Определение массы и ее психологические характеристики

Понятие «массы» как одного из элементов стихийных социальных групп до сих пор однозначно не определено.

Первое представление о понятии «массы» связывают с интерпретацией 3. Фрейда, который считал массу сообществомлюдей, где существует либидонозная привязанность и к вождю (лидеру), и между индивидами. По Фрейду, «первичная масса» — это масса, имеющая вождя и не обладающая качествами индивида. Это какое-то количество индивидов, которые сделали своим «Я-Сверх» один и тот же объект и оттого в своем «Я» идентифицировались между собой. Фрейд ввел понятие и массы гомогенной — массы психологической, состоящей из однородных индивидов.

Г. Блуммер использует понятие «масса» для обозначения элементарного и спонтанного коллективного группирования, наделенного множеством признаков, определяющими из которых являются признаки анонимности, физической рассредоточенности, неорганизованности.

Э. Канетти, по сути дела, синонимизирует понятия «масса и «толпа»: переходы от одного к другому при описании их психологических свойств делаются без всяких попыток эти понятия «развести».

Советские исследователи рассматривали массу как более или менее стабильное образование с довольно нечеткими границами, однако в значительной степени организованное. В этом представлении заложено внутреннее противоречие: ведь в таком случае это образование перестает быть стихийным.

Термины «толпа и «масса» употребляются без достаточного разграничения, нередко они встречаются как синонимы. Строго говоря, это не всегда корректно. Представляется, что понятие «масса» может рассматриваться как обобщение, определяющее некую абстрактную социальную общность людей. В таком смысле говорят, например, о «трудящихся массах». Понятие «толпа» выражает ситуационно конкретную совокупность представителей людской массы. В этом смысле можно говорить о том, что всякая толпа есть одновременно и масса, но не всякая масса собравшихся в одном месте и в одно время людей есть толпа. Например, «масса народу» на огромном вещевом рынке все-таки не толпа. А большие скопления болельщиков или зрителей на трибунах стадионов остаются «массой» с возможностью трансформироваться в «толпу». Справедливо отметить, что любое более или менее значительное реальное скопление людей («масса») при вполне определенных обстоятельствах в считанные минуты может превратиться в толпу.

Все же необходимо различать «массу» и «толпу» как самостоятельные стихийные социальные группы.

Масса обладает статистическим характером общности. Это означает, что данная общность совпадает с множеством дискретных «единиц» и не представляет собой какого-либо самостоятельного, целостного образования, отличного от составляющих ее элементов.

Масса — статистически вероятностная общность. Это означает, что вхождение индивидов в данную общность носит неупорядоченный, случайный характер. Такая общность практически всегда отличается открытыми, размытыми границами, неопределенным количественным и качественным составом.

Масса — общность, отличающаяся ситуативным характером. Это означает, что она образуется и функционирует исключительно на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможна вне ее.

Масса почти всегда является неустойчивым образованием, меняющимся от случая к случаю, от одной конкретной ситуации к другой.

Масса — общность выражение гетерогенная, т.е. разнородная. Она откровенно внегрупповая или межгрупповая. В подобной общности разрушаются границы между всеми существующими социальными, демографическими, политическими, региональными, образовательными и иными группами.

Масса имеет ряд отличительных черт:

— ее члены могут занимать различное общественное положение,

происходить из любого слоя общества;

— она может включать людей с различными классовыми позициями,

отличающихся друг от друга по профессиональному признаку,

культурному уровню и материальному состоянию;

— масса является анонимной группой или, точнее, состоит из

анонимных индивидов;

— между членами массы почти нет взаимодействия и обмена переживаниями;

— обычно члены массы физически отделены друг от друга и, будучи анонимными, не имеют возможности «толочься», как это делают люди в толпе;

— масса имеет очень рыхлую организацию и неспособна действовать согласованно и едино, что отличает толпу;

— масса лишена черт общества или общины;

— у массы нет ни социальной организации, ни обычаев и традиций, ни организованных установок, ни структуры статусных ролей, ни закрепившегося умения.

Психологические характеристики массы состоят в следующем.

Масса импульсивна, изменчива. Ею руководит почти исключительно бессознательная сфера. Импульсы, которым повинуется масса, могут быть благородными или жестокими, героическими или трусливыми. Однако они настолько повелительны, что побеждают личное, даже инстинкт самосохранения.

Масса ничего не делает преднамеренно. Если даже она страстно чего-нибудь хочет, то все-таки это продолжается недолго. Она не способна к длительному проявлению чувства, не выносит никакой отсрочки между своим желанием и осуществлением его. У нее есть чувство всемогущества.

Масса чрезвычайно легко поддается внушению. Она легковерна. Она лишена критики. Чувства массы очень просты и чрезмерны. Масса не знает ни сомнений, ни колебаний и немедленно переходит к самым крайним действиям. Высказанное подозрение превращается у нее в неопровержимую истину, зародыш антипатии — в дикую ненависть.

Масса — раздражительна. Склонная ко всему крайнему, масса возбуждается чрезмерными раздражениями. Чтобы увлечь массу, нужно обращаться не к разуму, она лишена его, а к воображению.

Масса никогда не знает жажды истины. Она требует иллюзий, от которых не может отказаться. Ирреальное всегда имеет у нее преимущество перед реальным. Несуществующее влияет на нее столь же сильно, как и существующее. Не логика правит массой, а легенда. Не наука способна завоевать массу, а мифы, которые создадут для нее. Мифы легко запомнить. Они апеллируют к чувствам плебса.

Для того чтобы управлять массой, должна определиться элита. Тот, кто хочет влиять на нее, не чуждается ни в какой логической оценке своих аргументов. Он должен рисовать самые яркие картины, преувеличивать и повторять все одно и то же.

Наши рекомендации