Психотерапия. ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ И ВЫБОР СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В ПСИХОТЕРАПИИ
Автор: А. В. МАХНАЧ
А. В. Махнач, Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ИП РАН, Москва
Дается краткий обзор личностных качеств психотерапевта; проанализировано влияние событий в родительской семье будущего психотерапевта на выбор специализации. Показано, что такой выбор связан с социальными навыками, приобретенными в детстве, и сформированными чертами личности; жизненные события будущего психотерапевта имеют не только объективное значение, но и субъективный личностный смысл. Выявлены различия в отношениях к событиям в истории семьи, а также к матери и отцу в группах будущих психоаналитиков и семейных психотерапевтов.
Ключевые слова: психотерапия, родительская семья, жизненные события, специализация в психотерапии, личность психотерапевта.
Известно, что личность психотерапевта, ее качества играют решающую роль в процессе психотерапии. Каждое направление психотерапии предполагает свою модель взаимодействия терапевта с клиентом и, как следствие, выдвигает свои требования к личностным качествам психотерапевта. Например, в гуманистической семейной психотерапии клиент во многом самостоятельно определяет круг проблем, которые он хотел бы обсудить, а терапевт создает лишь необходимые для этого условия и обеспечивает поддержку извне. Терапевт занимает позицию равноправного собеседника, в которой стремление занять лидирующее положение крайне нежелательно. В психоанализе, напротив, отношения строятся по принципу "учитель-ученик".
Выбор специализации в психотерапии в некотором смысле связан с социальными навыками, приобретенными в детстве и сформированными тогда же чертами личности. Психотерапевты, выбравшие гуманистический подход как основу своей профессиональной деятельности, имеют больший жизненный опыт ощущения себя лидером. Будущие же психоаналитики отмечают в себе более выраженный опыт переживания одиночества, невключенности в группу сверстников. Все это позволяет поставить вопрос о необходимости изучения качеств, которые будут способствовать или препятствовать эффективной работе будущего психотерапевта.
В зарубежной психологии и психотерапии описанию личности специалиста посвящены многие исследования. Личность психолога-консультанта рассматривается почти во всех теоретических системах как важнейшее и необходимое условие профессиональной деятельности. Влияние личностных характеристик и событий из жизни родительской семьи будущих психотерапевтов на их практику консультирования достаточно давно исследуется с позиций психоанализа. "Личностные характеристики психотерапевта" как ключевое понятие имеет достаточно большое количество ссылок в предметном указателе "Psychological Abstracts". И значительно меньше ссылок на статьи, в которых отражены исследования влияния событий в родительской семье на личностные свойства и выбор профессии будущим психотерапевтом. Большинство серьезных научных исследований, посвященных личностным характеристикам психотерапевтов, проводились для подтверждения связи их теоретической ориентации с происходившим в детстве в их семье. Некоторые авторы обеспокоены тем, что будущие психотерапевты чаще, чем в среднем по другим выборкам, страдают от недостатков, свойственных нарциссической личности. Психотерапия как профессия, предполагающая образование межличностного контакта с другим человеком, сложна для личности с преобладанием нарциссических черт [12, 30].
Авторы различных психотерапевтических концепций (А. Адлер, К. Уитакер, Р. Мэй, К. Роджерс, В. Сатир, Дж. Морено и др.) выделяют разные качества личности психотерапевта, влияющие на эффективность оказания терапевтической помощи. Эти качества объединяются в компоненты и поэтому модели такого рода называются "компонентными". Вторая группа моделей - "эффективного психолога" структурные модели, которые предполагают выделение подструктур индивидуальности, влияющих на эффективность деятельности специалиста. Третья группа - "динамические модели", в которых психологическая
стр. 86
деятельность рассматривается как элемент инфра- или суперсистемы. Последняя группа - "прогностические модели" специальных способностей. Основные компоненты (качества личности) выводятся из матриц корреляции показателей выраженности базисных свойств личности и индексов (критериев) эффективности психологического воздействия [4]. Анализ факторных структур интегральной индивидуальности выявил следующие отличия: в структуре с несоответствием предпочтений деятельности основной факторный вес падает на нейро- и психодинамические свойства, которые играют важную роль на ранних этапах овладения деятельностью. В структуре с соответствием их профессиональным предпочтениям наибольшие факторные нагрузки несут личностные свойства, выступающие в качестве основных регуляторов деятельности. Наряду с представленными в структуре индивидуальности психолога нейродинамическими и психодинамическими свойствами, присутствуют такие личностные качества, как открытость, жизнерадостность, стрессоустойчивость, профессиональная нормативность, проницательность, склонность к эксперименту, которые многими исследователями выделяются как профессионально значимые (Н. А. Аминов, М. В. Молоканов, Н. В. Бачманова, Н. А. Стафурина). В структуре индивидуальности психолога при несоответствии предпочтений деятельности имеется группа индивидуальных свойств, отражающих эмоциональную нестабильность и напряженность. Вероятно, наличие данных свойств обусловлено узостью зоны неопределенности деятельности, жесткостью требований, несоответствием деятельности некоторым индивидуальным свойствам психолога [8]. Исследование различий психологических особенностей психотерапевтов разных теоретических направлений показало, что работающие в русле психодинамического подхода сложнее и серьезнее в сравнении с работающими в русле рационально-эмотивного подхода. Также было установлено, что последние более рациональны, чем психотерапевты-эклектики. Специалисты, применяющие бихевиоральные методы, обладают невысокой интуицией, а психотерапевты, практикующие психодинамический подход - сложные личности с развитой интуицией [33]. При изучении взаимосвязи выбора теоретической ориентации (поведенческой, психодинамической, гуманистической) и свойств личности было выявлено, что психотерапевты гуманистического подхода отличаются от коллег поведенческого подхода большей выраженностью таких черт личности, как гибкость, принятие агрессии другого, сензитивность к своим чувствам и развитость внутреннего мира. Гуманистическим психотерапевтам свойственна большая внутренняя организованность, они обладают самоактуализирующимися ценностями и способны выражать эмоции в динамике. Характеристики поведенческих терапевтов во многом сходны с гуманистическими; но спецификой можно считать относительно ограниченную гибкость, принятие своих чувств и способность к развитию отношений последних [32].
