ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. При анализе детерминант приведенной выше структуры способностей использо­вались данные, полученные на выборке близнецов и сибсов (в возрасте 7 лет)



При анализе детерминант приведенной выше структуры способностей использо­вались данные, полученные на выборке близнецов и сибсов (в возрасте 7 лет), позволяющие выделить три компонента фенотипической дисперсии: VG, VEB и VEW. Для каждого компонента рассматривались модели связей между изучаемыми пере­менными различной сложности, начиная с полной. В результате анализа были сде­ланы следующие выводы:

1. Случайный средовый компонент играет существенную роль в детерминации пространственных способностей и памяти.

2. Систематический средовый компо­нент не оказывает влияния ни на диспер­сию исследованных показателей, ни на связи между ними.

3. Все факторы первого порядка и фак­тор общих способностей характеризуются высокой степенью наследуемости. Исклю­чение составляет перцептивная скорость, источником дисперсии которой является преимущественно фактор общих способ­ностей.

4. Дисперсия факторов мнемических, пространственных и вербальных способ­ностей не зависит от фактора общих спо­собностей.

Повторение изложенной схемы анализа для возрастов 3, 4 и 9 лет привело к сход­ным результатам, что свидетельствует об онтогенетической устойчивости выявлен­ных закономерностей.

Имеющиеся в распоряжении авторов лонгитюдные данные позволяют поставить вопрос о влиянии средовых и генетичес­ких факторов на развитие как отдельных познавательных способностей, так и их структуры в целом. Предпринятый ими анализ носил комплексный характер: пред­ставленная выше иерархическая модель была объединена с лонгитюдной, что су­щественно увеличило количество связей между элементами. Одним из следствий увеличения количества структурных свя­зей является значительное повышение вре­менных затрат на сравнительный анализ моделей. Теоретический расчет показал, что процедура полного анализа объединен­ной модели заняла бы более 1300 ч работы быстродействующей станции, а это сдела-

ло невозможным сравнительный анализ полного набора конкурентных моделей.

Выводы авторов относительно генети­ческих и средовых факторов развития спо­собностей носят предварительный харак­тер из-за неполноты проведенного ими анализа. Рассмотрим некоторые из них.

1. Выраженный генетический компонент присутствует в связях между фактором общих способностей в 3 года и специаль­ными способностями в 4 года; аналогич­ная картина наблюдается в возрастном диапазоне 7-9 лет.

2. Общей закономерностью является существенная роль генетического компо­нента в связях между всеми специальными способностями на всем возрастном диапа­зоне, что дает авторам основание сделать заключение о решающем значении част­ных способностей для процессов развития в возрасте 3—9 лет.

Результаты этого исследования могут быть дополнены данными параллельных проектов.

Так, в рамках Австралийского близне­цового исследования [Hay, O'Brien, 1984| преимущественное внимание уделялось средовым факторам развития. Было пока­зано, что средовые особенности близне­цов и сибсов существенно отличаются.

Основные выводы Техасского проекта касаются характера связей между прием­ными детьми и их усыновителями и био­логическими родителями. Показан неслу­чайный характер усыновления, влияние информации о биологических родителях на отношения усыновителей к приемным детям; обнаружен пик генетических влия­ний на формирование интеллекта, прихо­дящийся на 5-7 лет.

В Миннесотском исследовании при­емных детей были получены сходные дан­ные на материале случаев межрасового усыновления, когда родители-европеоиды усыновляли детей индейцев, негров и мон­голоидов.

Специальный анализ факторов разви­тия интеллекта был предпринят в работе К. Маски-Тейлора (Mascie-Taylor, 1992], посвященной рассмотрению социальных, биологических и генетических факторов, определяющих индивидуальные различия в познавательных способностях. Отличи-


5.1. Психогенетика




тельной характеристикой данной работы является то, что автор не просто дает опи­сание факторов, вносяших вклад в фор­мирование индивидуально-психологичес­ких различий (таких работ более чем до­статочно), но показывает потенциальную неоднозначность их интерпретации в психо­генетических исследованиях.

Первый из рассматриваемых автором факторов ~~ домашняя среда, — являясь традиционным для психогенетических исследований, характеризуется крайней неоднородностью. Так, к домашним усло­виям относятся: населенность квартиры; проживание в собственном/арендуемом доме (квартире); размер семьи; порядок рождения. Отмечая неоднородность фак­тора домашних условий, автор предлагает две гипотезы. В соответствии с первой различные аспекты бытовых условий влия­ют на разные характеристики развития; вторая гипотеза допускает возможность опосредования влияния условий быта на уровень развития особенностями физичес­кого развития ребенка.

Вторым фактором является уровень кналификации родителей. Связь этой ха­рактеристики родителей с уровнем интел­лектуального развития детей хорошо из­вестна; автор делает предположение, что влияние уровня квалификации на интел­лектуальное развитие может быть опосре­довано такими сопряженными факторами, как стиль воспитания, генетические раз­личия или качество образования.

Третья группа особенностей семейной среды, связанных с развитием когнитив­ных способностей, относится к неполным семьям. Сам феномен неполной семьи может быть обусловлен различными при­чинами: развод, смерть одного из роди­телей, рождение вне брака и т. д. Автор подчеркивает, что влияние на интеллект могут оказывать такие переменные, как атмосфера в семье, отягощенная наследст­венность, материальная обеспеченность, и др.

Автор указывает также на то, что зна­чительное влияние на уровень развития интеллекта оказывают особенности про­текания беременности (интоксикация, курение, употребление алкоголя и пр.) и осложнения при родах, характер питания,

пол и морфологические особенности ин­дивидов (размеры мозга, вес, рост и др.), латерализация функций.

Отмечая сложную природу указанных
источников фенотипической дисперсии
когнитивных особенностей, автор подчер­
кивает необходимость разработки проце­
дур измерения и количественного выра­
жения этих факторов для последующего
учета их в психогенетических исследова­
ниях. ,

Наши рекомендации