Семинарское занятие № 1 (2 часа). Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ставропольский государственный университет»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе______________
Профессор Белозеров В.С.
«___» __________________ 20_____г.
ПРОЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая психология (2 курс)
Направление подготовки (специальность)
030401 - Клиническая психология
Профиль подготовки – специалитет
Квалификация (степень) выпускника – специалист
Форма обучения
Очная
Объем занятий: 612 часов
Изучается в 1-4 семестрах
Разработана:
профессор Ахвердова О.А.,
доцент Белашева И.В.
ассистент Погорелова В.А.
Дата разработки:
«31» августа 2011 г.
УТВЕРЖДАЮ | СОГЛАСОВАНО |
Декан факультета психологии профессор Ахвердова О.А. __________ «___» ________________________2011 г | Председатель Учебно-методической комиссии факультета психологии профессор Малашихина И.А. «___» ____________________2011 г. |
Ставрополь 2011 год
Содержание
Предисловие | ||
Учебно-тематический план по курсу: «Общая психология» | ||
Часть I | Руководство к проведению семинарских занятий по курсу «Общая психология» | |
Тема 1 | Общее представление о внимании. Функции и виды внимания. | |
Тема 2 | Свойства внимания. Психологические теории внимания. | |
Тема 3 | Развитие внимания в онтогенезе. Методы исследования внимания. | |
Тема 4 | Общее представление об эмоциях и чувствах. Основные аспекты исследования эмоциональных состояний. | |
Тема 5 | Категории и виды эмоциональных процессов. | |
Тема 6 | Развитие эмоций и связь с мотивационной сферой. | |
Тема 7 | Понятие о воле. Психологическая структура волевого акта. | |
Тема 8 | Основные психологические теории воли. Развитие воли в онтогенезе. | |
Тема 9 | Психология личности. Общее понятие о личности. | |
Тема 10 | Теории личности. | |
Тема 11 | Формирование и развитие личности. | |
Тема 12 | Индивидные свойства человека. Темперамент как мера развития и эволюции индивидных психологических свойств. | |
Тема 13 | Инструментальный уровень и смысловая сфера личности. | |
Часть II | Руководство к проведению лабораторных занятий по курсу «Общая психология» | |
Тема 1 | Психология внимания | |
Тема 2 | Эмоции и чувства в жизни человека | |
Тема 3 | Психология воли | |
Тема 4 | Темперамент | |
Тема 5 | Характер | |
Тема 6 | Способности | |
Тема 7 | Мотивационная сфера личности | |
Краткий словарь терминов | ||
Приложение |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Цели и задачи освоения дисциплины.Целью освоения дисциплины «Общая психология» является формирование целостной системы знаний об основных теоретических постулатах, законах, общих закономерностях психической деятельности, базовых категориях, фундаментальных теориях, основных методах психологической науки.
Место дисциплины в структуре ООП.Дисциплина «Общая психология» относится к циклу ООП Б.3 Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть.Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения обучающихся, приобретенные в результате изучения таких предшествующих дисциплин как история, профессиональная этика, социология, культурология, функциональная анатомия ЦНС, антропология, безопасность жизнедеятельности. Данная дисциплина является базовой для всех дисциплин профессионального цикла.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины «Общая психология» направлен на формирование следующих компетенций:
Способность и готовность к:
- пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2);
- владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
- использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях профессиональной деятельности (ОК-4);
- овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК-6);
- совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-7);
- владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8);
- активной коммуникации и информационно-аналитической деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества, ведением постоянного информационного наблюдения за предметной областью, анализом динамики ее развития, поддержанием активных контактов с коллегами, активным информированием профессионального сообщества о результатах собственной научной и информационно-аналитической деятельности (ПК-1).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- специфику и значение психологического знания для понимания современной научной картины мира в системе наук о человеке;
- актуальные проблемы и задачи общей психологии;
- основные функции психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;
- историю становления и развития психологической науки;
- закономерности эволюции психики животных; врожденное и приобретенное в психике животных, генетическое родство и качественное различие психики животных и человека;
- принципы переработки информации в ЦНС человека; физиологию движения, памяти, обучения, эмоциональных состояний, принятия решений;
- природу и функции психики и сознания в жизнедеятельности человека и человеческих общностей;
- природу деятельности человека и ее внутреннего строения; происхождение и историческое развитие психики человека, закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;
- механизмы волевой регуляции, виды и функции эмоций;
- психофизические механизмы ощущений, закономерности восприятия и порождения предметного образа;
- физиологические и психологические механизмы внимания, его виды и способы активизации;
- психологическое строение памяти человека, ее виды и процессы;
- сущность мышления как высшей формы познавательной деятельности; генезис и многообразие ее разновидностей;
- виды и функции речи; теории усвоения языка речи; психологическую структуру речи;
- психологические закономерности общения и взаимодействия людей в больших и малых социальных группах, межгрупповых отношений, формирования различных коллективов, организации и формирования средств массовой коммуникации, службы семьи;
- закономерности онтогенеза психических процессов человека в условиях обучения и воспитания на каждой возрастной стадии.
Уметь:
- устанавливать связи между теоретическим и эмпирическим уровнями познания психической активности человека;
- применять общепсихологические знания о познавательной, эмоциональной, мотивационно-волевой сферах личности в целях понимания, постановки и разрешения профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности;
- анализировать собственную профессиональную деятельность и возможные пути профессионального саморазвития, в том числе основания для выбора дальнейшего образовательного маршрута.
