Второй вопрос. особенности задач ротной тактической группы в специальных операциях и специфических действиях.
Специальная операция (далее - СПО) - совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени боевых (специальных) действий воинских частей и подразделений Сил специальных операций (далее - ССПО), которые проводятся по единому замыслу самостоятельно или во взаимодействии с другими воинскими частями и подразделениями ВС Украины, ИВФ для выполнения задач, направленных на создание условий для достижения стратегических (оперативных) целей.
РТГр может участвовать в обеспечении проведения противодиверсионных, диверсионно-разведывательных операций и операций по организации движения сопротивления на территории противника и тому подобное.
Противодиверсионная операция проводится военными частями и подразделениями ССПО во взаимодействии с другими воинскими частями, подразделениями ВС Украины, органами и войсками ИВФ для выявления, блокировки и нейтрализации ДРС противника и НЗФ.
Противодиверсионная операция подразделений может включать:
- Оперативно-розыскные мероприятия территориальных подразделений, СБУ и МВД Украины по выявлению факта деятельности ДРС противника и НЗФ;
- Разведывательно-поисковые, разведывательно-ударные и засадные действия воинских частей и подразделений ССПО и военной службы правопорядка (ВСП) ВС Украины, подразделений СБУ и МВД Украины;
- Действия механизированных, аэромобильных (парашютно-десантных) подразделений;
- Подразделений ВВ;
- СБУ, МВД Украины, специального назначения.
Диверсионно-разведывательная операция проводится военными частями и подразделениями ССПО во взаимодействии с подразделениями Сухопутных войск и других видов ВС Украины для содействия силовом сдерживанию вооруженного конфликта, снижение возможностей противника по ведению военных действий и создание благоприятных условий для действий своих войск.
Диверсионно-разведывательная операция может включать специальные действия подразделений ССПО на объектах войск (сил), военно-промышленного комплекса (ВПК), топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и коммуникациях противника и действия подразделений Сухопутных войск, ВС и ВМС.
Операция по организации движения сопротивления на территории противника (территории других стран) проводится военными частями и подразделениями ССПО во взаимодействии с другими видами ВС Украины для возбуждения коммуникаций, срыва военных перевозок, недопущения использования противником местных ресурсов, выведение из строя важных военных объектов противника и снижение морально-психологического состояния его личного состава.
Другими видами СПО являются: операция по оказанию военной помощи; поисково-спасательная операция на территории, занятой противником;операция по обеспечению безопасности и эвакуации граждан Украины из района кризисной ситуации (вооруженного конфликта) операция по освобождению пленных, увлечения (ликвидации) образцов оружия и техники, документов, важных персон.
Для проведения СПО создается временные формирования, основу которых составляют воинские части и подразделения ССПО. Для обеспечения СПО могут привлекаться подразделения СВ, ПС, ВМС, специального назначения и ВСП ВС, а также органы и подразделения специального назначения ИВФ.
СПО могут проводиться в мирное время и особый период, на своей территории и на территории противника, а также на территории других стран и в зонах (районах) ответственности миротворческих контингентов ВС Украины.
Для подготовки СПО создается операционная база, которая располагается на объектах ВС подальше от крупных населенных пунктов, имеет развитую инфраструктуру, обеспечивает условия для охраны (обороны) и скрытой деятельности.
Способы ведения действий подразделениями РТГр во время участия в СПО зависят от специфики конкретной задачи.
Во время выполнения задач в СПО подразделениями РТГр руководит командир РТГр со своего командно-наблюдательного пункта с помощью штатных средств управления.
Содержание и продолжительность подготовки РТГр во время участия в СПО зависят от ее целей, задач, имеющегося времени и условий обстановки, которая сложилась.
В замысле на участие РТГр в СПО определяются:
- Цель действий; районы (объекты) сосредоточения основных усилий;
- Этапы участия в ведении специальных действий, их содержание и продолжительность;
- Порядок выполнения задач;
- Состав тактических групп, привлекаемых для выполнения задач;
- Район развертывания и порядок занятия операционной базы;
- Задачи по введению противника в заблуждение.
Во время определения и доведения задач подразделениям РТГр указываются:
- Задачи и порядок их выполнения;
- Район развертывания и сроки занятия операционной базы (района);
- Какие огневые средства старшего начальника действуют в интересах выполнения задач РТГр;
- Порядок организации взаимодействия и управления;
- Количество боеприпасов и другого военно-технического имущества, которое выделяется;
- Срок готовности.
