Теория личности отечественных психологов
Деятельностная теория личности. - С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев. Главным источником развития личности, является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых и формируются свойства личности. Личность – это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности – это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности.
Диспозициональная теория.
Главным источником развития личности являются факторы генно-средового взаимодействия. Личность – это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социальнообусловленных свойств проприума. Структура личности – это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств, составляющих проприум человека.
В отечественной психологии типологический подход к описанию личности здорового человека использован А.Е. Личко с сотрудниками при разработке патохарактерологического диагностического опросника (ПДО). ПДО предназначен для диагностики типа психопатий и акцентуаций характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет. С помощью составленного опросника отношений сотрудниками А.Е. Личко была обследована группа подростков общей численностью 2235 человек. Результаты этого исследования выявили одиннадцать типов психопатий и акцентуаций характера подросткового возраста: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психостенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный.
Концепция "акцентуированных личностей" К. Леонгарда. Черты личности могут быть разделены на две группы: основную и дополнительную. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При большой степени выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом и при неблагоприятных социальных условиях могут разрушить структуру личности.
Личности, у которых основные черты имеют высокую степень выраженности, названы К. Леонгардом акцентуированными "Акцентуированные личности" не являются патологическими. В "акцентуированных личностях" потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. К. Леонгард выделяет десять основных типов акцентуаций, в основном соответствующих систематике психопатий пограничной психиатрии.
6. Социальные стереотипы, предрассудки: понятие, психологическое содержание, значение для юридической психологии.
Психологический механизм возникновения стереотипов основывается на принципе экономии усилий, свойственном для повседневного человеческого мышления. Данный принцип означает, что люди не стремятся реагировать на окружающие их явления каждый раз по-новому, а подводят их под имеющиеся у них категории. В этих случаях познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на обобщении типичных для данной области представлений.
Стереотипы являются определенными убеждениями и «привычными знаниями» людей относительно качеств и черт характера других индивидов, а также событий, явлений, вещей.
Стереотипами определяется около двух третей форм человеческого поведения. Усвоение человеком стереотипов происходит различными в процессе социализации и инкультурации. Во-вторых, стереотипы главным образом приобретаются в процессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего приходится сталкиваться.
Стереотипы представляют собой чувственно окрашенные образы, аккумулирующие в себе социальный и психологический опыт общения и взаимодействий индивидов. Стереотипы обладают целым рядом качеств: целостностью, ценностной окраской, устойчивостью, консерватизмом, эмоциональностью, рациональностью и др. имеют следующие функции стереотипов:
- передача относительно достоверной информации; - ориентирующая функция; - влияние на создание реальности.
Стереотипы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов человек наделяется теми или иными качествами, и на этой основе можно прогнозировать его поведение.
Предрассудок- установка предвзятого и враждебного отношения к чему-либо без достаточных для такого отношения оснований или знания. Они возникают как следствие неполного или искаженного понимания объекта, по отношению к которому формируется установка. Возникая на основе ассоциации, воображения или предположения, такая установка с искаженным информационным компонентом оказывает, стойкое влияние на отношение людей к объекту.
В отличие от стереотипа предрассудок представляет собой отрицательную и враждебную оценку группы или принадлежащего к ней индивида только на основании приписывания им определенных негативных качеств. Для предрассудков характерно бездумное негативное отношение ко всем членам группы или большей ее части. В практике человеческого общения объектом предрассудков обычно являются люди, резко отличающиеся от большинства какими-либо чертами, вызывающими отрицательное отмщение у других людей.
Механизм формирования предрассудков Данный механизм чаще всего используется в культивации этноцентризма, стереотипов и предрассудков и называется процессом перемещения.
Психологическое перемещение используется людьми или бессознательно, в качестве защитного механизма психики, или же преднамеренно, в поисках козла отпущения, на котором можно было бы выместить досаду по поводу какой-либо ситуации. При этом психологическое перемещение не является атрибутом только индивидуальной психической деятельности. Оно встречается и в коллективных психических процессах и может охватывать значительные массы людей. Механизм перемещения применяется для того, чтобы оправить гнев и враждебность людей на объект, не имеющий никакого отношения к причинам этих эмоций. Предрассудки могут возникать по отношению к объектам самого различного рода: к вещам и животным, к людям и их ассоциациям, к идеям и представлениям.
