Тема 8. ЭмоциОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
1.Понятие о настроении. Пути, приемы, средства улучшения настроения человека. Роль настроения в профессиональной деятельности.
2. Установите соответствие между эмоциональным состоянием и ситуацией
Эмоциональное состояние | Соответствие | Ситуация |
1. Настроение | А. Иван торопился на важную встречу. Проезжавший на большой скорости автомобиль обрызгал его с ног до головы. Иван был очень возмущен и рассержен. | |
2. Страсть | Б. Тогда на землю я упал, И в иступлении рыдал, И грыз сырую грудь земли, И слезы, слезы потекли В нее горячею росой... (М.Ю. Лермонтов «Мцыри») | |
3. Фрустрация | В. Эмоциональное самочувствие человека, окрашивающее в течение некоторого времени (иногда длительного) все его поведение, помыслы, переживани | |
4. Аффект | Г. По поводу создания оперы «Евгений Онегин» П.И.Чайковский писал: «Я работал с неописуемым наслаждением, мало заботился о том, есть ли движение, эффекты и т.п. …»; «…Если была когда-нибудь написана музыка с увлечением, то это музыка к Онегину. Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал её». |
Библиография
· Бреслав, Г.М. Психология эмоций: учеб. пособие [текст] / Г. М. Бреслав. – М., 2006.
· Ермакова, С. О. Язык эмоций. Как научиться контролировать себя и других [текст] / С. О. Ермакова. – М., 2006.
· Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [текст] / Е.П. Ильин. – СПб., 2002.
· Психология эмоций [Текст] / Кэррол Э. Изард ; [пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаева]. - СПб. : Питер, 2009. - 460 с.
Тема 8. Стресс
1.Понятие о стрессе. Признаки стрессового напряжения. Помощь в стрессовой ситуации.
2. Вспомните, какие 3 стадии стресса выделяет Г.Селье и определите, какие из них описаны в приведенных примерах.
А. Молодой человек узнал, что отец лишил его наследства, которое составляло 700000 рублей, а завещал все детскому дому. Сначала он расстроился, а потом решил, что это и к лучшему - он сам заработает себе денег.
Б. Женщину, которой только что исполнилось 50 лет, сократили на работе. Она расстраивается, плачет, пишет жалобы на директора завода в различные инстанции, требуя справедливости. Однако ничего не помогает. В итоге она ложится в больницу с инфарктом.
Библиография:
· Г. Селье. Стресс без дистресса. – М.,
· Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2001.
· Общая психология: курс лекций. Сост. Е.И.Рогов. – М., 2009.
· Психология эмоций / Сост. В. Вилюнас. – СПб.:, 2004.
Тема 9. Воля
1.Понятие о воли. Структура волевого действия. Пути, приемы формирования воли.
2. В приведенной ниже таблице даны определения некоторых свойств. Приведите не менее четырех примеров, в которых проявляется сила воли и другие волевые качества личности.
Определение волевого свойства | Волевое свойство личности |
1. Умение по собственному желанию предпринимать необходимые действия и поступки | |
2. Умение следовать своим убеждениям, полагаться на собственные силы, не прибегая без нужды к помощи других | |
3. Умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями | |
4. Умение тормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения | |
5. Умение планировать свои действия и руководствоваться планом при исполнении | |
6. Умение противостоять страху и идти на оправданный риск во имя поставленной цели |
Библиография
· Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учеб. пособие [текст] / В.А. Иванников. – М., 2006
· Ильин, Е.П. Психология воли [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009.
· Петровский, А.В. Психология: учебник [текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М., 2006.
· Шадриков, В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства: учеб. пособи [текст] / В.Д. Шадриков. – М., 2002.
Тема 10. Способности
1. Понятие о способностях. Каково соотношение между способностями и задатками человека? Какие способности необходимы в вашей профессии?
2. Учитывая характерные для способностей признаки, определите, в каких случаях речь идет о способностях, а в каких о задатках? Укажите, для каких профессий особенно важны задатки?
- длинные гибкие пальцы;
- длинные стройные ноги;
- широкая эрудиция;
- музыкальный слух;
- красивая грамотная речь;
- конструктивное воображение, необходимое для выполнения деятельности конструктора-инженера;
- феноменальная память;
- тонкость цветоразличения;
- высокий рост;
- отличное обоняние;
- хорошо развитое логическое мышление.
