Занятие 13.2 МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ КАК ОДНОГО ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
Вводные замечания. Под социально-психологическим климатом (СПК) обычно понимают общий эмоционально-динамический настрой, в котором отражаются установившаяся система взаимоотношении, господствующее умонастроение, удовлетворенность, привлекательность работы, стабильность и рост кадров, единство коллективных и личных целей, степень сближения официальных и неофициальных взаимоотношений на принципиальной и деловой основе.
СПК формируется на основе субъективного мнения и отношения человека к окружающей его на работе обстановке: к людям, условиям труда, стилю руководства, групповым нормам и ценностям и пр., т. е. на основе личного восприятия и оценок, взаимного обмена мнениями. СПК представляет собой согласованные мнения, оценки и отношения членов коллектива к окружающим условиям и обстоятельствам работы. Каждым человеком СПК переживается индивидуально в виде удовлетворенности или привлекательности работы в данном коллективе, на данном рабочем месте, в данных условиях.
К числу наиболее важных критериев оценки СПК следует отнести удовлетворенность, или привлекательность работы в коллективе и степень согласованности мнений, оценок и отношений членов коллектива.
Оценка СПК необходима для выявления путей его развития, прогноза влияния на решение производственных задач, стоящих перед коллективом т. д.
Изучение СПК может осуществляться методами: анкетирования, наблюдения, интервью, социометрии, естественного эксперимента.
Цель занятия. Овладение навыками изучения СПК методом анкетирования.
Оснащение. Опросник для изучения привлекательности труда (ПТР-1) (см. прил. 13.2.1).
Задание состоит из двух частей. В I оцениваются реально существующие условия и обстоятельства работы. Во II производится оценка тех же, что и в первой части, условий и обстоятельств работы, но с точки зрения пожеланий (потребностей, притязаний) отвечающего. Соотношение этих двух оценок и является показателем субъективной привлекательности для человека работы в данном коллективе *.
* Неоспоримым преимуществом такого подхода является возможность перехода от групповых оценок к индивидуальным, что дает возможность вести целенаправленную, индивидуально ориентированную работу с людьми по совершенствованию СПК и снижению текучести кадров.
Порядок работы. Опрос можно проводить как групповым, так и индивидуальным способом. Желательно охватить опросом всех членов коллектива, но не менее 75-80%. Только в этом случае мы можем говорить о СПК коллектива, а не группы людей (малые группы оцениваются по другим параметрам).
Для прогноза текучести кадров в коллективе опрос проводят индивидуально. Первый раз - при поступлении человека на работу, а второй раз - спустя 2-3 месяца. Верность прогноза значительно возрастет, если при этом субъективную оценку сравнивают с оценкой коллектива.
Испытуемым раздаются опросники и ответные листы (форма 58).
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 58
Цех, отдел .................................. …………………Участок, лаборатория .........................……………………………
Специальность..........................................................…………………. Разряд ..............……………………………….
Пол: мужской - женский (нужное подчеркнуть)
Возраст (полных лет) ..................……………. Образование ....................................………………………………….
Среднемесячная зарплата с учетом всех премиальных ................................………………………………………….
Стаж работы: на этом участке/отделе ...............……………. в этой должности............……………………………..
Ответный лист
I часть
Номер | Балл | Номер | Балл | Номер | Балл | Номер | Балл | Сумма | Средняя |
по строке | |||||||||
II часть
Номер | Балл | Номер | Балл | Номер | Балл | Номер | Балл | Сумма | Средняя | mI-mII |
по строке | ||||||||||
Какова вероятность того, что при случае Вы уйдете с этого места работы? Обведите кружком нужную цифру:
0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 |
Обработка результатов. Для удобства обработки все изучаемые потребности сведены в 14 шкал и даны в ответном листе построчно:
1) потребность в творческой и интересной работе;
2) потребность в благоприятных условиях труда;
3) потребность в теплых и доверительных отношениях в коллективе;
4) потребность в признании, в личном авторитете;
5) потребность в собственном развитии;
6) потребность в личном материальном и социальном обеспечении.