Родительская семья является предпосылкой становления личностных и профессиональных особенностей будущего психотерапевта. Личные ценности и жизненная философия, события собственной жизни играют не меньшую роль, чем клинический опыт терапевта и полученное им образование. Влияние пяти переменных (клинический опыт, ценности, базовое образование, дополнительное образование, жизненный опыт) на выбор теоретической ориентации психотерапевта примерно одинаково [24]. Среди событий семейной истории, воздействующих на выбор профессии психотерапевта, называют: дисфункциональные паттерны отношений, разводы, повторные браки, конфликты, болезни, отношения между сиблингами и сиблинговые позиции, аддиктивное поведение, потери близких, суициды, нелады с законом, насилие и др. В исследовании, проведенном на группе, состоящей из 339 лицензированных профессиональных психологов, специализирующихся в области клинической психологии или школьного консультирования и имеющих практику не менее десяти лет, респондентам было предложено оценить наиболее важные факторы, связанные с успешным профессиональным функционированием. Было установлено, что для большинства из них родные семьи являются источником формирования личных ценностей, лежащих в основе стандартов жизни. По их мнению, в процессе профессиональной деятельности учеба, получение академических званий не помогали им защищаться от жизненных стрессовых ситуаций; они испытывали разные чувства, любовь и отвержение; должны были принять социальные изменения в своей семейной жизни и т.д. Было выделено несколько факторов, способствующих успешному профессиональному функционированию (в порядке убывания): поддержка коллег, стабильные личные отношения с супругом (семьей, друзьями), возможность получения супервизии, сбалансированная личная жизнь, принадлежность к профессиональной организации, прохождение личной психотерапии, возможность получения дополнительного обучения, цена профессионального выгорания, наличие механизмов совладания со стрессом [14].
Все жизненные события, представляющие интерес для исследования, имеют не только объективное значение, но и субъективный личностный смысл, расшифровка которого требует специальных методов анализа, например, биографического метода. Согласно методологии этого подхода, ни одно жизненное событие не может быть поня-
стр. 87
то без соотнесения его с рядом признаков, среди которых личностный смысл события играет для субъекта определяющую роль. Субъективная оценка последовательности многих жизненных событий семейной истории зависит от формирующихся у человека установок. В профессии психотерапевта особенно важна роль его личности, поскольку она нередко связана с влиянием на установки и жизненные позиции другого человека. Каким будет это влияние и, соответственно, успех терапии, как будет складываться жизнь клиента (личная, профессиональная, общественная), зависит от зрелости профессиональной позиции самого терапевта. Но из-за отсутствия строгих критериев отбора терапевтами часто становятся люди, не обладающие этически выверенной профессиональной позицией. Важность этой проблемы и ее значимость в подготовке психотерапевта была отражена в специальном номере журнала "Psychotherapy: Theory, Research and Practice" (тема номера: теория и личность психотерапевта) за 1978 год, с тех пор в зарубежной литературе этой научной проблеме посвящено много исследований [11, 15, 23, 31]. В отечественных публикациях эта тема отражена в сравнительно небольшом их количестве. На соотношение профессиональных знаний и умений консультанта и его личности как средства психологического воздействия на клиента указывалось неоднократно в [1, 3, 4]. Так, в статье Т. В. Власовой ставится вопрос о влиянии личности ("человеческого") на профессиональный рост психотерапевта. Психолог, работая с клиентом, соединяет в себе две важнейшие ипостаси - человека и профессионала. Человеческое в психологе представляет собой, по мнению автора, глубоко укорененную сторону его личности, влияние которой на профессиональные качества слишком велико. Только познавший свою собственную человечность способен увидеть ее в другом и озаботиться ею [1]. Вместо извечного вопроса "Что поможет?" некоторые исследователи в последние годы все больше и больше задаются вопросом "Кто поможет?", а это означает, что личность терапевта - основана всего процесса лечения. Она становится решающим фактором успеха, возможности добиться необходимых результатов лечения [2]. Психолог-консультант становится для клиента моделью психологически здоровой личности и ему важны искренность (конгруэнтность) консультанта, наличие у него определенных личностных характеристик [3].
МЕТОДИКА
Целью исследования было изучение влияния событий жизненной истории будущих психотерапевтов на выбор профессиональной ориентации в будущей работе. Гипотеза состояла в следующем: будущие психотерапевты выбирают специализацию в зависимости от субъективного восприятия роли отца (матери), событий в детстве в родительской семье. Для проверки этой гипотезы с будущими психотерапевтами было проведено стандартизированное интервью, им были заданы вопросы, позволяющие оценить влияние этих событий на выбор специализации в психотерапии. Затем были проанализированы ответы респондентов на следующие вопросы:
* Когда вы были школьницей(ком) и общались со своими друзьями, кем вы обычно были в играх: лидером, независимым, одиноким, защитником младших?
* Как запомнилась Вам мать, когда Вы были маленькой(им)?
* Как запомнился Вам отец, когда Вы были маленькой(им)?
* На кого из родителей вы больше похожи? Какими чертами характера?
Все ответы были распределены на три варианта: положительный, отрицательный и нейтральный и отнесены к следующим категориям: 1. оценка внешних (в) характеристик родителей; 2. оценка личностных (л) характеристик родителей; 3. эмоционально окрашенная (э) оценка характеристик родителей; 4. оценка действий (д) в адрес респондента.
