Этап выполнения действий материализованной форме
Основное содержание этого этапа составляет решение ряда специально подобранных задач, используя схему ООД. Испытуемый совместно с экспериментатором вычисляет день недели, в который он родился и день недели, на который приходится день рождения, например, в текущем году (т.е. вычисляются даты, значимые для испытуемого). Затем можно вычислить с помощью метода "ручного календаря" исторические даты (начало войны - 22 июня 1941 года, воскресенье...). Варианты задач, решаемые испытуемым на этом и последующих этапах, содержательно отличаются постановкой задачи.
1 тип задач: дан год, определить на какой день недели приходится интересующая испытуемого число.
2 тип задач: дан год, определить каким числом будет такой-то день недели.
На этапе выполнения действия в материализованной форме достаточно дать испытуемому 2-3 задачи.
Чем меньше возраст испытуемого и чем менее наработаны у него самостоятельные способы организации познавательной деятельности, тем более медленно, развернуто и с четкой Фиксацией должна выполняться каждая операция. Испытуемый имеет перед глазами обе части ООД, и при выполнении каждой операции развернуто объясняет смысл произвольных вычислений. Испытуемый каждый раз проверяет произведенные им вычисления систематическим перебором дат и дней недели по пальцам. Как и на предыдущих этапах здесь возможны 2 варианта поведения экспериментатора.:
1-ый вариант: авторитарная позиция экспериментатора; взаимодействие с испытуемым только с помощью схем ООД (без элементов ручного контакта, т.е. без демонстрации на руке испытуемого соответствия вруцелетных букв определенным фалангам указательного пальца); избегание ситуаций, в которых испытуемый вносит свои предложения по содержанию схемы ООД: повелительная интонация и безапелляционность приводимых экспериментатором аргументов.
2-ой вариант - максимально развернутое взаимодействие испытуемого и экспериментатора с элементами ручного" контакта.
В дальнейшем на этом этапе производятся:
а) начальная отработка временных показателей навыка. Для этого увеличивается скорость подачи указаний на последовательность алгоритмических шагов:
б) отработка разумности и сознательности при использовании метода "ручного календаря". Для этого испытуемый каждый раз (в зависимости от динамики усвоения) поясняет смысл и содержание выполняемых операций:
в) отрабатываются сложные для запоминания места схемы ООД. Таких статистически сложных этапов взаимопонимания представленного материала два: (1) это соответствие вруцелетных букв определенным фалангам указательного пальца. (2) соответствие 1-х чисел месяцев определенным вруцелетным буквам.
В зависимости от позиции экспериментатора и способов взаимодействия с испытуемым возможны два варианта.
1 вариант: экспериментатор навязывает испытуемому заранее выработанные мнемические средства и организует последовательно процесс запоминания.
2-ой вариант: экспериментатор показывает свой вариант мнемических средств и организует взаимодействие с испытуемым с полной передачей инициативы испытуемому по выработке мнемических средств, беря на себя исполнительские функции в этом взаимодействии. Экспериментатор может продемонстрировать собственные мнемические средства при постановке такой задачи как до решения ее испытуемым, так и после.
г) На этом же этапе экспериментатор постепенно передает контрольные функции самому испытуемому.
При 1-ом варианте взаимодействия экспериментатора и испытуемого передача контрольных функций сводится к постепенно сокращаемым; речевым пояснениям своих операций и самостоятельной оценке правильности решения очередной задачи до сообщения этой оценки со стороны экспериментатора.
При 2-ом варианте испытуемый может использовать экспериментатора для исполнительских функций, давая ему указания производить вычисления по формулам, и производя конечные вычисления по руке экспериментатора. Проверка правильности произведенных вычислений будет производится самим испытуемым по календарю.