7) потребность в принципиальных и требовательных взаимоотношениях в коллективе;
8) потребность в индивидуальном развитии всех членов коллектива;
9) потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива;
10) потребность в хорошей организации труда;
11) потребность в производственных успехах всего коллектива;
12) утилитарная потребность;
13) потребность в общественном признании личного вклада и важности работы коллектива в целом;
14) потребность в общении как по «вертикали», так и по «горизонтали».
1. Найти средние арифметические значения по каждой шкале отдельно в I и II части занятия.
2. Определить степень субъективной привлекательности работы для человека в данном коллективе путем нахождения разности средних арифметических значений шкал между I и II частями (МI - МII). Здесь важное значение имеют величина разницы и знак: отрицательные значения интерпретируются как неудовлетворенность тем или иным аспектом работы; положительные - как привлекательность данного аспекта для человека.
3. Вычислить интегральный показатель СПК, которым является средняя арифметическая шкальных средних в коллективе. Мера рассеивания шкальных средних оценок в индивидуальных ответах может служить дополнительным показателем уровня развития СПК и интерпретируется как косвенный показатель сплоченности единства мнений в коллективе.
Конечно, приведенные шкалы не отражают всех особенностей производства, влияющих на СПК, но возможна замена шкал в зависимости от целей исследования. Важно, что такой подход позволяет достаточно точно определить, чем именно не удовлетворен человек, в каком направлении надо действовать для улучшения социально-психологического климата в коллективе.
Контрольные вопросы
1. Что такое социально-психологический климат коллектива?
2. На основе чего формируется СПК в коллективе?
3. Каковые критерии оценки СПК?
Приложение 13.2.1
Опросник для изучения привлекательности труда (ПТР-1)
Уважаемый товарищ!
Перед Вами опросник, который содержит ряд суждении о различных аспектах работы в трудовых коллективах. Среди предложенных суждений нет плохих или хороших. Все они важны, но для каждого человека каждое по-своему.
В I части задания просим Вас оценить по 10-балльной шкале степень справедливости перечисленных суждений для Вашей личной работы в данном коллективе (на участке или в бригаде). Причем 10 баллов - это абсолютно (на 100%) справедливо, т. е. оцениваемое качество постоянно присутствует. Если же, хотя бы и очень редко, качество не обнаруживается, то следует ставить 9 баллов и т. д. до 0, который означает полное отсутствие данного качества, т. е. никогда такого не бывает. Для ответа Вам необходимо написать в соответствующей графе ответного листа тот балл, который выражает Ваше мнение по данному суждению.
Во II части задания используется тот же опросник. Но теперь Вам следует ответить на вопрос: «Если бы у Вас вдруг появилась возможность сменить эту работу на другую, то Вы выбрали бы ту, в которой...». При выполнении этой части Вам следует прежде всего ориентироваться на свои личные желания и интересы, т. е. отметить, что для Вас работе наиболее важно, а что наименее.
В ответах будьте самостоятельными, постарайтесь выразить свое личное мнение поводу каждого суждения, ничего не пропускайте. В самом опроснике ничего не пишите.
Результаты отдельных анкет нигде обсуждаться не будут и оглашению не подлежат.
Абсолютно Никогда
справедливо так не бывает
1. В работе всегда есть что-то новое, незнакомое 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
и потому интересное.
2. Хорошие, безвредные для человека санитарно- 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
гигиенические условия труда.
3. В коллективе теплые и дружеские взаимо- 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
отношения между людьми.
4. У меня много товарищей по работе, которые 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
меня ценят и уважают.
5. Есть возможность повышать свою квалифи- 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
кацию, профессиональную грамотность.
6. Высокая среднемесячная зарплата. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
7. В коллективе существуют отношения неприми- 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
римости к разгильдяйству, нечестности,
бесхозяйственности.
