Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим; им легко управлять
Любит быть в центре внимания.
Играет исключительно (или почти исключительно) с детьми старше себя.
Старается занять ответственный пост, но опасается, что не справится с ним.
Хвастает перед другими детьми.
Паясничает (строит из себя шута).
Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.
Одевается вызывающе (брюки, прическа — мальчики; преувеличенность в одежде, косметика — девочки).
Со страстью портит общественное имущество.
Дурацкие выходки в группе сверстников.
Подражает хулиганским проделкам других.
VII. А — недостаток социальной нормативности (асоциальность). Неуверенность в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1-5 — отсутствие стараний понравиться взрослым, безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 у более старших детей могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10-16 — отсутствие моральной щепетильности в мелочах. 16 — считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются в его дела, не имея на это права.
Не заинтересован в учебе.
2. Работает в школе тогда, когда над ним "стоят" или когда его заставляют работать.
Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют работать.
Не застенчив, но проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.
Не застенчив, но никогда не просит о помощи.
Никогда добровольно не берется ни за какую работу.
Не заинтересован в одобрении или неодобрении взрослых.
Сводит к минимуму контакты с учителем, но нормально общается с другими людьми.
Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.
Списывает домашние задания.
Берет чужие книги без разрешения.
Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.
В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность.
14. "Нечестный игрок" (играет только для личной выгоды, обманывает в играх).
Не может смотреть прямо в глаза другому.
Скрытен и недоверчив.
VIII. КД — Конфликтность с детьми (от ревнивого соперничества до открытой враждебности).
Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.
Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения.
Надоедает другим детям, пристает к ним.
Ссорится, обижает других детей.
Пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей.
Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.
Находится по преимуществу в плохих отношениях с другими детьми.
Пристает к более слабым детям.
Другие дети его не любят или даже не терпят.
Дерется несоответствующим образом (кусается, царапается и пр.).
IX. Н — неугомонность. Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления. Склонность к кратковременным и легким усилиям. Избегание долговременных усилий.
Очень неряшлив.
2. Отказывается от контактов с другими детьми таким образом, что это для них очень неприятно.
Легко примиряется с неудачами в ручном труде.
В играх совершенно не владеет собой.
Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы.
Неровный, безответственный в ручном труде.
Нестарателен в школьных занятиях.
Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку.
В классе не может быть внимателен или длительно на чем-либо сосредоточен.
Не знает, что с собой поделать. Ни на чем не может остановиться хотя бы на относительно длительный срок.
Слишком беспокоен, чтобы запомнить замечания или указания взрослых.
X. ЭН — эмоциональное напряжение. Симптомы 1-5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости, 6-7 — о серьезных страхах, 8-10 — о прогулах и непунктуальности.
Играет игрушками, слишком детскими для его возраста.
Любит игры, но быстро теряет к ним интерес.