Методические рекомендации студентам по изучению курса
Формы самостоятельной работы студентов: устные выступления и доклады на практических занятиях, контрольные работы, рефераты и их защиты, помощь в проведении и обработке данных экспериментов.
Преподаватель поощряет любую подготовку студентов к занятиям, особенно устных выступлений и докладов на семинарах, желательно с привлечением новой и более редкой научной литературы. При этом выбор тематики и источников должен соответствовать и текущим темам занятий, и научным и практическим интересам самого учащегося. Но строгих ограничений на тематику и источники не существует. Студентам следует иметь ввиду, что максимальное количество их сообщений и докладов ограничено, особенно если желающих сделать их будет много, а качество некоторых недостаточно высоко! Тогда только в порядке исключение, при наличии времени, может предоставляться возможность дополнительных сообщений.
Методические рекомендации преподавателям по проведению занятий и организации самостоятельной учебной деятельности студентов.
Преподавание учебной дисциплины, как и содержание самой рабочей программы и УМКД, должно прежде всего соответствовать «Общим требованиям к содержанию образования» (Статья 14, глава 2, Закон РФ «Об образовании»), государственным образовательным стандартам примерных образовательных программ, (требованиям по общепрофессиональным дисциплинам). Принимаются во внимание сборники программ общих и специальных дисциплин, учебники и монографии, написанные авторитетными на данный момент в науке и образовании авторами.
Общей целью преподавания учебной дисциплины является формирование и закрепление знаний специальной терминологии, представлений об основных парадигмах, законах и закономерностях, освоение необходимой части методов науки. В обозначенных пределах автор обеспечивает процесс овладения студентами основами различных подходов и теоретических концепций науки, самостоятельное выделение проблем и формулирование запрос к средствам изучения – формам исследований, диагностическим процедурам, конкретным методикам. Развиваемый подход предполагает овладение студентами конкретными научными методами, в т.ч. планирования и проведения экспериментов с привлечением сложной аппаратуры.
Вместе с тем, для более эффективного процесса обучения и повышения учебной мотивации студентов преподаватель не должен слепо руководствоваться темами, содержанием и продолжительностью занятий и контрольными и тестовыми вопросами, указанных(ми) в учебной программе и УМКД. Ему следует активно учитывать свой опыт преподавания подобных дисциплин, логику изложения материала в новых книгах по предмету. Также он может опираться на свою интуицию, особенно в вопросах налаживания взаимодействия со студентами на лекционных и семинарских занятиях и при оценивании знаний и активности студентов во время выставления оценок.
Для оптимизации самостоятельной работы студентов, прежде всего на первых занятиях, рекомендуется выдавать им хотя бы примерные планы занятий на 2 (4) месяца, со списками основной и дополнительной литературы. Также можно проводить консультации по особенностям чтения научных книг и статей, сообщать о возможности получения некоторой важной и дефицитной литературы у самого преподавателя или в иных доступных местах.