Участие РТГр в специальных действиях в СПО проводится по четырем основным этапам.
Четкого разделения этапов по срокам проведения нет.
Первый этап участия РТГр в специальных действиях в СПО - обеспечение создания группировки войск (тактических групп) для проведения специальных действий, включая:
- Участие в обеспечении развертывания системы управления и операционной базы;
- Перемещение подразделений в район операционной базы;
- Развертывание подразделений МТЗ, проведение мероприятий боевого слаживания и непосредственной подготовки определенных сил и средств к выполнению задач по назначению.
Второй этап - вывод подразделений в тыл противника (районы выполнения задач). Подразделения РТГр, которые способствуют или обеспечивают проведение СПО, также могут проводить демонстративные действия, направленные на введение противника в заблуждение.
Содержанием третьего этапа - ведение специальных действий, могут быть:
- Действия подразделений РТГр по блокированию определенных районов (объектов) и прочесывание местности, задержания (нейтрализации) или ликвидации ДРС противника и НЗФ;
- Действия по подготовке баз и создание запасов оружия, боеприпасов и другого военно-технического имущества для развертывания сопротивления, оказание помощи в формировании, обеспечении и подготовке партизанских формирований;
- Специальные боевые действия партизанских формирований и тому подобное.
Основное содержание четвертого этапа - возвращение подразделений после выполнения задач и восстановления их боеспособности, включает:
- Осуществление марша в определенный район или пункт постоянной дислокации; расположение;
- Проведение технического обслуживания ВВТ;
- Пополнение (при необходимости) личным составом;
- Доведение запасов оружия, боеприпасов и другого военно-технического имущества в военных норм;
- Проведение психологической реабилитации личного состава, предоставление ему медицинской помощи и тому подобное.
По возвращении подразделений в районы дислокации организуются мероприятия контрразведывательного обеспечения, проводится изучение и обобщение опыта боевых действий.
Специфические действия войск (сил) ВС Украины - действия военных формирований в АТО, а также в ликвидации последствий ЧС техногенного и природного характера.
Специфические действия проводятся в мирное время, в условиях чрезвычайного положения и в особый период на территории Украины, а в отдельных случаях и за ее пределами (во время участия в АТО и ММО).
Антитеррористическая операция - комплекс скоординированных специальных мероприятий, проводимых по единому замыслу под руководством Антитеррористического центра органами и подразделениями СБУ, МВД Украины, МЧС Украины, ГНС Украины, ВС Украины с привлечением сил и средств других центральных органов исполнительной власти по предупреждению, предотвращению и пресечению преступных действий, которые осуществляются с террористической целью, освобождение заложников, обезвреживание террористов, минимизации последствий террористического акта.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые привели к человеческим жертвам и нанесли ущерб здоровью людей, окружающей среде и объектам хозяйствования значительный материальный ущерб и нарушили условия жизнедеятельности населения.
Ликвидация последствий ЧС - комплекс аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Чрезвычайные ситуации в зависимости от происхождения делятся на техногенные и природные.
Чрезвычайная ситуация техногенного характера - транспортные аварии (катастрофы), пожара, взрыва, аварии с выбросом или угрозой выброса опасных и вредных химических и радиоактивных веществ, внезапное разрушение сооружений; аварии в электроэнергетических системах, системах жизнеобеспечения, системах связи и телекоммуникаций, на очистных сооружениях, в системах нефтегазового промышленного комплекса, гидродинамические аварии и тому подобное.
Чрезвычайная ситуация природного характера - опасные геологические, метеорологические, гидрологические явления, деградация почв или недр, пожара в природных экологических системах, изменения состояния воздушного бассейна, инфекционная заболеваемость и массовое отравление людей, инфекционные заболевания домашних животных, массовая гибель диких животных, поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями и т.
В зависимости от объемов последствий, технических и материальных ресурсов, необходимых для их ликвидации, ЧС классифицируются как ситуации государственного, регионального, местного или объектового уровней.
РТГр в ходе участия бригады в АТО может выполнять следующие задачи:
- Создание благоприятных условий для проведения операции на военных объектах (охрана и оборона мест хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ);
- Предотвращение, выявление и пресечение террористических актов и преступлений террористической направленности;
- Реализация предупредительных, режимных, организационных и других специальных мероприятий;
- Предоставление соответствующим органам управления других субъектов борьбы с терроризмом средств связи, транспортных и необходимых материально-технических средств и информации;
- Эвакуация населения из районов осуществления диверсий и террористических актов.