К положительным были отнесены следующие характеристики: "красивая" (в), "веселая" (л), "теплая" (э), "приносил сладости" (д). К отрицательным: "считала маму некрасивой" (в), "эгоистка" (л), "строгая" (э), "руководить любила" (д).
В ходе интервью была создана такая атмосфера беседы, в которой будущие психотерапевты могли говорить открыто, а интервьюер сумел получить нужную для дальнейшего анализа информацию. В записях фиксировалось не только содержание интервью, но и те важные элементы устного общения (например, эмоциональные оценки отца или матери), которые впоследствии были выделены в категорию ответов: "эмоционально окрашенная (э) оценка характеристик родителей". Эта категория способствовала получению достоверной информации о событиях жизненной истории будущего психотерапевта и анализа его ответов.
Для проведения исследования были выбраны две группы испытуемых, обучающихся по программе детского и семейного психологического консультирования в Институте психологии и психотерапии (группа ИПП, n = 23) и по программе обучению психоанализу в Институте психоанализа (группа ИП, n = 17). Средний возраст респондентов в группе ИПП - 35.8, стандартное отклонение по выборке равно 8.5; в группе ИП - 24.0, стандартное отклонение по выборке равно 5.3; в обеих группах выборку составляли женщины.
стр. 88
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В начале интервью всем испытуемым был задан вопрос: "Когда вы были школьницей (ком) и общались со своими друзьями, кем вы обычно были в играх: лидером, независимым, одиноким, защитником младших?" 73% респондентов группы ИПП отметили в себе лидерские качества, оценивая себя так: "была лидером", "однозначно, безусловно лидером", "несомненно лидером", "никогда не была ведомой", "независима, всегда лидер - формальный и неформальный".
На рис. 1. показаны субъективные оценки черт личности: стремление к лидерству, независимость в группе ИПП и группе ИП. Стремление к лидерству как черта личности иногда понималась респондентами как независимость ("независима", "часто откалывалась от группы", "никогда не была ведомой", "не принимала чужого мнения"). Лидерство проявлялось в организациях сверстников ("была председателем совета дружины", "комсомольский вожак", "в играх, что-то организовать для других"). Меньшая часть группы -23.1 % ответов - так характеризует себя в детстве: - "не пользовалась уважением", "не могла себя защитить", "трудно входила в коллектив", "серая мышка", "лидером быть не нравилось", "одинокая, стеснительная". В группе ИП лидером считают себя 35.3% респондентов (рис. 1). Следующие ответы респондентов были нами соотнесены со стремлением к лидерству: "была лидером", "была защитницей слабых и обиженных", "у меня были главные роли в играх", "я была и лидером, и защитником". Наибольшая часть группы ИП (58.8%) отмечает в себе черты независимости: "точно не лидером", "скорее независимой", "независимой, я придумывала что-то новое и все переключались со своей игры на мою" (см. рис. 1). Всего 5.9% респондентов группы ИП не видят у себя лидерских качеств. По-видимому, это связано с моделью активности, воспринятой от родителей (в зависимости от соотнесения своего опыта с воспоминаниями о матери или отце и их активности/лидерству в семье соответственно).
Активность человека определяется задачами саморегуляции и связана с разными компонентами субъективного опыта. Человек намечает цели, так или иначе представленные в сознании, формирует умения саморегуляции деятельности, ориентированной на достижение целей, обращается к субъектному опыту, имеющему компонентную структуру и во взаимодействии с миром обеспечивающую активную, осознанную, целенаправленную, умелую и координированную с усилиями других людей свою позицию [7]. Терапевты гораздо чаще и эффективнее, чем респонденты случайной выборки, в целом используют больше разных стратегий совладания со стрессом, т.е. имеют более выраженную активную позицию, чем непсихотерапевты [25]. По мнению А. Миллер, определенный тип отношений с родителями предполагает развитие соответствующего поведения у детей; от последних ожидались большая активность и ответственность, они должны были интуитивно чувствовать, что от них требуется [5, с. 18].
Испытуемым также были заданы два открытых вопроса: "Как запомнилась Вам мать, когда Вы были маленькой(им)?", "Как запомнился Вам отец, когда Вы были маленькой(им)?".
В группе ИПП 30.4% респондентов отмечают следующие характеристики мамы: строгая, властная, жесткая. Данные характеристики мы относим к эмоционально отрицательным, хотя у половины респондентов эти оценки приводятся вместе с диаметрально противоположными: строгая, справедливая, но заботящаяся; строгая, но родная и заботящаяся; властная, но щедрая; строгая, но дома мягкая.
Было показано, что чем более широкий спектр чувств и эмпатии показывают друг другу в родительской семье, тем чаще будущий психолог будет придерживаться объективных подходов в теории. Чем более закрытой будет родительская семья, тем субъективнее психолог в выборе своей теоретической ориентации, предпочитая те теории, которые помогут ему самому понять некоторые особенности отношений в родительской семье. Если члены семьи сдержанны в проявлении своих чувств, то причину происходящего предписывают чаще внутренним, чем внешним источникам. В исследовании была сделана попытка подтвердить идею: проблемы родительской семьи психотерапевта могут значительно влиять на выбор им терапевтических интервенций и на то, какую теоретическую ориентацию он выбирает [22].
Отчетливо негативные оценки матери дают 17.4% респондентов, характеризуя эмоциональный опыт взаимодействия с матерью так: "Эмоционального контакта не было никогда, нет и сейчас"; "Тиран в доме, эгоист, жесткая, навязывала свое мнение"; "Близкими людьми не были", "считала маму некрасивой". Нейтральные оценки, составляющие 47.8% ответов ("взрослая", "не
Рис. 1.