Владеть:
- категориальным аппаратом психологической науки для реализации различных целей профессиональной деятельности (научно-исследовательской, практической, преподавательской, просветительской);
- методами психологического наблюдения и психодиагностики, приемами организации и планирования эксперимента, процедурами психологического измерения в исследовательских и прикладных работах;
- ориентироваться в методологических проблемах психологии, в исторических типах научного познания, в стилях и образах психологического познания;
- информацией о современном состоянии и актуальных проблемах общепсихологических исследований психического мира человека.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
Общая трудоемкость дисциплины составляет _17_ зачетных единиц, _612_ часов.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практич. | Лаборат. | Самост. работа | |||||
1. | Психология внимания | коллоквиум, тестовый контроль | ||||||
2. | Психология эмоций | эссе, тестовый контроль | ||||||
3. | Психология воли | коллоквиум, тестовый контроль | ||||||
Итого за III семестр | экзамен | |||||||
4. | Психология личности | коллоквиум, тестовый контроль | ||||||
5. | Итоговая курсовая работа по учебной дисциплине «Общая психология». | Дифференци-рованный зачет | ||||||
Итого за IV семестр | экзамен | |||||||
ИТОГО |
Часть I | Руководство к проведению семинарских занятий по курсу «Общая психология» |
Семинарское занятие № 1 (2 часа)
Тема: Общее представление о внимании. Функции и виды внимания
Цель:формирование представлений о внимании как избирательной направленности и сосредоточенности психической деятельности, роли внимания в обеспечении различных психических процессов; основных видах внимания и его функциях.
Организационная форма занятия:семинар.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Общее представление о внимании. Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности.
2. Физиологические механизмы внимания. Ориентировочная деятельность и внимание.
3. Виды внимания.
4. Функции внимания. Роль внимания в восприятии, памяти, мышлении, осуществлении различных видов деятельности и общении человека.
Методические рекомендации:
По первому вопросу: студент должен раскрыть особенности внимания как психического процесса, дать характеристику направленности и сосредоточенности внимания. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003;Психология внимания / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
По второму вопросу: студент должен охарактеризовать основные периферические и центральные физиологические механизмы внимания; раскрыть роль ретикулярной формации в активации мозговых структур, описать «пусковой» механизм ретикулярной формации – ориентировочный рефлекс и его роль в организации внимания; раскрыть суть учения о доминанте как главном принципе работы нервных центров и организации поведения. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Психология внимания / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
По третьему вопросу: студент должен иметь представление об основных видах внимания – природное, социально обусловленное, непосредственное, опосредованное, непроизвольное, произвольное, послепроизвольное, чувственное, интеллектуальное; охарактеризовать факторы, влияющие на непроизвольное внимание; особенности, условия возникновения и поддержания произвольного и послепроизвольного внимания. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Психология внимания / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
По четвертому вопросу: студент должен иметь представление об основных функциях внимания: активизация, обеспечение избирательности познавательных процессов; охарактеризовать роль внимания в восприятии, памяти, мышлении, осуществлении различных видов деятельности и общении человека. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Психология внимания / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
Основные понятия:внимание, направленность, соредоточенность, доминанта, индукция, ориентировочная деятельность, непроизвольное внимание, произвольное внимание, послепроизвольное внимание.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.
2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
4. Общая психология: В 7 тт: Т. 4: Внимание: Учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Братуся Б.С. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
5. Психология внимания / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
б) дополнительная литература:
1. Баскакова И. Л. Внимание дошкольника. Методы его изучения и развития: Методические рекомендации. Москва-Воронеж, 1995.
2. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. Т. 1. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
3. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М.: МГУ, 1974.
4. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 1972.
5. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М: Флинта, 2002.
6. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А., Слоненко Т.Б. Как развивать внимание. — Донецк, 1997.
7. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
8. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
9. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
10. Штейнмец А.Э. Общая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://psychology.net.ru/articles - Мир психологии
2. http://psyfactor.org/lybr.htm - библиотека сайта Пси-Фактор
3. http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm - Виртуальная библиотека по психологии
4. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога
5. http://www.psyworld.info – Мир психологии
6. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.
7. www.flogiston.ru – психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»
8. www.humanities.edu.ru – система федеральных образовательных порталов «Социально-гуманитарное и политологическое образование»
9. www.psychology.ru – портал «Психологический навигатор»
10. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
1. Сопоставьте определение внимания как направленности и сосредоточенности сознания с гипотезой П.Я. Гальперина о том, что «внимание представляет собой контроль… в форме идеального, сокращенного, автоматизированного действия». В чем вы видите сходства и различия этих определений? Определите роль и место внимания в психической деятельности человека.
2. Заполните таблицу «Виды внимания и их сравнительные характеристики»
Виды внимания | Условия возникновения | Основные характеристики | Механизмы |
3. Выполните конспект: Т. Рибо «Психология внимания» // Психология внимания / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2001. С. 297-365.
4. Выполните конспект: В.Я. Романов, Ю.Б. Дормашев «Постановка и разработка проблемы внимания с позиций теории деятельности» // Психология внимания / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2001. С. 559-573.
Темы рефератов:
1. Биологическое определение и разновидности внимания.
2. Внимание в жизни и деятельности человека.
3. Феноменология, виды и свойства внимания.
Программированный контроль знаний