить на участников спора финансовые санкции в случае, если они отказались от медиации <2>. В Аргентине с 1995 г. обязательная медиация установлена для большинства исков <3>.

--------------------------------

<1> Бессемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. Калуга, 2004. С. 47.

<2> Кузбагаров А., Зайганова С. Об использовании примирительных процедур при осуществлении правосудия по спорам частноправового характера // Арбитражный и гражданский процесс. 2006. N 2. С. 27.

<3> Ленуар Н.Н. Альтернативное разрешение споров: переговоры и медиация: Учебн.-метод. пособ. СПб., 2004. С. 25.

Нейтральность (добросовестность, беспристрастность). Данный принцип означает, во-первых, что медиатор не заинтересован в выигрыше ни одной из сторон (является объективным), а во-вторых, не выражает собственной позиции по вопросу относительно разрешения спора по существу (не дает советов, не принимает никаких решений). Некоторые исследователи относят сюда и нейтральность медиатора относительно исхода процесса. Суть данной позиции состоит в том, что целью медиации является в первую очередь содействие коммуникации сторон, помощь сторонам в осознании своих интересов и интересов друг друга. В отношении же достижения/недостижения соглашения по результатам медиации медиатор должен быть нейтрален, так как это будет лишь следствием качественно проведенной процедуры и медиатор не должен всеми силами стремиться к определенному результату - примирению сторон или др. Этот принцип является общим для медиатора и нотариуса.

Конфиденциальность. Конфиденциальность медиации является важным отличием данной процедуры от судебного процесса, в отношении которого в качестве общей нормы установлен принцип публичности. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 123 Конституции РФ, ст. 9 Закона о судебной системе, ст. 10 ГПК РФ, ст. 11 АПК РФ) разбирательство в суде является открытым за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Это связано с тем, что судопроизводство в государственных судах защищает не только интересы обратившихся сторон, но, как справедливо отмечает А.Ю. Свечинская, общественные (публичные) интересы по осуществлению контроля за правосудием.

Принцип конфиденциальности в медиации имеет двоякое значение. Во-первых, сам факт участия сторон в процедуре медиации является конфиденциальным, что выгодно отличает медиацию от рассмотрения спора в суде, которое становится достоянием гласности. Во-вторых, в ходе процедуры медиатору и сторонам нередко становится известна информация, которую сами стороны считают конфиденциальной. Обычно вопросы конфиденциальности всей полученной в ходе процедуры информации специально оговариваются в соглашении, заключенном между сторонами и медиатором. В некоторых странах медиаторы не подлежат допросу в качестве свидетелей. Например, в США важным положением Закона о медиации является п. 3 ст. 5, который устанавливает ограничения на использование информации, полученной в ходе процедуры медиации, в судебном или третейском разбирательстве. Причем гарантии конфиденциальности предоставляются независимо от того, в какой форме выражена данная информация, и независимо от того, связано ли судебное или третейское разбирательство со спором, который явился предметом примирительной процедуры.

Равноправие и равенство сторон. Первый аспект данного принципа (равноправие) состоит в том, что стороны имеют равные права в рамках переговоров и в принятии решений. Равенство же заключается в том, что сами условия проведения медиации должны исключать ситуации, при которой одна сторона будет доминировать над другой. В обязанности медиатора входит обеспечение психологического баланса между сторонами, устранение психологического давления одной стороны на другую. Данный принцип является особенно важным, когда сторонами в медиации являются лица, между которыми вне процедуры существуют отношения власти - подчинения (работник и работодатель и др.) или просто психологического доминирования, или зависимости (родители и ребенок и др.), что может негативно отразиться на процессе переговоров и принятии решения. Медиатор должен обеспечивать равноправие всех сторон процедуры медиации и не должен позволять одной или нескольким сторонам оказывать какое-либо давление в принятии решений на противоположную сторону <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // Российская газета. 1997. N 3. 6 янв.

В странах, где существует нотариат латинского типа, была реализована возможность выполнения нотариусом функций медиатора. Данная профессия среди большинства других юридических профессий является потенциально наиболее пригодной к осуществлению роли медиатора.