стр. 89
Таблица 1. Оценка внешних (в), личностных (л), эмоционально окрашенная оценка (э) характеристик родителей и действий (э) в адрес респондента в группе ИПП (n = 23) (в %)
Оценка | Положительная | Нейтральная | Отрицательная | |||
матери | отца | матери | отца | матери | отца | |
Внешние характеристики (в) | 52.2 | 26.1 | 43.5 | 73.9 | 4.4 | 0.0 |
Личностные характеристики (л) | 43.5 | 39.1 | 52.2 | 52.2 | 4.4 | 8.7 |
Эмоционально окрашенная оценка (э) родителей | 34.8 | 56.5 | 47.8 | 21.7 | 17.4 | 21.7 |
Действия (д) в адрес респондента | 17.4 | 34.8 | 73.9 | 60.9 | 8.7 | 4.4 |
помню - много работала", "в 8 часов утра уходившая на работу"), плюс негативные дают 65.2% ответов в оценке эмоционального опыта взаимодействия с матерью (см. табл. 1). Вызывает тревогу тот факт, что по воспоминаниям более половины будущих семейных психотерапевтов группы ИПП не имеют позитивного эмоционального опыта детско-родительских отношений. С другой стороны, наиболее часто встречающаяся положительная характеристика матери связана с оценкой внешности - красивая: 52.2% респондентов отмечает в ней эту черту.
Racusin, Abramovitz, Winter сообщают, что в 100% выборки психотерапевтов некоторые члены семей имеют физические недостатки, внешнюю непривлекательность или поведенческие проблемы, связанные с психогенетическими факторами [29]. Алкоголизм, насилие в детстве и/или то и другое вместе присутствовали в 50% семей психотерапевтов [там же].
На рис. 2 отмечены оценка внешних (в), личностных (л) характеристик родителей; эмоционально окрашенная (э) оценка и оценка действий в адрес респондента матери (м) и отца (о) в группе ИПП. Сравнивая эмоциональную оценку отца и матери, отметим больший разброс оценок отца: 56.5% респондентов оценивает отца положительно и 21.7 - отрицательно, в то время как мать положительно оценивают 34.8% и отрицательно -17% респондентов (рис. 2). Как видно из результатов, количество нейтральных оценок матери более чем в два раза превышает такие же оценки отца. Другими словами, эмоциональные оценки отца (и положительные, и отрицательные) более выражены, оценки матери в основном нейтральны (47.8% ответов). Действия матери, направленные в адрес респондента, только 17.4% оценивают положительно, в основном отмечая заботу: "заботливая", "заботящаяся", "учила читать", "весь дом на ней". "В детстве порола" - это пример отрицательной оценки действий матери; подобных ответов в выборке - 8.7%. В основном действия матери, направленные в адрес респондента, оцениваются нейтрально: 73.9% ответов, что отличается от оценок действий отца (60.9% ответов).
По сравнению с оценкой матери, респонденты, оценивая отца, чаще всего отмечают такого рода действия, направленные в их адрес: "приносил сладости, разыгрывал с конфетами"; его вовлеченность в интересы ребенка: "забирал меня из сада", "больше интересовался делами меня как дочери", "отдых, развлечения - с ним". Практически в два раза чаще по сравнению с матерью при-
Рис. 2.
стр. 90
водятся действия отца, оцениваемые респондентами положительно (34.8% и 17.4%) - см. рис 2.
Особенно выделяется тема общения с отцом: "было счастье общаться"; "с папой друзья, если улыбнулся, все сразу прощалось"; "было весело, интересно с ним, он много знает"; "Веселый, компанейский"; "много разыгрывал" - таких ответов 34.8%. Оценивая общение с матерью, респонденты отмечают: "постоянная опека", "забота", "навязывала свое мнение". В адрес отца высказываются несколько "претензий", звучащих несколько свысока: "пассивный", "добрый, но ленивый", "прощала все его слабости", "не замечала, что он лысый"; в адрес матери подобного рода высказываний нет, но есть оценка ее качеств (личностных, эмоциональных), которая, как правило, звучит с позиции равной: "я не замечала ее внешний недостаток", "считала маму некрасивой", "близкими людьми не были". В этих оценках звучит позиция более взрослого человека, критическая в адрес матери и снисходительная в адрес отца. В подобных оценках роли отца в воспитании будущих терапевтов просматривается патерналистская позиция последних.
Racusin, Abramovitz, Winter сообщают, что около половины психотерапевтов определили свою роль в семье как воспитателя для младших, старших братьев и сестер, а иногда даже родителей [29]. А. Миллер считает, что определенный тип отношений с родителями накладывал отпечаток на дальнейшую судьбу человека, побуждая его выбрать профессию, связанную с оказанием помощи другим людям. Основные признаки отношений с родителями у будущих психотерапевтов, выделенные ею, следующие:
* у таких людей в детстве была эмоционально неуравновешенная мать, склонная к авторитарному стилю поведения
* дети таких родителей интуитивно чувствуют, что от них требуется определенный тип поведения
* дети чувствуют, что в них нуждаются, они становятся не только утешителями, советчиками, но и берут на себя ответственность за своих братьев и сестер [5, с. 18].
По мнению А. Миллер, восприимчивость психотерапевта, его способность проникнуть во внутренний мир другого человека, его непомерная "оснащенность" своеобразными "антеннами" свидетельствует о том, что еще в детстве он был объектом, который родители и воспитатели использовали в своих целях, что часто отрицательно сказывалось на развитии ребенка [там же, с. 29].
