Приложение. Игра вторая: не ругаю, не кричу - иронично я хвалю!

Игра вторая: не ругаю, не кричу - иронично я хвалю!

Цель игры. Осознание особенностей и стимуляция критичности к нарушению поведения ребенком; косвенное оценивание и регуляция нежелательного поведения ребенка через стимуляцию чувства юмора; отреагирование обидчивости у ребенка-жертвы через косвенное оценивание поведения ребенка-агрессора; стимуляция положительных эмоций и чувства юмора у обидчивых детей.

Содержание игры. Взрослый иронично реагирует на проявление нарушенного поведения ребенка начиная фразу «хорошими» словами (молодец, замечательно, отлично и т. п.), а заканчивает фразу, называя вслух нежелательное поведение (опять пальцы во рту, так постройку никто сломать не сумел, и т. п.), так, чтобы вызвать у ребенка иронию и критичность к собственному поведению.

Правила (ограничения) в игре. Нельзя обидно и несправедливо оценивать особенности нарушенного поведения ребенка.

Варианты игры. Взрослый предлагает ребенку иронично, но не обидно оценивать нарушенное поведение другого ребенка; взрослый от имени игрушечного Миши делает что-то не так, а дети иронично оценивают поведение игрушки.

Игра третья: что изображено на картинке? что случилось?

Цель игры. Осознание особенностей, причин и последствий агрессивного и вспыльчивого поведения детьми, отреагирование через слово; стимуляция воображения и чувства юмора у детей; использование игры для налаживания контакта с «проблемным» ребенком через беседу об особенностях восприятия поведения игрового персонажа.

Содержание игры. Взрослый предлагает детям рассмотретькартинку. При этом спрашивает у ребенка: «Что ты видишь? Что случилось и почему? Надо ли помочь человеку?» и т. д. Добавляет: «Кто больше придумает предложений - тот и молодец!»

Правила (ограничения) в игре. Нельзя говорить грубо и обидно о том, что видишь на картинке.

Варианты игры. Можно использовать любую предметную картинку с изображением конфликтной ситуации, агрессивного поведения людей; взрослый напоминает детям, что люди, могут быть разными: агрессивными, обидчивыми, заторможенными и другими; взрослый предлагает детям вспомнить случай собственного агрессивного поведения или сверстников; особое внимание можно уделить выяснению возможных причин агрессивного и вспыльчивого поведения людей. Для этого взрослый задает детям вопросы: «Почему и как часто так поступает персонаж? А еще почему? А как ты поступил бы на его месте?» В конце игры взрослый может подвести итоги: сколько было «хороших» и «плохих, обидных» высказываний.

Игра четвертая: под веревку подлезай! веревку не задень! Мишку забери!

Цель игры. Стимуляция переживания успеха у нерешительных детей словами «молодец», «как ловко у тебя получилось спасти Мишку» и проч.; осознание особенностей и причин конфликтного поведения между детьми. Особое внимание нужно уделить выяснению возможных причин обидчивого, конфликтного поведения детей (плохо держат веревку, смеются над неуспешными, неловкими действиями других и проч.).

Содержание игры. Взрослый предлагает детям достать (спасти) игрушечного Мишку. При этом приговаривает: «Кто не заденет веревку, тот и молодец!»

Наши рекомендации