В соответствии с § 1 Закона Германии о нотариате нотариусы назначаются для выполнения задач, связанных с оказанием юридической помощи. То есть деятельность нотариуса в качестве медиатора, при которой его функции не ограничиваются лишь управлением переговорами, а направлены также на использование его юридической квалификации для оформления решения в юридической форме либо отказа от юридически неисполнимых решений, необходимо рассматривать в качестве служебной деятельности в области оказания юридической помощи. Правила проведения нотариусом медиации закреплены в нормативных актах, регулирующих порядок осуществления нотариусом профессиональных обязанностей. В первую очередь к ним стоит отнести: Закон Германии о нотариате, принятые на его основе постановления правительства Германии, директивы нотариальных палат и др. Деятельность нотариуса в качестве посредника происходит в двух основных формах: при удостоверении актов и при проведении официальных примирительных процедур.

В Российской Федерации институт нотариата, по нашему мнению, наиболее пригоден для развития на его основе медиативной практики. В отличие от адвоката нотариус не является представителем ни одной из сторон, можно сказать, что "нотариус - адвокат закона".

В рамках нотариального сообщества сложилось следующее понимание перспектив участия нотариуса в процедуре медиации: "Перспективным представляется понимание медиации в нотариальной деятельности как вида оказания нотариусом в процессе совершения нотариального действия квалифицированной правовой помощи, направленной на достижение обратившимися за совершением нотариального действия лицами единой позиции по совокупности их прав и обязанностей, подлежащих удостоверению (засвидетельствованию) нотариальным актом" <1>. Данное видение перспектив нотариальной медиации в России предполагает лишь использование медиативных технологий в рамках осуществления нотариальной деятельности и не раскрывает, на наш взгляд, весь потенциал института нотариата в сфере медиации.

--------------------------------

<1> Свечинская А.Ю. Принцип конфиденциальности третейского разбирательства в России // Досудебный порядок и альтернативные способы урегулирования споров: зарубежный опыт и перспективы развития в РФ: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Вологда, 22 мая 2007 г.). Вологда, 2007. С. 63.

8.5. Процедура нотариальной медиации

Нотариальная медиация как процедура состоит из ряда последовательных стадий и завершается в случае успеха заключением медиативного соглашения. В мире сложилось множество школ и подходов к проведению процедуры медиации, количеству и содержанию стадий и необходимым действиям медиатора на каждой из них. В литературе можно встретить достаточно много подходов к проведению процедуры. Например, Дж. Фолберг и А. Тейлор предлагают разделить всю процедуру на семь ступеней, начиная с беседы со сторонами о медиации <1>. К. Мур различает 12 ступеней, включая предварительную фазу, но исключая фазу реализации решения, достигнутого сторонами <2>. Х. Бессемер, обобщая наиболее распространенные подходы, выделяет семь этапов процедуры <3>. Отечественные школы медиаторов в основном исходят из пяти- или семиступенчатой процедуры медиации <4>.

--------------------------------

<1> Носырева Е.И. Альтернативное разрешение споров в США. М., 2005. С. 113 - 115.

<2> Ракитина Л.Н. Медиация (посредничество): как урегулировать спор, не обращаясь в суд / Л.Н. Ракитина, О.А. Львова. М., 2008. С. 51; Медиация как метод внесудебного разрешения споров / Отв. ред. С. Шепилова. М., 2006. С. 49.

<3> Юнг Г.-В. Адвокат и нотариус в качестве медиатора // Медиация в нотариальной практике (Альтернативные способы разрешения споров). М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 114.

<4> Алеев Р. Афоризмы о нотариате. М., 2003. С. 3.

Причем законодательная практика как в России, так и за рубежом не пошла по пути четкой правовой регламентации процедурных вопросов, оставив их на усмотрение самих сторон и медиаторов. В рамках данной работы мы не будем уделять внимание разбору всех возможных стадий и подходов к стадиям и осветим тот, который, по нашему мнению, может наиболее эффективно применяться в нотариальной практике в Российской Федерации.

Первая стадия - премедиация. На этом этапе происходит подготовка к проведению процедуры нотариальной медиации, заключается соглашение о проведении процедуры медиации.

Данное соглашение закрепляет намерение сторон урегулировать возникший между ними спор с помощью процедуры медиации. Следует отметить, что Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" разделяет соглашение о применении процедуры медиации и соглашение о проведении процедуры медиации. Первое представляет собой соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

Второе - это соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами.