Характеризуя внешность отца, респонденты отмечают, прежде всего, открытость, веселость, красивым называют его только 26.1%, в то время как внешние характеристики матери оценивают положительно 52.2% респондентов. Несмотря на большое количество позитивных воспоминаний, связанных с отцом ("папа - как очень надежная спина", "с папой друзья, с ним мы ближе", "помню всегда красивым и уезжающим", "если улыбался, то все прощалось ему"); многими респондентами вспоминаются и конфликтные ситуации и разочарования, связанные с ним: "одни минусы, помню плеткой отстегал", "проблемные отношения в детстве", "заставлял заниматься - отсюда конфликты", "ссорились, не думаю, что его любила", "папа - деятельный коммунист, очень занятой". Количество событий, запомнившихся респондентам (положительно и негативно оцениваемых) и связанных с отцом, значительно превосходят происшедшие с участием матери. Как правило, события, связанные с отцом, и их оценки амбивалентны, часто сочетаются с сильными чувствами, досадой и разочарованием. Также представляется интересным тот факт, что все негативные семейные случаи из детства вспоминались респондентами в связи с отцом, хотя касались не только его: "физическое насилие", "мать и отец, живущие порознь", "конфликты с отчимом", "смерть отца", "развод родителей", "когда мне было 7 лет, родители разошлись", "мать часто не жила с отцом". В целом, в группе ИПП значительно чаще присутствуют в ретроспективном опыте события, связанные с семейной жизнью, детство насыщено более яркими случаями, окрашенными разными эмоциями.
В группе ИП число положительных оценок отца респондентами превалирует над оценками в адрес матери по всем выделенным нами параметрам. Соответственно, число нейтральных оценок в адрес отца по всем параметрам меньше, чем в адрес матери. Эта особенность ярко выражена в оценке респондентами личностных характеристик отца: положительно их оценивают 70.6% респондентов, что более чем в три раза превышает показатель эмоциональной оценки матери (23.5% ответов).
В группе ИП респонденты также вспоминают события, с которыми связан отец: "очень радовалась, когда он приходил домой"; "облик, голос, запах, как мы ходили с ним в лес"; "как он меня звал куда-то"; "очень много уделял мне внимания"; "помню, как забирал меня из больницы"; "помню его поступки, как он заступался за меня"; "помню сильные руки", "он был добр ко мне"; "отец для меня и сейчас остается примером настоящего мужчины".
Среди эмоциональных характеристик, связанных с отцом, помнятся: "добрый", "справедливый", "сейчас более строгий со мной, но такой же справедливый", "спокойный". Эмоционально окрашенные характеристики матери: "теплота, очень добрая", "заботливая, любящая, чувствен-
стр. 91
Таблица 2. Оценка внешних, личностных, эмоционально окрашенная оценка характеристик родителей и действий в адрес респондента в группе ИП (и = 17) (в %)
Оценка | Положительная | Нейтральная | Отрицательная | |||
матери | отца | матери | отца | матери | отца | |
Внешние (в) характеристики | 41.27 | 64.7 | 52.9 | 35.3 | 5.9 | 0.0 |
Личностные (л) характеристики | 23.5 | 70.6 | 76.5 | 23.5 | 0.0 | 0.0 |
Эмоционально окрашенная оценка (э) родителей | 35.3 | 64.7 | 64.7 | 35.3 | 0.0 | 0.0 |
Действия (д) в адрес респондента | 17.7 | 29.4 | 82.4 | 70.6 | 0.0 | 0.0 |
ная", "мягкость, у нее всегда добрые глаза", "Заботливая, 100% мама".
Оценивая личностные характеристики матери, около половины респондентов (52.9%) группы ИП дают формальные ответы: "да, помню", в большинстве их ответов нет описания и свидетельств чувственного опыта, отсутствуют эмоционально окрашенные события детства, крайне мало позитивно оцениваемых действий, направленных в адрес респондентов, единственное воспоминание: "прикосновения". Воспоминания об отце: "очень многое", "все самое лучшее", "образ смутный, нечеткий" приводят всего 17.6% респондентов (табл. 2).
Были отмечены следующие различия в исследуемых группах. Характеризуя внешние качества матери, группа ИП не дает развернутых ответов, не выделяет ее внешние характеристики как позитивно значимые и запомнившиеся; напротив, группа ИПП в основном дает позитивную оценку внешним характеристикам матери. В сравнении с запомнившимся позитивным образом отца в группе ИП, группа ИПП невысоко оценивает внешность своих отцов.
Сравнивая внешность матери и отца, группа ИП отдает предпочтение отцу, количество позитивных оценок внешности отца в группе ИП более чем в два раза превышает количество позитивных оценок отца в группе ИПП. В свою очередь, группа ИПП отдает предпочтение матери.
На рис. 3 приведены ответы респондентов по внешним (в), личностным (л), эмоциональным (э) оценкам и оценке действий в адрес респондента со стороны матери (м) и отца (о) в группе ИП. Характеризуя внешность матери, немногие респонденты в группе ИП обращают внимание на ее красоту - 11.8%, а в группе ИПП - 43.5%; другие положительные внешние характеристики составляют 52.2% в группе ИПП и 35.3% в группе ИП.
Обеим группам будущих психотерапевтов был также задан вопрос: "На кого из родителей вы больше похожи? Какими чертами характера?". Предполагалось, что респонденты будут отмечать в себе внешние, личностные, эмоциональные характеристики, подобные чертам одного из родителей (или обоих). Вопрос о сходстве с одним из родителей достаточно проективный; в ответах встречаются оценки внешности, личностных и эмоциональных характеристик родителей, в которых, по-видимому, отражается идентификация будущего психотерапевта с одним из родителей (или с обоими). R. Erskine отметил: "Мы изучаем бессознательную мотивацию терапевта посредством того, в какую особую терапевтическую позицию он становится. Очень важно задать себе вопрос: почему мы "специализируемся" на определенных клиентах и избегаем клиентов с другими характеристиками, почему мы предпочитаем одну из школ психотерапии. Иногда я обнаруживаю, что зрелый психотерапевт, с которым я раз-
Рис. 3.
