Предоставление положительной обратной связи
Многие тренеры понимают ценность похвалы и признания (положительной обратной связи), но затрудняются сопоставить их с отрицательной обратной связью. При изучении НЛП и психологии важно понять роль положительного подкрепления. Оно, очевидно, создает намного более мощную мотивацию, чем отрицательное. Хотя продолжительное отрицательное подкрепление может привести к краткосрочному прекращению нежелательного поведения, обычно оно не способствует хорошим результатам. Фактически, оно может вызвать странные, непредсказуемые изменения поведения.
Во многих случаях тренеры не решаются дать обратную связь, так как не знают, как четко объяснить, что имеют в виду. Они не могут найти подходящие слова, чтобы выразить свои искренние чувства. Часто это всего лишь: «Да, все правильно».
Независимо от интонации, такая краткость вряд ли может помочь передать истинные впечатления и отразить намерения тренера. Широкий спектр навыков и методов НЛП предоставляет тренеру средства для эффективной работы. Для обеспечения действенности и результативности положительной обратной связи следует соблюдать три условия:
· Быть конкретным.
· Подкреплять личностные качества.
· Акцентировать выгоды.
Конкретность позволяет тренеру придать глубину словам, которые могли бы выглядеть случайным замечанием. Например, предоставляя положительную обратную связь на какой-нибудь вопрос, тренер может сказать:
«Больше всего мне нравится, как вы постепенно логически изучаете вопрос».
«Вы задали вопрос четко и ясно».
«То, что касается применения в будущем, вы сформулировали очень четко и попали в самую точку».
Конкретность не требует обращения к жаргону НЛП, но позволяет обучающемуся получать точную обратную связь. В этом случае создается устойчивое впечатление, что тренер имеет в виду именно то, о чем говорит. Вместе с раппортом, калибровкой и соответствующим использованием паттернов языка соблюдение этих условий создает предпосылки для содержательной ответной реакции.
Часто в основе успешных действий обучающегося лежат стимулирующие факторы. Среди них такие свойства человеческой личности, как терпение, настойчивость, внимание к деталям, тактичность, тщательность и др. Если тренер ценит эти личностные качества и хочет, чтобы обучающиеся продолжали проявлять их, то должен, сосредоточившись на их проявлении, подкрепить их через положительную обратную связь.
Некоторые примеры подкрепления личных качеств:
«Я рад, что вы проявили инициативу». «Вы были настойчивы, но справедливы». «Это творческий подход».
Многие, особенно те, кто ориентирован на результат, хотят быть уверены в целесообразности или ценности того, что они делают. Третье условие повышения значимости положительной обратной связи состоит в обозначении преимуществ. Сообщите обучающемуся, какую выгоду вы, или организация, или другие обучающиеся, или клиент получите от использования конкретного навыка, например:
«Этот вопрос помог другим членам группы». «Вы действительно помогли мне точнее объяснить происшедшее, задав это вопрос».
Выбирайте подходящие слова. Но, давая положительную обратную связь, будьте конкретны, стимулируйте проявление личных качеств обучающихся и/или подчеркивайте выгоды. Соблюдая указанные три условия, можно представить это так:
«Я рад, что во избежание недопонимания вы задали уточняющий вопрос. Иначе могла бы возникнуть неприятная ситуация».
Такое высказывание отличается определенностью и позволяет обучающемуся сосредоточиться на основных положениях. Оно исключает чтение мыслей или оценку.