8. В коллективе большинство высококвалифици- 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
рованных, грамотных работников.
9. У большинства членов коллектива ответствен- 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
ное отношение к своим обязанностям.
10. Всегда своевременные ремонт техники и 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
оборудования, поставка сырья и материалов.
11. В коллективе постоянно растет 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
производительность труда.
12. Работа простая, не требует специальной 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
подготовки.
13. О моей работе не стыдно рассказать 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
друзьям и знакомым.
14. В процессе работы всегда есть возможность 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
переговорить с товарищами по работе.
15. Работа требует специальных знаний и 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
умений.
16. Работа безопасная, не содержит травмо- 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
опасных ситуаций.
17. Большинство в коллективе - это приятные 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
и симпатичные люди, с которыми можно
не только хорошо поработать,
но и отлично отдохнуть.
18. Я пользуюсь авторитетом и доверием среди 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
работников нашего коллектива.
19. Есть возможность поработать на различных 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
операциях, станках, освоить смежные
профессии.
20. Большие премии. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
21. В коллективе сложились отношения 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
взаимопомощи и сотрудничества.
22. Большинство членов коллектива имеют 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
среднее, в том числе среднетехническое,
незаконченное высшее образование.
23. В коллективе отсутствуют какие бы то ни 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
было нарушения трудовой дисциплины,
правил техники безопасности, опоздания и т. п.
24. В коллективе полностью отсутствует ра- 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
бота в сверхурочное время и выходные дни.
25. В коллективе постоянно снижается себе- 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
стоимость продукции.
26. Работа легкая, не вызывает физического 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
переутомления.
27. Моя работа имеет большое значение для 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
деятельности всего коллектива.
28. Руководитель часто обсуждает со мной 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
различные производственные вопросы.
29. Работа разнообразная. Требует смекал- 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
ки, заставляет думать.
30. Хорошее, удобное оборудование и тех- 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
ника.
31. В коллективе отсутствуют какие бы то ни 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
было конфликты между работниками.
32. Администрация предприятия ценит меня 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
как работника.
33. Есть возможность и созданы все условия 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
для учебы.
34. Высокая оплата сверхурочных часов и 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
работы в выходные дни.
35. В коллективе отношения между людьми 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
строятся на основе высокой требовательности
и принципиальности.
36. Большинство работников обучались или 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
обучаются в системе политпросвещения.
37. Большинство членов коллектива харак- 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
теризуются творческим отношением к труду.
38. Работа ритмичная, без штурмовщины. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
39. В коллективе совсем нет брака в ра- 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
боте.
40. Условия работы позволяют выбрать для 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
себя удобный темп работы.
41. Продукция, которую я выпускаю, очень 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
важна.
42. Руководитель всегда интересуется мои- 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
ми личными делами.
43. Работа требует высокой квалификации. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
44. Хорошо оформлены места общего 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
пользования: столовые, душевые,
раздевалки и пр.
45. В коллективе сложилась атмосфера дове- 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
рия и доброжелательности людей друг к
другу.
46. Мой руководитель меня уважает. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
47. Есть возможность постоянно повышать 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
свою экономическую, правовую грамотность.
48 Хорошее обеспечение членов коллекти- 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
ва: путевками, жильем, детским садом,
пионерским лагерем и пр.
49. Высокая организованность и сплочен- 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
ность всего коллектива.
50. Большинство в коллективе активно уча- 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
ствуют в общественной жизни цеха,
предприятия.
51. В коллективе каждый считает своим дол- 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
гом бороться за повышение качества
продукции.
52. Удобная сменность. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
53. В коллективе всегда строго выполняют- 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
ся все плановые показатели.
54. Работа не накладывает на человека боль- 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
шой ответственности.
55. Наш коллектив играет важную роль в 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
жизни всего предприятия.
56. Члены коллектива часто проводят вмес- 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
те свободное от работы время.