стр. 92
Таблица 3. Оценка сходства внешних, личностных, эмоциональных характеристик родителей в группе ИПП (n = 23) (в %)
Оценка характеристик родителей | Положительная | Нейтральная | Отрицательная | |||
матери | отца | матери | отца | матери | отца | |
Внешних (в) | 21.7 | 47.8 | 73.9 | 52.2 | 4.4 | 0.0 |
Личностных (л) | 34.8 | 56.5 | 52.2 | 30.4 | 13.0 | 13.0 |
Эмоциональных (э) | 30.4 | 60.9 | 60.9 | 30.4 | 8.7 | 8.7 |
Таблица 4. Оценка внешних, личностных, эмоциональных характеристик родителей в группе ИП (n = 23) (в %)
Оценка характеристик родителей | Положительная | Нейтральная | Отрицательная | |||
матери | отца | матери | отца | матери | отца | |
Внешних (в) | 26.7 | 53.3 | 73.3 | 46.7 | 0.0 | 0.0 |
Личностных (л) | 46.7 | 53.3 | 53.3 | 46.7 | 0.0 | 0.0 |
Эмоциональных (э) | 46.77 | 46.7 | 53.3 | 53.3 | 0.0 | 0.0 |
говариваю, выполняет когда-то взятые обязательства маленького мальчика или девочки по излечению депрессивной матери, спасению алкоголика-отца, брака его родителей. Эти мотивы часто не осознаны, и усиленные детские попытки повлиять как-то на жизнь семьи в детстве часто оказывают влияние на терапевтическую практику уже в зрелом возрасте терапевта" [19]. Влияние семейных событий на формирование личности будущего терапевта описано Ф. Дольто в воспоминаниях об отце, незначительно участвовавшем в психическом развитии дочери. Но у нее была мать, которая буквально поглотила дочь, сделав ее своим психотерапевтом [6].
В ответах на вопрос "На кого из родителей вы больше похожи? Какими чертами характера?" отмечается следующая картина субъективного восприятия сходства себя с отцом и / или матерью.
Группа ИПП гораздо чаще идентифицируется с внешними характеристиками отца (21.7% респондентов похожи на мать и 47.8% - на отца), личностными характеристиками (34.8% на мать и 56.5 - на отца), эмоциональными характеристиками (30.4% на мать и 60.9 респондентов - на отца) - см. табл. 3.
В группе ИП идентификация с отцом проходит по внешним и личностным характеристикам (26.7% респондентов похожи на мать и 53.3 - отца; 46.7% похожи на мать и 53.3 - на отца). Этот феномен связан с идентификацией будущих психотерапевтов с отцом, что более выражено в группе ИПП - см. табл. 4.
Позитивная оценка личностных характеристик отца в группе ИП почти в три раза превышает позитивные оценки матери и также почти в два раза оценки, данные группой ИПП своим отцам. В обеих группах оценка эмоциональных характеристик отцов и матерей практически не отличается, однако важно отметить, что респонденты в обеих группах более высоко (положительная оценка) оценивают свою эмоциональную похожесть на отцов (в группе ИП - в два раза чаще), а не матерей.
Рис. 4 демонстрирует оценку (положительную, нейтральную, отрицательную) своего сходства с матерью (м), отцом (о) по внешним (в), личностным (л) и эмоциональным (э) характеристикам в группе ИПП. Отмечается, что группа ИП по эмоциональным характеристикам отца не дает нейтральных ответов: все они окрашены позитивными воспоминаниями, в группе ИПП 60.9% ответов нейтральны или формальны. В группе ИПП значительное количество отрицательно окрашенных оценок матери и отца, касающихся эмоциональности родителей; этот феномен не наблюдается в группе ИП.
На рис. 5 представлены оценки (положительная, нейтральная, отрицательная) своего сходства с матерью (м), отцом (о) по внешним (в), личностным (л) и эмоциональным (э) характеристикам в группе ИП. По всей видимости, в семьях студентов группы ИПП семейные конфликты и особые события были чаще, чем в семьях группы ИП. В группе ИП не отмечаются эмоционально окрашенные события, связанные с матерью. Мимо этого факта нельзя пройти, не пытаясь связать его с причинами выбора специализации в будущей профессии. Также интересно то обстоятельство, что в обеих группах отмечается большее количество положительных и направленных в сторону респондента действий со стороны отца, а не матери (в два раза больше в группе ИПП).
Это, по-видимому, косвенным образом определило выбор специализации в группе ИПП по семейной психотерапии. Не случайно, группа ИПП в оценках эмоциональных характеристик
стр. 93
Рис. 5.
отцов и матерей приводит достаточно часто те события, которые могут быть отнесены к личным травмам: избиение плеткой, порка, отсутствие эмоциональной близости, тирания, навязывание силой чужого мнения, смерть отца, разводы, мать, не живущая с отцом и др. Травмы в жизни психологов и психотерапевтов являются наиболее важной областью исследования; ей посвящено много работ. Pope, Feldman-Summers обнаружили, что 33.1% психотерапевтов сообщают о сексуальном или физическом насилии в их детстве или подростковом возрасте, а 36.6% участников исследования - о некоторых формах насилия, происшедшего с ними уже во взрослом состоянии [26]. Однако эти данные не подтверждаются Elliott, Guy [18], изучавших качества профессионального функционирования и наличие психологической травмы в группе психотерапевтов. Эти исследователи обнаружили отсутствие различия в уровне психологического стресса в группе профессионалов, переживших насилие, и в группе, где насилие не отмечалось, но сообщают о статистически более часто встречающейся личной травме в историях жизни женщин-психотерапевтов по сравнению с женщинами других профессиональных групп [18].