Таким образом, соглашение о применении процедуры медиации (в том числе медиативная оговорка) закрепляет принципиальное согласие сторон на применение процедуры медиации в случае возникновения между сторонами разногласий, а соглашение о проведении процедуры медиации означает начало процесса урегулирования конфликта. Заключением последнего оканчивается первая стадия медиации <1>.

--------------------------------

<1> Черемных И.Г. Перспективы участия нотариуса в процедуре медиации // Современное право. 2006. N 11. С. 58.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" к такому соглашению предъявляются определенные требования. Во-первых, оно должно быть заключено в письменной форме. Во-вторых, должно содержать сведения:

1) о предмете спора;

2) медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;

3) порядке проведения процедуры медиации;

4) об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;

5) о сроках проведения процедуры медиации.

Заключение данного соглашения обладает рядом правовых последствий, в частности от этого зависит возможность сторон обратиться в суд за разрешением спора. ГПК РФ устанавливает, что суд возвращает исковое заявление, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором (п. 1 ст. 135 ГПК РФ). Из совокупности положений п. 1 ст. 128, п. 1 ст. 126 и ст. 129 АПК РФ следует, что арбитражный суд, установив, что при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству истец не представил документы, подтверждающие соблюдение им претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором, выносит определение об оставлении заявления без движения, и если этот недостаток не будет устранен, то суд возвращает заявление.

Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" в п. 1 ст. 4 закрепил, что если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации и обязались в течение оговоренного для ее проведения срока не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между сторонами, суд или третейский суд признает силу такого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случаев, когда одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права. В данном случае вызывает сомнение фраза о необходимости защитить свои права, ведь, обращаясь к процедуре медиации, стороны конфликта преследуют именно цель защитить свои права и интересы.

При этом Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" содержит перечень обстоятельств, которые прекращают процедуру медиации с указанием документов, которые составляются в связи с наступлением того или иного обстоятельства (ст. 14), что, кстати, в целом соответствует ст. 11 Типового закона ЮНСИТРАЛ "О международной согласительной процедуре" <1>. Мы считаем, что такие документы могут подтверждать в суде или в третейском суде соблюдение истцом предусмотренного договором досудебного порядка разрешения спора.

--------------------------------

<1> Jay Folberg & Alison Taylor, Mediation. A Comprehensive Guide to Resolving Conflicts without Litigation. San Fracisco-Oxford, 1984.

На этом этапе нотариусу необходимо также согласовать со сторонами ряд вопросов, которые позволят в дальнейшем эффективнее провести процедуру медиации и быстрее привести стороны к соглашению.

Закон о медиации устанавливает, что примирительная процедура может быть инициирована одной из сторон конфликта путем направления другой стороне соответствующего предложения об обращении к процедуре медиации, которое должно содержать сведения, обязательные для соглашения о проведении медиации. Предложение о проведении медиации должно быть принято в течение 30 дней (если иной разумный срок не согласован сторонами или не указан в самом предложении). Если в течение этого срока сторона, направившая предложение, не получит ответа, то предложение о проведении медиации считается отклоненным (п. 5 ст. 7 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"). При этом предложение стороне спора о проведении примирительной процедуры может быть сделано по просьбе одной из сторон медиатором или организацией, обеспечивающей проведение медиации (п. 7 ст. 7 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)").

На данном этапе медиации важно определить ее участников. Как отмечает Катарина Грефин фон Шлиффен, в спорах со значительным количеством конфликтующих участие в медиации не обязательно должны принимать все. В каждом конкретном случае (например, при медиации по делам, связанным с охраной окружающей среды) необходимо решить вопрос, какие лица должны участвовать в процедуре, а какие - нет. Естественно, медиация не может проводиться с ущемлением интересов третьих лиц.

Заключение соглашения о проведении процедуры медиации имеет не только процедурное значение в рамках самой медиации (начинается вторая стадия процедуры - процедура медиации), но и влечет определенные юридические последствия.

Часть этих последствий носит материально-правовой характер: в соответствии с ч. 4 ст. 202 ГК РФ с момента заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации приостанавливается течение сроков исковой давности.

