Проектирование труда для команд
Каждый из рассмотренных выше подходов направлен на проектирование труда отдельных сотрудников, работающих относительно независимо друг от друга. Но иногда работу необходимо организовывать скорее для выполнения целой командой, чем отдельным сотрудником. Существует несколько причин, по которым руководители часто предпочитают проектирование труда для команды.
Во-первых, если работа чрезмерно сложная и требует большого набора специальных навыков, то может потребоваться больше квалифицированных знаний, чем в состоянии эффективно овладеть и предоставить отдельный сотрудник.
Во-вторых, труд, организованный для команды, дает сотрудникам больше возможностей для развития удовлетворительных социальных отношений друг с другом.
А иногда труд разрабатывается для командной работы просто потому, что технологии, имеющиеся в организации, требуют от сотрудников взаимозависимой работы.
Большинство исследований по проектированию труда для команд осуществлялось в более общей области формирования эффективной команды и сосредоточивалось на работе «автономных», «самоуправляемых» или «самонаправляемых» команд. Так как эти команды обычно несут определенную ответственность за результаты своих рабочих операций и процессов, то понимание того, как работа должна быть организована, требует также оценки и того, как команда структурирована и мотивирована в целом.
Многие из основных идей и концепций, относящихся к самоуправляемым командам, первоначально разрабатывались исследователями, занимающимися теорией социотехнических систем — подходом, цель которого заключается в оптимизации связей между социальными и техническими аспектами организации (Trist et al, 1963; Trist et al., 1977). Более новые и всесторонние модели работы самоуправляемых команд были разработаны Дж. Р. Хекманом и его коллегами (Hackman, 1987; Hackman and Oldham, 1980). Разработанная Дж. Р. Хекманом и Г. Р. Олдхэмом (Hackman and Oldham, 1980: 187) модель показана на рис. 3. Согласно модели, общая результативность рабочей команды в организации определяется как совокупная функция трех промежуточных «критериев процесса»:
(1) приложение достаточных усилий, применяемых к выполнению групповой задачи;
(2) уверенность, что знания и навыки членов команды применимы к решению задачи;
(3) наличие у команды методики и применение ею стратегий выполнения или приемов совместной работы, подходящих для решения групповых задач.
Рис. 3. Модель Дж. Р. Хекмана для самоуправляемых рабочих команд
Дж. Р. Хекман выделил три основные особенности организации работы группы, важные для достижения результатов в рабочих процессах.
Во-первых, предполагается, что усилия членов группы зависят от структуры групповых заданий. Основываясь на ранее рассмотренной теории характеристик работ, он предположил, что групповые задания должны обладать высоким мотивационным потенциалом. Это значит, что:
· задание требует от членов команды применения разнообразных навыков;
· оно должно быть полной и законченной частью большой работы;
· необходимо, чтобы члены команды были обеспечены регулярной и надежной обратной связью по результатам работы команды;
· членам команды должна быть предоставлена самостоятельность при принятии совместных решений по поводу выполнения работы;
· результаты выполнения заданий должны быть значимыми для других людей.
Во-вторых, Дж. Р. Хекман предполагает, что состав группы непосредственно влияет на объем знаний и навыков, применяемых при выполнении заданий. Он предложил четыре наиболее значимых аспекта состава команды:
(1) члены команды должны обладать высокой компетенцией, необходимой для выполнения задания;
(2) их численность должна быть достаточной для выполнения работы;
(3) они должны обладать навыками межличностного общения на приемлемом уровне;
(4) должны иметь относительно разные биографии и таланты.
Наконец, Дж. Р. Хекман утверждает, что на используемые группой стратегии выполнения задания оказывают влияние групповые нормы. Нормы влияют на то, как команды воспринимают окружающую среду и регулируют поведение своих членов, воздействуя тем самым на выбор стратегий и эффективность их применения. Согласно Дж. Р. Хекману, трудность организации групповой работы состоит в создании ситуации, способствующей членам команды совместно развиваться и поддерживать нормы, улучшающие анализ среды и регулирование поведения членов группы в соответствии с командными задачами.
Хотя ни одно исследование системно не проверяло всю модель Дж. Р. Хекмана, ряд исследований работы самоуправляемых команд непосредственно связан с некоторыми из критериев модели. Например, некоторые самоуправляемые команды несут ответственность за принятие решений, которые непосредственно воздействуют на состав группы. То есть они в значительной мере предопределяют решения о найме или увольнении своих членов. Индивидуально члены группы также часто отвечают за оценку результативности работы своих коллег в группе. Таким образом, некоторые команды вводят такую групповую особенность проектирования труда, как обеспечение наличия у каждой команды необходимого для решения задач набора навыков и навыков общения в группе.
Более того, в нескольких исследованиях команда назначается для полного выполнения продукта или рабочего процесса. Команды обычно составляют график своей работы, принимают решения о том, какие работники будут выполнять конкретные задания в течение рабочего дня, устанавливают перерывы в работе, составляют график технического обслуживания оборудования и определяют частоту проверки качества продукции. Более того, команда регулярно получает обратную связь о результативности выполнения работы. Таким образом, многие самоуправляемые команды вводят такие функции в проектирование выполнения заданий, как самостоятельность и обратная связь, чтобы гарантировать высокий уровень потенциального контроля работы и в результате высокий уровень прилагаемых командой усилий. Наконец, несколько более описательных исследований работы самоуправляемых организационных команд подчеркивают важность и разнообразие групповых норм, которые могут играть роль при формировании и переформировании того, как команда проектирует свой труд (Hackman, 1990).