Изучение воспоминаний детства специалистов помогающих профессий показывает, что психотерапевты-женщины очень часто воспитывались в дисфункциональных семьях и подвержены выраженному психологическому стрессу в их взрослой жизни. Показано, что психотерапевты (в сравнении с женщинами других профессий) сообщают о более высоком уровне физического и сексуального насилия, алкоголизма родителей, случаях госпитализации одного из родителей в психиатрическую больницу, смерти одного из членов семьи и о более выраженной семейной дисфункции. Психотерапевты меньше, чем другие работающие женщины, испытывают тревогу, депрессию, имеют диссоциативные расстройства, нарушения сна и разрывы межличностных отношений [18]. В нашей выборке 95.5% составляют женщины; соответственно, исследования Elliott, Guy могут быть соотнесены с нашими данными: в группе ИПП 30.4% респондентов сообщают о физическом и эмоциональном насилии в детстве, в группе ИП респонденты не отмечают таких случаев насилия. По данным Follette, Polusny, Milbeck
стр. 94
29.8% психотерапевтов имели в своем жизненном опыте физическое или сексуальное насилие в детстве [20]; наши данные по группе ИПП сопоставимы с этим исследованием. В работе Соап [13] было обнаружено, что психологи, которые сосредоточены на внутренних, биологических ресурсах и склонны к субъективному восприятию себя, часто имеют позитивные отношения со своими родителями; эти данные соотносимы с нашими о группе ИП, члены которой имеют более позитивные отношения с родителями и в своей будущей профессии ориентированы на внутренний мир. Один из психоаналитиков, говоря о влиянии жизненных событий на свою практику, заметил, что благодаря личному росту, опыту и возрасту он становится более естественным, спокойным и соответствующим собственному пониманию роли терапевта, и ставит перед собой в жизни и терапии более скромные и реалистические цели, последовательно формируя в себе терпимое отношение к событиям [17].
Если же специалист несет на себе груз незавершенных дел, связанных с его прошлыми и настоящими семейными взаимоотношениями, он должен понимать, что это может существенно влиять на восприятие ситуации в семьях его клиентов и определять его поведение в ходе психотерапии. Наши представления о семье нередко бывают препятствием для адекватной оценки внутрисемейной ситуации других. Психотерапевт не должен проецировать свои собственные ожидания, связанные с семейной жизнью, на семью клиента [9, с. 115 - 116]. Известно, что психотерапевты, ориентированные на сбор объективной и достоверной информации, были склонны к конфликтам с родителями, считая, что в детстве последние были слишком придирчивы к ним в своих требованиях [13]. Эти результаты соотносимы с данными по группе ИПП: в обучении будущих семейных терапевтов делается акцент на формировании навыков объективного восприятия ситуации в семье.
В другом исследовании сообщается, что в течение трех предшествующих исследованию лет 74% психотерапевтов испытывало стресс, включающий в себя неприятности на работе (33), болезнь (15), болезнь близких (23), семейные проблемы (20), финансовые проблемы (16) [21]. При сравнении двух групп, психотерапевтов и случайной выборке непсихотерапевтов было обнаружено, что 82% первой группы и 89 второй имеют хотя бы одну причину для переживания стресса в их взрослой жизни: депрессию, проблемы со здоровьем, низкую самооценку, беспомощность. По данным этого исследования, терапевты гораздо чаще и эффективнее, чем люди из случайной выборки, используют разные стратегии совладания со стрессом [25]. По-видимому, более высокий уровень образования, знания о человеческих ресурсах, высокая поисковая активность позволяют им совладать с трудными жизненными ситуациями.
Вместе с тем важно отметить, что все исследования по психологическому здоровью психотерапевтов и роли семьи в выборе ими профессии имеют недостатки, так как практически не сравниваются с данными популяционной нормы [18]. Согласно Orlinsky, Howard [28], личностные характеристики психотерапевта, связанные с описанным в [10] компонентом эмоциональной привязанности, оказывают влияние на природу межличностных взаимоотношений у будущего психотерапевта. Dunkle, Friedlander [16], полемизируя с Orlinsky, Howard, считают, что для установления адекватных профессональных задач необходимы технические навыки, но личностные характеристики будущего психотерапевта оказывают влияние на его клиентов, и поэтому необходимо осмысление этих свойств, понимание того, как психотерапевт ими может воспользоваться [16]. Например, Pope, Tabachnick сообщают о том, что 61% их выборки психотерапевтов, по крайней мере, однажды находились в состоянии клинической депрессии [27]. Показывая взаимосвязь систем, непосредственно оказывающих влияние на клиническую практику, Д. Фримен обосабливает собственную семью психотерапевта (в том числе и родительскую) [9].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное исследование поставило некоторые вопросы о влиянии событий, происшедших в жизни будущего психотерапевта, на выбор специализации в психотерапии. Жизненные события, отношения к матери и отцу, отношения между родителями оказали влияние на формирование личностных особенностей и способствовали в определенной степени выбору специализации в психотерапии. Исследование показало, что будущие психоаналитики более независимы, чем будущие семейные психотерапевты, последние же чаще склонны к лидерству. Позитивная оценка личностных характеристик отца в группе ИП почти в три раза превышает позитивные оценки матери и также почти в два раза оценки, данные группой ИПП своим отцам. Респонденты обеих групп дают более высокие положительные оценки эмоциональности отцов по сравнению с матерями. Представители группы ИПП в оценках эмоциональных характеристик отцов и матерей часто рассказывают о событиях, которые могут быть отнесены к эмоциональным и физическим травмам. В семьях группы ИПП (т.е. в группе будущих семейных психотерапевтов) семейные конфликты и особые события происходили чаще, чем в семьях группы ИП.
Таким образом, полученные данные указывают на необходимость дополнительных исследова-
стр. 95
ний взаимосвязи выбора специализации в психотерапии с жизненными событиями в родительской семье будущего психотерапевта. Особенно важно исследовать эту взаимосвязь еще и потому, что личностные особенности будущих психотерапевтов формируется в семье и от нее зависит, насколько они будут обладать хорошим душевным здоровьем и успешно разрешать собственные проблемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Власова Т. В. Личностный рост психолога: от эмпирии к онтологии вины // Московский психотерапевтический журн. 1999. N 1. С. 87 - 96.
