Учебная деятельность младших школьников.
В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность. Ведущей она становится не автоматически. Структура учебной деятельности формируется постепенно. Более сложными, сравнительно с дошкольным периодом, становятся цели учебной деятельности, которые определяются содержанием обучения, которое значительно расширяется и усложняется.
У школьников формируются новые действия. Среди них на первое место выходят мыслительные и речевые. Им подчиняются мнемические, практические и др.
Мотивация учения младших школьников характеризуется сложностью и неоднозначностью как по смыслу, так и по степени сформированности.
В первые дни обучения у первоклассников доминирует интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение портфеля и и т.п.). Сначала внутренняя позиция школьника становится ведущей мотивацией обучения, но удерживается недолго. Если занятия в школе скучные - интерес исчезает, тогда вместо внутренних мотивов появляются внешние. Л. И. Божович отмечала, что особую ценность для учеников начальных классов имеют широкие социальные мотивы учения. Они развиваются от общего, недифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в 1-ый класс, к более глубокому пониманию причин необходимости учиться, осознание смысла учения "для себя".
Итак, учебно-познавательные мотивы учения не занимают ведущего места в системе мотивации учения младшего школьника. Ученики младших классов преимущественно избирают широкие социальные мотивы учения, в частности первое место занимают мотивы самоопределения исамосовершенствования, второе - мотивы ответственности (у школьников первых и вторых классов - перед учителем и родителями, а у третьеклассников - перед одноклассниками). Значительное место в мотивации учения младших школьников занимают мотивы получения высокой оценки. Относительно динамики познавательной мотивации в младших школьников, то сначала у них развивается интерес к процессу и содержанию учебной деятельности, потом - к способам приобретения знаний (А. К. Маркова, В. М. Матюхина).
Познавательные интересы младших школьников имеют свою специфику, которая состоит в их экстенсивной форме развития и яркой эмоциональной окраске. Ученики берутся за все новое, что происходит в процессе школьного обучения, но вместе с тем их познавательные интересы нестойкие, эпизодические, реактивные и ситуативные.
Исследование, посвященные изучению динамики отношения младших школьников к учебной деятельности, свидетельствуют о том, что положительное отношение к учебной деятельности остается доминирующим для большинства младших школьников, однако к окончанию начальной школы увеличивается количество учеников с отрицательным отношением к этой деятельности. По результатам исследования В. М. Матюхиной, при традиционном обучении к третьему классу у школьников не развивается "чувство долга" хорошо учиться, желание заниматься учебной деятельностью.
А. К. Маркова, анализируя особенности динамики отношения младших школьников к учебной деятельности, установила, что интерес к ней возрастает в 1-2 классах и снижается к 3-ему классу. Этот феномен "мотивационного вакуума" до конца младшего школьного века замечают как отечественные, так и зарубежные исследователи. Отношение младших школьников к учению определяется отношением младших школьников к собственной учебной деятельности, к людям, во взаимодействии с которыми эта деятельность реализуется, и к самому себе как субъекту учебной деятельности.
Обучение, будучи индивидуальным по форме, всегда является социальным по смыслу. Отношение младших школьников к учебной деятельности в значительной мере зависит от уровня удовлетворения социальных потребностей школьника, которые реализуются в границах взаимодействия "учитель - ученик" и "ученик - ученик" в процессе этой деятельности.
Результатом учебной деятельности является не только получение знаний, усвоение научных понятий, но прежде всего изменение самого ребенка, его развитие. Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех других процессов и является основным содержанием умственного развития в младшем школьном возрасте. Развитие мышления детей в этот период является ключом к их умственному развитию в целом. Необходимо, чтобы мышление поднялось на новый уровень (от наглядно-образного перешло к словесно-логического). Поэтому важно позаботиться о научности содержания обучения, о том, чтобы дети усвоили систему научных понятий и способов их получения.
Учебная деятельность должна побуждаться соответствующими адекватными мотивами. Такими должны стать учебно-познавательные мотивы. Задачи развивающего обучения могут решаться только при условии воспитания полноценных мотивов учебной деятельности.
Для формирования у учеников устойчивой учебно-познавательной мотивации необходимо изменить традиционное содержание учебных предметов. Вчастности, акцентировать внимание на методологической стороне материала, общих методах добывания знаний, познании закономерностей. Важной является перестройка не только содержания обучения, а и организации учебного процесса.