Эксперименты Зинченко на непроизвольное запоминание
Цель – экспериментальное доказательство факта зависимости непроизвольного запоминания от деятельности человека.
Методика.
15 карточек с изображением предмета на каждой из них. Группы предметов:
барабан, мяч, игрушечный медвежонок;
яблоко, груша, малина;
лошадь, собака, петух;
примус, чайник, кастрюля.
Состав последних трёх карточек нельзя было классифицировать: ботинки, ружьё, жук.
На каждой карточке в правом верхнем углу была написана цифра.
Первый опыт
Дети дошкольного возраста. На столе отводилось место под «кухню», «сад», «детскую комнату» и «двор». Соответственно в «детскую комнату» дети должны были откладывать карточки, где изображён барабан, мяч и медвежонок. Лишние карточки откладывались. Ученики и взрослые просто классифицировали изображённые объекты.
Карточки убирались, нужно было вспомнить изображённые предметы и числа с карточек. Дошкольники только предметы должны были воспроизвести.
Результаты. Карточки запоминали больше, чем числа (например, взрослые в 19 раз!).
Второй опыт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давались те же 15 карточек. Давался картонный щит (см. рисунок).
Карточки раскладывались на столе таким образом, чтобы наклеенные на них числа не создавали определённого порядка (последовательности). Когда испытуемому давали инструкцию, карточки закрывались.
Инструкция: «накладывая в определённом порядке карточки на белый квадратик, выложить из них рамку и столбик на щите. Карточки должны быть размещены так, чтобы наклеенные на них числа располагались по возрастанию (как показано на рисунке)».
Вариация для дошкольников. Вместо числа на каждой карточке наклеен особый значок:
три формы: крестик, кружочек, палочка;
пять цветов: красный, синий, чёрный, зелёный, жёлтый.
Такие же значки были наклеены на щите.
Результаты. Числа запоминались лучше.
Обсуждение результатов
В ходе эксперимента деятельность испытуемых была не мнестической, а познавательной (или игровой). Предмет деятельности (в первом опыте – картинки, а во втором – числа) запоминаются лучше. В обоих опытах продуктивность запоминания оставалась высокой, хотя предмет деятельности и сама деятельность были различными. Если на сами объекты деятельность не направлена (они лишь фоновые раздражители), то эти объекты плохо запоминаются. Причина высокой продуктивности – деятельность испытуемых по отношению к объекту.
Результаты нельзя объяснить вниманием (Дормашев бы сказал, что внимание – это не «Madchen fur alles»).Внимание нельзя рассматривать в отрыве от деятельности. Внимание объясняется содержанием деятельности (а не объясняет деятельность). Это доказывает эксперимент.?
На столе разложено 15 картинок. Затем испытуемому предлагается ещё 15. Запоминание непроизвольное (так как цель такая не ставилась), потом просили воспроизвести.
Первая серия: предъявляемую картинку положить на картинку на стол таким образом, чтобы они начинались на одну букву: например, молоток-мяч или парта-паровоз. В это случае плохо запоминали.
Вторая серия: разложение картинок по смысловому признаку: например, замок-ключ или арбуз-нож. Лучше запоминали.
Выводы. Внимание есть в обеих сериях, так как испытуемый не только видел картинки, но и называл вслух то, что на них нарисовано.
Объяснением того, что люди младших возрастом чуть больше запоминают «нерелевантных» объектов, служит наблюдение за ними. Дети медленнее входили в задачу и больше от неё отвлекались. Таким образом «нерелевантные» объекты запоминались не просто так, а всё так же в ходе определённых действий.
Причина непроизвольного запоминания – деятельность с объектами.