2. Декер-Фойгт Г. Введение в музыкотерапию. СПб.: Питер, 2003.
3. Колпачников В. В. Общее введение в индивидуальное психологическое консультирование // Вопросы психологии. 1998. N 6. С. 35 - 39.
4. Матвеева Л. Г. Личность эффективного специалиста и подготовка клинических психологов // Ежегодник Российского психологического общества: Матлы III Всероссийского съезда психологов. СПб., 2003. Т. 5. С. 325 - 328.
5. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М.: Академический проект, 2003.
6. Никулина Т. П. Франсуаза Дольто: происхождение психоаналитика и его путь // Семейная психология и семейная терапия. 1999. N 3. С. 99 - 109.
7. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. N 1. С. 5 - 19.
8. Попова Т. А. Влияние профессиональных предпочтений на развитие индивидуальности // Ежегодник Российского психологического общества: Матлы III Всероссийского съезда психологов. СПб., 2003. Т. 6. С. 401 - 404.
9. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2001.
10. Bordin E. S. The generalizability of the psychodynamic concept of the working alliance // Psychotherapy: Theory, Research, and Practice. 1979. V. 16. P. 252 - 260.
11. Braverman S. Family of origin as a training resource for family therapists // Can. J. Psychiatry. 1982. V. 27. N 8. P. 629 - 33.
12. Clark J. Z. Narcissism // Professional Psychology: Research and Practice. 1991 V. 22. N 2. P. 141 - 143.
13. Coan R.W. Psychologists: Personal and theoretical pathways. New York: Irvington Press, 1979.
14. Coster J.S., Schwebel M. Well-Functioning in Professional Psychologists // Professional Psychology: Research and Practice. 1997. V. 28. N 1. P. 5 - 13.
15. Crouch M. Working with one's own family: another path for professional development // Fam. Med. 1986. V. 18. N2. P. 93 - 8.
16. Dunkle J.H., Friedlander M.L. Contribution of Therapist Experience and Personal Characteristics to the Working Alliance // J. of Counseling Psychology. 1996. V. 43. N 4. P. 456 - 460.
17. Eagle M.N. Reflections of a psychoanalytic therapist // Eds. Goldfried M.R. How therapists change: Personal and professional reflections. Washington: American Psychological Association, 2001. P. 37 - 53.
18. Elliott D.M., Guy J.D. Mental health professionals versus non-mental-health professionals: childhood trauma and adult functioning // Professional Psychology: Research and Practice. 1993. V. 24. N 1. P. 83 - 90.
19. Erskine R. The Psychotherapist's Myths, Dreams, and Realities // 2nd World Congress for Psychotherapy. Vienna, 1999. http://www.integrativetherapy.com/article-myths.html
20. Follette V.M., Polusny M.M., Milbeck K. Mental Health and Law Enforcement Professionals Trauma History, Psychological Symptoms, and Impact of Providing Services to Child Sexual Abuse Survivors // Professional Psychology: Research and Practice. 1994. V. 25. N 3. P. 275 - 282.
21. Guy J.D., Poelstra P., Stark M. Personal distress and therapeutic effectiveness: national survey of psychologists practicing psychotherapy // Professional Psychology: Research and Practice. 1989. V. 20. N 1. P. 48 - 50.
22. Johnson M.E., Campbell J.L., Masters M.A. Relationship between family-of-origin dynamics and a psychologist's theoretical orientation // Professional Psychology: Research and Practice. 1992. V. 23. N 2. P. 119- 122.
23. McDaniel S.H., Landau-Stanton J. Family-of-origin work and family therapy skills training: both-and // Family Process. 1991. V. 30. N 4. P. 459^71.
24. Norcoss J.C, Prochaska J.O. Clinicians' theoretical orientations; selection, utilization, and efficacy. // Professional Psychology: Research and Practice. 1983. V. 14. N 2. P. 197 - 208.
25. Norcoss J.C., Prochaska J.O., DiClemente C.C. Self-change of psychological distress: laypersons' versus psychologists' coping strategies // J. Clinical Psychology. 1986. V. 42. P. 834 - 840.
26. Pope K.S., Feldman-Summers S. National survey of psychologists' sexual and physical abuse history and their evaluation of training and competence in these areas // Professional Psychology: Research and Practice. 1992. V. 23. P. 353 - 361.
27. Pope K.S., Tabachnick B.G. Therapists as patients: A national survey of psychologists' experiences, problems, and beliefs // Professional Psychology: Research and Practice. 1994. V. 25. P. 247 - 258.
28. Orlinsky D.E. & Howard K.I. Process and outcome in psychotherapy // Handbook of psychotherapy and behavior change Eds. S.L. Garfield & A.E. Bergin. New York: Wiley, 1986. P. 311 - 381.
29. Racusin G., Abramovitz S., Winter W. Becoming a therapist: family dynamics and career choice // Professional Psychology. 1981. V. 12. P. 271 - 279.
30. Raskin R.N., Novacek J., Hogan R.T. Narcissism, self-esteem and defensive self-enhancement // J. of Personality. 1991. V. 59. P. 19 - 38.
31. Sapienza B.G., Bugental J.F.T. Keeping our instruments finely tuned: An existential-humanistic perspective // Professional Psychology: Research & Practice. 2000. V. 31. N.4. P. 458 - 460.
стр. 96
32. Tremblay J.M., Herron W.G., Schultz C.L. Relation between therapeutic orientation and personality in psychotherapists // Professional Psychology: Research & Practice. 1986. V. 17. N 2. P. 106 - 110.
33. Walton D.E. An exploratory study: Personality factors and theoretical orientations of therapists // Psychotherapy: Theory, Research & Practice. 1978. V. 15. N 4. P. 390 - 395.