Другая часть - процессуально-правовые последствия: если спор находится на рассмотрении в государственном или третейском суде, то с момента заключения соглашения о проведении процедуры медиации рассмотрение гражданского дела откладывается на срок до 60 дней (ст. 158 АПК РФ, ст. 169 ГПК РФ). Процессуально-правовые последствия могут иметь место и в отношении нотариального производства. Так, если при совершении нотариального действия (например, при разделе супругами совместно нажитого имущества, при разделе наследственного имущества и т.д.) стороны нотариального производства не могут прийти к единому соглашению, то нотариус может порекомендовать им обратиться к медиатору. В таком случае соглашение о проведении процедуры медиации может стать основанием для временной остановки нотариального производства.

После того как медиативное соглашение было заключено, а также были точно определены участники процедуры медиации, начинается переход ко второй стадии.

Вторая стадия - введение в процесс медиации. После того как организационные и правовые вопросы были согласованы сторонами и медиатором в ходе первой стадии, нотариус-медиатор встречается со сторонами и проясняет для них вопросы формата процедуры медиации, их взаимодействия между собой и с медиатором.

О.В. Авимская выделяет следующие основные задачи, которые реализует медиатор на данном этапе:

- уточнить информированность сторон о процессе медиации;

- выяснить ожидания сторон от медиации (чего бы они хотели достичь);

- рассказать сторонам о принципах медиации, о том, что их ожидает в процессе медиации;

- определить правила общения и построения диалога в процессе медиации;

- "возвратить" сторонам ответственность за разрешение спора;

- создать атмосферу доверия и безопасности <1>.

--------------------------------

<1> Christopher W. Moor. The Mediation Process. San Francisco, 1986. P. 19 - 24.

Нотариус-медиатор реализует все эти задачи с главной целью - создать у сторон доверие к процедуре и медиатору, для того чтобы они могли максимально конструктивно подойти к разрешению своего конфликта и не тратить время на эмоциональные перепалки, что нередко случается в начале процедуры.

Соответственно на данной стадии главным действующим лицом процедуры является сам медиатор, который дает сторонам максимальную информацию о содержании и форме предстоящей процедуры.

Третья стадия. Мы называем эту стадию позиционной, так как главная ее цель заключается в том, чтобы услышать правовые позиции обеих сторон - их требования.

Прежде чем разрешать конфликт по существу, нотариусу-медиатору необходимо максимально полно услышать и понять позиции обеих сторон по спорному вопросу. Для этого медиатор предлагает каждой из сторон рассказать о своем видении сложившейся ситуации.

На этом этапе нотариус-медиатор начинает применять первые инструменты медиации.

А. Построение стены. Нередко возникает ситуация, когда одна сторона не дает другой полностью высказать свою позицию: начинает спорить, прерывать ее и всячески активизирует конфликт.

Важная задача медиатора - помочь сторонам услышать друг друга, а не скатываться в привычный спор. Для этого медиатор строит между сторонами символическую стену. Это делается путем следующей примерной декларации нотариуса-медиатора: "На данной стадии стороны не должны коммуницировать между собой и общаются друг с другом только через медиатора". Это позволяет сделать общение сторон более конструктивным и к тому же дает шанс на то, что одна сторона лучше услышит и поймет позицию другой, когда не будет иметь возможности спорить и должна будет выслушать ее.

Как отмечают специалисты, данный этап помогает прояснить, какие именно вопросы являются предметом спора. Этот процесс может дать ключевую информацию о том, как стороны могут сотрудничать и что может служить основой для достижения консенсуса <1>.

--------------------------------

<1> Бессемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. Калуга, 2004. С. 69 - 71.

Б. Активное слушание. Этот инструмент пришел в медиацию из психологии. Активное слушание подразумевает не просто пассивное выслушивание позиции стороны, но и уточнение этой позиции путем уточняющих и исследующих вопросов.

В частности, медиатор может попросить сторону осветить какой-то аспект ее позиции подробнее, уточнить, правильно ли он понял ее позицию, попросить расшифровать какой-либо из использованных стороной терминов. Как ни парадоксально это звучит, но использование данного инструмента позволяет не только другой стороне и медиатору лучше понять позицию стороны, но и сама сторона, отвечая на уточняющие вопросы медиатора, может лучше определиться в том, чего же она на самом деле хочет и почему.

Наши рекомендации