Глава 7 Устранение легкой степени разрушительного поведения
В этой главе содержатся методы, направленные на устранение поведений, используемых ребенком, чтобы избежать работы или поведений, препятствующих обучению. У некоторых детей наблюдается тяжелое разрушительное поведение, такое как членовредительство, создающее угрозу безопасности. Эти поведение должны устраняться не при помощи методов, описанных в данной главе, а при помощи консультаций со специалистами, прежде чем ребенка помещают в обучающую ситуацию. Если жизнь ребенка не в опасности из-за нанесения себе повреждений, мы рекомендуем вам продолжать данные программы.
Прежде чем использовать методы, направленные на устранение разрушительного поведения крайне важно определить, что ребенок надеется получить при помощи такого поведения. Вероятнее всего, существуют две причины разрушительного поведения. Первая – ребенок может пытаться избежать выполнения задачи. Он устраивает истерику, чтобы вы остановились и отступили. Вторая – просто ему нужно больше внимания от взрослого, чем он получает в данный момент. Его суетливость, плач, крик, разбрасывание учебного материала, опрокидывание мебели, падание на пол, резко выгибание спины и кусание – поведения, которые возможно представляют собой попытки избежать требований или привлечь внимание и вызвать ваше беспокойство.
К началу
Методы для устранения разрушительного поведения
Прямое пресечение
Прямое пресечение – наиболее эффективный и наименее сложный метод устранения разрушительных поведений. Вам следует вести себя так, словно ничего не произошло. Не обращайте совершенно никакого внимания на ребенка, когда он демонстрирует разрушительное поведение и показывайте всем своим видом, что его разрушительное поведение на вас не действует. То есть, не смотрите непроизвольно на ребенка, когда он демонстрирует разрушительное поведение и не откладывайте инструкции из-за его срывов. Ребенок прекратит себя так вести, когда поймет, что это ничего не дает взамен. Иногда дети кажутся очень умными в вопросах того, как пробиться к вам. Если вы отшатнетесь, начнете сомневаться, отложите испытание или смутитесь, этого ребенку будет достаточно, чтобы продолжать истерику.
Однако прямое пресечение можно применять только к поведению с легкой степенью разрушительности. Невозможно игнорировать ребенка, если он вас кусает или ломает мебель. Возможно, для уменьшения размеров таких серьезных истерик будет необходимо применить наказание или таймаут, но очень важно помнить, что после уменьшения истерики нужно вернуться к прямому пресечению.
К началу
Таймаут от внимания
Таймаут – еще один способ, который может быть использован для устранения легкой степени разрушительного поведения. Когда ребенок начинает демонстрировать разрушительное поведение, отвернитесь от ребенка и удостоверьтесь в том, что вы отвели лицо до тех пор, пока он не прекратит. Ничего не говорите, и оставайтесь спокойной. Если этого не достаточно для прекращения разрушительного поведения, удалите ребенка от других источников внимания в комнате. Поверните ребенка лицом к пустой стене или так, чтобы он не мог смотреть на вас и на других, пока он не будет вести себя достаточно тихо, чтобы можно было продолжить работу. Не ругайтесь на него, пока он успокаивается.
Не обращайте на ребенка внимание, пока он находится в таймауте. Нет абсолютного правила относительно длительности таймаута, но в целом эффективны 5 минут. Не рекомендуется использовать таймауты длительностью более 20 минут, так как теряется слишком много учебного времени. Достаточно изолировать ребенка до тех пор, пока он не будет спокоен в течение 5-10 секунд. Как только он начинает вести себя достаточно спокойно, чтобы можно было продолжать работу, похвалите его за спокойствие, возобновите задачу. Если ребенок начинает демонстрировать разрушительное поведение, как только вы воспроизводите задачу, повторите процедуру. Дайте ребенку знать, что он не получает от вас внимание за плохое поведение, и что он должен продолжить возвращение к задаче.
Не следует применять таймаут, если ваш ребенок часто занимается самостимуляцией. В этом случае ребенку может также нравиться таймаут, как и внимание, так как пока вы его игнорируете, он может спокойно заниматься самостимуляцией. Таймаут также не подходит для детей, которые хотят избежать или отделаться от ваших требований. На самом деле в таких случаях применение таймаута ухудшает поведение ребенка.
К началу
Поведение в углу
Этот метод – форма таймаута от внимания с добавленной чертой физического ограничения. Некоторые дети во время разрушительного поведения становятся очень злобными. Они пинаются, царапаются, кусаются или дерутся, чтобы получить внимание и избежать работы. Поведение в углу можно применять, только если ваш ребенок агрессивен при разрушительном поведении или если он не будет спокоен при применении таймаута.
Когда ребенок начинает демонстрировать разрушительное поведение, немедленно принудительно поставьте его в угол комнаты. Заставьте его стоять лицом в угол, при этом руки его должны быть вытянуты за спиной и не касаться тела. Пусть его руки будут вдоль стен, образующих угол. Если он пинается, ноги его тоже должны быть широко расставлены, чтобы как можно больше поверхности ноги касалось двух смыкающихся стен. Ребенок должен находиться в этом положении до тех пор, пока не успокоится. Это крайне неудобное положение, и ребенок не захочет в нем находиться долго. Как только ребенок успокоился и больше не старается пинаться, царапаться или драться, освободите его. Похвалите и возвратитесь к работе над задачей. Ребенок может начать набрасываться на вас, как только его освободят или немного позже. Немедленно верните его в угол. Повторяйте эту процедуру по мере необходимости. Дайте ему знать, что совершенно нельзя пытаться причинить вред другим, и что ваше терпение в этом вопросе больше чем его! Как всегда возвращайтесь к выполнению задачи и продолжайте работу до тех пор, пока не решите, что она выполнена к вашему полному удовлетворению, а не к его.