В целом результаты исследований, оценивающих воздействие этих элементов проектирования труда на производительность команды, присутствие членов команды на работе и удовлетворенность трудом, очень положительны. Например, Дж. Л. Коттон (Cotton, 1993) проанализировал несколько исследований и пришел к выводу, что самоуправляемость приводит к увеличению производительности у 83% исследованных команд, к снижению уровня прогулов у 79% и увеличению удовлетворенности трудом у 93%. Только незначительное число исследований показало, что результаты труда фактически снизились после введения командной работы.
Несмотря на эти многообещающие результаты, подходы к командной работе, подобно всем другим рассмотренным здесь подходам к проектированию труда, имеют свои ограничения. Одно из них состоит в неспособности сторонников командной работы признать, что существуют индивидуальные различия в том, как члены команды реагируют на групповую динамику. За небольшим исключением, сторонники командной работы просто полагают, что все сотрудники одинаково положительно реагируют на опыт работы в группе. Однако, как мы уже отмечали раньше, существует множество доказательств неодинаковости восприятия людьми различных условий работы. Во-вторых, как и в двухфакторной теории мотивации, здесь до сих пор не разработан инструмент для оценки различных аспектов командной работы. Таким образом, трудно определить, является ли эффективность командной работы результатом влияния на нее особенностей, связанных с композицией группы, групповыми задачами, групповыми нормами или другими аспектами проектирования труда. Наконец, если командная работа положительно влияет на производительность и установки членов команды, могут потребоваться изменения в различных организационных программах и режимах работы. Например, может оказаться нужным, чтобы поведение менеджеров, которые находятся вне команды, было бы в большей степени направлено на помощь, чем при традиционных методах работы. Могут также потребоваться такие методы подготовки и системы оплаты труда, которые поддерживают командное выполнение работы. Создание самоуправляемых команд без этих поддерживающих элементов снижает и сокращает их положительное воздействие на личные и организационные результаты.
ВЫВОДЫ
В этой главе был дан обзор пяти подходов к проектированию труда: четыре фокусировались на проектировании труда отдельных сотрудников, а пятый — на проектировании командной работы. При внимательном рассмотрении подходов были отмечены их сильные и слабые стороны. В настоящий момент необходимо провести исследование, которое бы сравнило и сопоставило долгосрочные результаты применения каждого из этих подходов. Более того, требуется анализ, который бы оценил их влияние на определенные культуры и страны. Исходя из предварительного доказательства того, что люди в разных странах имеют тенденцию по-разному определять работу (см. England and Harpaz, 1990), значимой целью данного исследования будет определение того, по-разному ли реагируют сотрудники на рабочие установки, основанные на их национальном или культурном определении понятия труда и трудовой деятельности. В-третьих, в этой главе описано, что исследование установило, какие элементы организационной практики и политики (например, методы подготовки, система оплаты, управленческое поведение) поддерживают и усиливают каждый из подходов к проектированию труда. Наконец, требуются исследования, которые бы оценили процедуры, необходимые для внедрения различных подходов к проектированию труда. Должно ли внедрение изменений по проектированию труда находиться только в компетенции менеджеров или перед внедрением изменений нужно консультироваться с сотрудниками? Если последнее, то каков именно должен быть вклад сотрудников в проектирование их собственного труда? Исследования таких вопросов немаловажны для того, чтобы и дальше создавать эффективные стратегии проектирования труда в организациях.
Yitzhak Fried
Wayne State University
Anne Cummings
University Pennsylvania
Greg R. Oldham
University of Illinois at Urbana-Champaign
[1] В России комплекс аналогичных проблем решался в рамках научной организации труда (НОТ). В отечественном ГОСТе в 1974 г. было закреплено определение научной организации труда: это «организация труда, основанная на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в производство, которая позволяет наиболее эффективно соединить технику и людей в едином производственном процессе и обеспечивает повышение производительности труда, сохранение здоровья человека и постепенное превращение труда в первую жизненную необходимость» (Смирнов Е. Л. Справочное пособие по НОТ. — М.: Экономика, 1986. — С. 17). Там же отмечено, что научная организация труда рассматривается как непрерывный динамичный процесс совершенствования организации труда на научной основе с целью повышения его производительности. Определено 8 основных направлений НОТ: разработка и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда, улучшение организации подбора, подготовки и повышения квалификации кадров, совершенствование организации и обслуживания рабочих мест, рационализация трудового процесса, внедрение передовых приемов и методов труда, совершенствование нормирования труда, внедрение рациональных форм и методов материального и морального стимулирования, улучшение условий труда, укрепление дисциплины труда и развитие коммунистического отношения к труду. При условии освобождения от идеологической нагрузки содержание отечественного НОТ во многом совпадает с содержанием «job design», однако не во всем: вопросы подбора и развития персонала, стимулирования, обеспечения дисциплины рассматриваются за рубежом в контексте концепции управления человеческими ресурсами. Поэтому в данной книге мы считаем более адекватным использование термина «проектирование труда», а не «организация труда». — Примеч. науч. ред.
[2] «Industrial engineering» можно, по-видимому, перевести и как «организация производства». В Советском энциклопедическом словаре дано такое определение организации производства: это «форма, порядок соединения труда с вещественными элементами производства в целях обеспечения выпуска высококачественной продукции, достижения высокой производительности общественного труда на основе лучшего использования производственных фондов и трудовых ресурсов». Тем не менее ориентация «Industrial engineering» на технократический аспект проектирования труда более адекватно может быть отражена понятием «техническое проектирование». — Примеч. науч. ред.
[3] Часто встречается перевод фамилии Herzberg как Херцберг. По-видимому, придется воспринимать фамилию этого выдающегося ученого в двух вариантах: Герцберг и Херцберг. — Примеч. науч. ред.
[4] Установка (аттитюд) — состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. — Примеч. науч. ред.