Предрассудки усваиваются им в процессе социализации и кристаллизуются под влиянием культурно-групповых норм и ценностей. Их источником служит ближнее окружение человека, в первую очередь родители, учителя, приятели. Тем самым индивидуальные предрассудки в большинстве случаев возникают не из личного опыта межкультурного общения, а посредством усвоения ранее сложившихся предрассудков.
7. Правовая психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы. Юридико-психологические аспекты правовой социализации личности.
Правовая психология является наукой, изучающей отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности, психологических аспектов правопонимания и правотворчества. В правовой психологии право выступает как фактор упорядочения личных интересов с общественной необходимостью, как фактор социальной регуляции индивидуального поведения.
В качестве раздела юридической психологии правовая психология на данный момент ставит перед собой следующие проблемы:
— Психологические механизмы правового регулирования, правотворчества и правоисполнения;
— Развитие правосознания (в том числе и профессионального);
— Закономерности и механизмы правовой социализации личности;
— Общественное мнение о праве и правосудии, преступности и деятельности правоохранительных органов.
Правовая психология - совокупность чувств, привычек, настроений, стереотипов поведения, в которых выражается эмоционально-психологическое отношение социальных групп, коллективов, отдельных граждан к праву в целом и отдельным его нормам, правопорядку, к юридическим учреждениям и основам их деятельности.
Правовая психология выражает психическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие элементы:
- общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;
- психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам общества;
- представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада;
- чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам;
- способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций)
- влияние, взаимовлияние, подражание, внушение
Правовая социализация, суть— в усвоении личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии. Психологическая цель правовой социализации — психолого-правовое развитие личности, достижение высокой правовой культуры, выраженной в правовой психологии, обеспечивающей правомерное поведение.
Различия общей социализации и правовой — в содержании присваиваемых ценностей, ее времени протекания, в психологических трудностях овладения разными знаниями, навыками, отношениями, привычками и др.
Правовая социализация личности протекает под влиянием как целенаправленных воздействий, так и стихийных, спонтанных, с которыми она сталкивается в ходе жизни, начиная с детских лет. Преобладание стихийности всегда чревато задержками и деформациями в правовой социализации.
Биопсихосоциальное содержание о морали, законопослушном и аномальном поведении.
Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы.
Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Мораль включает: моральные отношения, моральное сознание, нравственное поведение.
Мораль (лат. мoralis – нравственный; mores – нравы) – предмет изучения этики; общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах его общественной жизни – в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных местах, хотя и играет в них неодинаковую роль.
«Мораль (нравственность) – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.».
Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии сформированных функций:
- регулятивной, (включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей));
воспитательной, (содержит в себе отчасти оценочно-императивную, мотивационную);
познавательной, (содержит ориентирующую и прогностическую);
оценочно-императивной, ориентирующей, мотивационной,
коммуникативной (обеспечивает общение людей), прогностической и др.
Регулятивная. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям.
Познавательная. Эта функция дает индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.
Аномальное поведение — это система поступков или отдельные поступки, противоречащие социальной, статистической, субъективной и функциональной нормам.
В психологии аномального поведения существует два ведущих подхода к проблеме
классификации поведенческих отклонений — психологический и клинический.
Критериями идентификации аномального поведения являются: атипичность, социальная приемлемость, опасность, психологический дискомфорт (страдание), адаптивность, иррациональность.
Законопослушное поведение – это ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания в этом случае используют добровольно, на основе надлежащего правосознания. Подобное поведение преобладает в структуре правомерного поведения.
Как разновидность законопослушного поведения, можно рассматривать социально-активное правомерное поведение – деятельность по реализации правовых норм на основе осознания их ценности и глубокого убеждения в необходимости их исполнения. Социально-активное правомерное поведение личности характеризуется ее осознанной и целенаправленной деятельностью ради достижения какого-либо социально полезного результата.