Способами действий РТГр в этом случае могут быть: охранные, оборонные, поисковые, разведывательно-поисковые, разведывательно-ударные, штурмовые, засадные и изоляционные действия.
Способы ведения действий подразделений при участии в АТО обусловлены направленностью террористических действий ДРС противника и НЗФ условий обстановки.
Подразделения РТГр во время участия в АТО, усиливают охрану и оборону объектов, участвующих в изоляции района террористического акта, поиска и задержании (уничтожении) террористических групп (террористов), а также в ликвидации последствий террористического акта.Подразделения РТГр могут входить в состав определенных оперативных групп:
- Группы для непосредственного пресечения террористического акта, которая включает подгруппы ведения переговоров и штурмовую (подгруппы захвата, снайперов, поддержки и прикрытия);
- Группы обеспечения действий (подгруппы блокировки или окружения, фильтрации, разведки и ликвидации угрозы взрывов) и группы МТЗ.
Командир РТГр со своего командно-наблюдательного пункта руководит подразделениями батальона (роты) при проведении изоляционных, охранных, оборонных, поисковых, штурмовых, разведывательно-поисковых, разведывательно-ударных, основополагающих действий.
Этапами действий РТГр во время участия в АТО могут быть:
- Создание благоприятных условий для проведения операции;
- Участие в выполнении мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению террористических актов;
- Эвакуация населения из районов осуществления террористических актов;
- Предоставление необходимой помощи пострадавшим и проведения мероприятий по ликвидации последствий террористического акта.
Подготовка подразделений РТГр во время участия в АТО может осуществляться заранее или срочно в случае возникновения (непосредственной угрозы возникновения) террористического акта.
Во время участия РТГр в ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера подразделения РТГр могут привлекаться к выполнению следующих задач:
· п ид время ликвидации последствий ЧС на взрыво- и пожароопасных военных объектах - изоляция района ЧС; локализация очагов и тушения пожаров в начальной стадии их возникновения, проведения первоочередных аварийно-спасательных работ, изоляции районов взрывов (пожаров), эвакуация населения и персонала о "объекта, материально-технических средств, проведения поисково-спасательных работ, оказания медицинской помощи пострадавшим, разминирования и обезвреживания взрывоопасных предметов, очистки прилегающей территории, проведение восстановительных работ и рекультивации почв и т.д. ;
· п ид время ликвидации последствий ЧС техногенного характера на объектах атомной энергетики, химической промышленности, гидротехнических сооружениях - изоляция района ЧС; проведения поисково-спасательных работ, транспортировки сил и средств аварийно-спасательных (поисково-спасательных) служб и материальных ресурсов, эвакуация пострадавших, проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ, дезактивация, дегазация участков местности, сооружений, техники и т.д.;
· п ид время ликвидации последствий в районах, пострадавших от стихийного бедствия, - изоляция района стихийного бедствия, проведения поисково-спасательных, инженерно-технических работ, транспортировки сил и средств аварийно-спасательных (поисково-спасательных) служб, эвакуация пострадавших из опасных районов, оказания медицинской помощи пострадавшим, перевозки грузов с гуманитарной помощью, материально-техническими средствами, восстановления функционирования объектов жизнеобеспечения населения и т.д.;
· п ид время ликвидации последствий в зонах (районах) эпидемии, эпизоотии, эпифитотии - изоляция района ЧС; оказания медицинской помощи пострадавшим, проведение профилактических прививок, лабораторной диагностики, обеспечения карантинных мероприятий.
Во всех случаях подразделения РТГр могут привлекаться к изоляции зон (районов) возникновения ЧС, охраны и обороны объектов, обеспечения общественного порядка и участия в выполнении задач правового режима чрезвычайного положения.
Задача, в случае возникновения ЧС, РТГр обычно будет выполнять во взаимодействии с органами и подразделениями ИВФ и Государственной специальной службы транспорта, учреждениями Министерства здравоохранения, другими центральными органами исполнительной власти.Подразделения РТГр в этом случае могут добавляться, поддерживать или передаваться в оперативное подчинение соответствующих органов управления сил гражданской защиты МЧС Украины.