Библиография
· Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [текст] /В.Н. Дружинин. – СПб, 1999.
· Психология [Текст] : учебник / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М. Академия, 2006.
· Психология личности [Текст] : учеб. пособие. - Самара : Бахрах-М, 2008
· Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека [текст] / В.Д. Шадриков. – М., 2002.
· Эфроимсон, В.П. Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности [текст] / В.П. Эфроимсон. – М., 2004.
Тема 11. Темперамент
1. Понятие о темпераменте. Роль темперамента в вашей профессиональной деятельности.
2.Определите, какие свойства темперамента проявляются в деятельности и поведении Марии? Приведите примеры из описания, подтверждающие эти свойства, заполнив приведенную ниже таблицу. К какому типу темперамента можно отнести этого студента?
Мария, ученица 9 класса, 16 лет.
Мария сидит в классе спокойно. Ее болтливая соседка во время урока разговаривает с девочкой, сидящей за передней партой, но не с Марие, так как Мария не отвечает ей. И вне урока девушка молчалива, и первая не начинает разговор. Ее трудно рассмешить, или растрогать, ил рассердить. Когда все в классе громко смеются по поводу комичной интонации голоса отвечающего, Мария лишь молча на него посмотрит. После большой неприятности - узнав, что будет оставлена на второй год, - она продолжает спокойно работать. Когда она плачет, лицо ее остается совершенно неподвижным и только по слезам можно догадаться, что девушка огорчена. Она очень нетороплива и медлительна в походке и движениях. На вопросы учителя она отвечает не сразу, и иногда учитель, не дождавшись ее ответа (хотя урок она знает), вызывает другую. С подругами сходится трудно, в то же время очень привязчива; не может забыть подруг и учительниц из прежней школы, в которой она училась раньше, и продолжает их навещать. Переход из одной школы в другую пережила очень тяжело - хотела бросить учебу.
Свойство темперамента | Пример из текста, подтверждающий это свойство |
Сензитивность (чувствительность) | |
Реактивность | |
Активность | |
Пластичность или ригидность | |
Темп речи | |
Мимика | |
Динамика движений, жестов | |
Темп психических реакций | |
Экстраверсия или интроверсия | |
Эмоциональная возбудимость |
Библиография
· Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. пособие [текст] / А.Г. Маклаков. – СПб., 2004.
· Психология: учебник /под ред. В.Н. Дружинина [текст] / В.Н. Дружинин. – М., 2003.
· Радугин, А. А. Психология: учеб. пособие [текст]/ А.А.Радугин. – М., 2003.
· Рогов Е.И. Общая психология: курс лекций. – М., 2008.
Тема 12. Характер
1. Понятие о характере. Пути формирования характера человека.
Раскройте психологический смысл высказывания Аристотеля: «Хорошо рассуждать о добродетели – не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях – не значит еще быть справедливым на деле».
2. Выделяют четыре группы черт характера. К каждой группе черт характера напишите не менее 10 качеств личности. К приведенным в правом столбике качествам добавьте свои качества.
Проанализируйте свои поступки и отношения и попробуйте определить основные черты своего характера.
Группа черт характера | Примерные качества (черты характера личности) |
1. Черты характера по отношению к другим людям | Настойчивость, коллективизм, эгоизм, чуткость, грубость; общительность, честность, лживость, аккуратность, безответственность, небрежность; инициативность, мотовство, консерватизм; бережливость, скромность, самокритичность, гордость, зазнайство, требовательность к себе, заносчивость, чувство собственного достоинства, высокомерие, целеустремленность, лень, эгоцентризм и другие черты. |
2. Черты характера по отношению к себе | |
3. Черты характера по отношению к труду | |
4. Черты характера по отношению к вещам |
Библиография
· Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. пособие [текст] / А.Г. Маклаков. – СПб., 2004.
· Немов, Р.С. Психология. В трех томах. Т.1. Общая психология: учебник [текст] / Р.С. Немов. – М., 2010.
· Петровский, А.В. Психология: учебник [текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М., 2006.
· Психология [Текст]: учебник / под peд. Б. А. Сосновского. - М.: Высшее образование, 2009. - 660 с.