Этап выполнения действий материализованной форме

Основное содержание этого этапа составляет решение ряда специально подобранных задач, используя схему ООД. Испытуемый совместно с экспериментатором вычисляет день недели, в который он родился и день недели, на который приходится день рождения, например, в текущем году (т.е. вычисляются даты, значимые для испытуемого). Затем можно вычислить с помощью метода "ручного календаря" исторические даты (начало войны - 22 июня 1941 года, воскресенье...). Варианты задач, решаемые испытуемым на этом и последующих этапах, содержательно отличаются постановкой задачи.

1 тип задач: дан год, определить на какой день недели приходится интересующая испытуемого число.

2 тип задач: дан год, определить каким числом будет такой-то день недели.

На этапе выполнения действия в материализованной форме доста­точно дать испытуемому 2-3 задачи.

Чем меньше возраст испытуемого и чем менее наработаны у него самостоятельные способы организации познавательной деятельности, тем более медленно, развернуто и с четкой Фиксацией должна выпол­няться каждая операция. Испытуемый имеет перед глазами обе части ООД, и при выполнении каждой операции развернуто объясняет смысл произвольных вычислений. Испытуемый каждый раз проверяет произве­денные им вычисления систематическим перебором дат и дней недели по пальцам. Как и на предыдущих этапах здесь возможны 2 варианта пове­дения экспериментатора.:

1-ый вариант: авторитарная позиция экспери­ментатора; взаимодействие с испытуемым только с помощью схем ООД (без элементов ручного контакта, т.е. без демонстрации на руке ис­пытуемого соответствия вруцелетных букв определенным фалангам ука­зательного пальца); избегание ситуаций, в которых испытуемый вносит свои предложения по содержанию схемы ООД: повелительная интонация и безапелляционность приводимых экспериментатором аргументов.

2-ой вариант - максимально развернутое взаимодействие испытуемого и экс­периментатора с элементами ручного" контакта.

В дальнейшем на этом этапе производятся:

а) начальная отработка временных показателей навыка. Для этого увеличивается скорость подачи указаний на последовательность алго­ритмических шагов:

б) отработка разумности и сознательности при использовании ме­тода "ручного календаря". Для этого испытуемый каждый раз (в зави­симости от динамики усвоения) поясняет смысл и содержание выполняе­мых операций:

в) отрабатываются сложные для запоминания места схемы ООД. Та­ких статистически сложных этапов взаимопонимания представленного материала два: (1) это соответствие вруцелетных букв определенным фалангам указательного пальца. (2) соответствие 1-х чисел месяцев определенным вруцелетным буквам.

В зависимости от позиции экспериментатора и способов взаимо­действия с испытуемым возможны два варианта.

1 вариант: экспериментатор навязывает испытуемому заранее вы­работанные мнемические средства и организует последовательно про­цесс запоминания.

2-ой вариант: экспериментатор показывает свой вариант мнемических средств и организует взаимодействие с испытуемым с полной передачей инициативы испытуемому по выработке мнемических средств, беря на себя исполнительские функции в этом взаимодействии. Экспериментатор может продемонстрировать собственные мнемические средства при постановке такой задачи как до решения ее испы­туемым, так и после.

г) На этом же этапе экспериментатор постепенно передает конт­рольные функции самому испытуемому.

При 1-ом варианте взаимодействия экспериментатора и испытуемо­го передача контрольных функций сводится к постепенно сокращаемым; речевым пояснениям своих операций и самостоятельной оценке правильности решения очередной задачи до сообщения этой оценки со стороны экспериментатора.

При 2-ом варианте испытуемый может использовать эксперимента­тора для исполнительских функций, давая ему указания производить вычисления по формулам, и производя конечные вычисления по руке экспериментатора. Проверка правильности произведенных вычислений будет производится самим испытуемым по календарю.

Наши рекомендации