К началу
Работа над задачей с применением «Нет!»
Если невозможно применить пресечение, а таймаут не срабатывает или неприменим в данной ситуации, попробуйте работать над задачей и одновременно убедительно повторяйте «Нет».
Когда ребенок начинает проявлять разрушительное поведение, ему немедленно и очень убедительно нужно сказать «Нет!». Старайтесь не прерывать выполнение задачи, так как для него это может стать поощрением и противодействием «Нет». Иногда полезно сопровождать «Нет!» с громким шумом, таким как удар по столу или громко хлопнуть в ладоши перед лицом ребенка. В целом команда должна содержать конкретное поведение, например «Не кричи!» или «не смейся!». Таким образом, ребенок точно слышит, что именно он должен перестать делать. Однако команда должна быть короткой. В некоторых случаях, например, когда он сбрасывает учебные материалы со стола, когда словесное описание нежелательного поведения было бы обременительным и возможно собьет ребенка с толку, лучший выход – оставить команду короткой и просто сказать «Нет!».
Есть три варианта реакции ребенка на ваше «Нет!»:
1. ребенок может прекратить разрушительное поведение. Если это произойдет, похвалите его за это («молодец, что спокоен» или «хорошо сидишь») и продолжить задачу.
2. ребенок может демонстрировать еще более разрушительное поведение. Он может так сильно суетиться, то нельзя будет продолжать выполнять задачу (например, он может бросать учебный материал со стола на пол). В этом случае вы, возможно, захотите усилить эффект «Нет» (например, сказать громче или шлепнуть его один раз и т.д.). Сделайте команду такой аверсивной и настойчивой, чтобы он предпочел сделать так, чтобы вы перестали давать команду, а не продолжал демонстрировать разрушительное поведение.
3. ребенок может начать вести себя менее разрушительно, настолько, что это позволит продолжать выполнять задачу. Например, ребенок может прекратить громкую истерику, но продолжать хныкать. В такой ситуации продолжайте выполнять задачу, словно нет никакого разрушительного поведения. То есть старайтесь применять прямое пресечение. Если ребенок правильно реагирует, хвалите его особенно тепло. Таким образом, вы похвалите (усилите) поведение, которое одобряете и игнорируете (удалите) нежелательное, разрушительное поведение.
Ребенок может начать демонстрировать разрушительное поведение, как только вы снова вводите задачу. Повторите процедуру. Дайте ребенку знать, что он должен выполнить задачу, и что его разрушительное поведение не освободит его от выполнения задачи. Для большинства маленьких детей громкое «Нет!» достаточно аверсивно, чтобы прекратить срыв. В некоторых случаях рекомендовано резко шлепнуть его по бедру и одновременно сказать «Нет!». Обычно сильный шлепок по попе прекратит истерику, если другие способы не помогают. Несомненно, аверсивы быстро прекращают истерику (и вы можете продолжить обучение).
Однако, иногда так легко не получается. Например, если ребенок крайне «негативистичен» и наказание и злость с вашей стороны для него награда. Чем больше вы наказываете, тем более разрушительным становится поведение. Обычно в таких случаях, если вы действительно сердитесь и становитесь строгими, вы можете его остановить. Но на это могут уйти недели или месяцы, что очень обременительно для душевного и физического здоровья. Возможно, вам придется приступить к пресечению при работе над истериками. Или попытайтесь применить какую-нибудь форму переориентирования, которые обсуждаются в главе 1.
Наконец, если ваши команды и срыв ребенка перерастают в долгие состязания по крику и у вас слишком много сомнений относительно шлепков, вам, вероятно, следует использовать простое пресечение или сочетать «Нет!» с процедурой таймаута. Состязания в крике могут быть показателем того, что ребенку нравится наблюдать за тем, как вы повышаете голос и злитесь, и процедура не имеет силы. Также при использовании аверсивов помните о двух важных вещах. Во-первых, ребенок может приспособиться к ним, если применять их в течение определенного периода времени. Если аверсивы должны сработать, результат должен быть виден через 10-20 применений. Во-вторых, ребенок может научиться использовать форму самостимулирующего поведения для блокирования своей внешней среды, чтобы это защитило его от окружающих стимулов. Это в большей степени характерно при длительном применении аверсивов.
К началу
Овладение разделом II
Сколько времени требуется на то, чтобы выполнить раздел II? Например, сколько времени нужно, чтобы ребенок прекратил истерики или научился сидеть на стуле, держа руки на коленях и смотря на вас? Некоторые дети овладели разделом II за час; другим понадобился целый месяц. Даже через месяц у некоторых детей бывают вспышки раздражения (истерики), но они такие слабые, что можно переходить к разделу III. В любом случае, крайне отлична скорость обучения у детей, даже в группе с примерно одним уровнем IQ. Конечно, это также зависит от того насколько вы хороший учитель, насколько вы управляете эффективными позитивными усилителями для формирования альтернативных поведений, насколько вы убедительны, сколько помощи получаете и т.д. это облегчит процесс обучения другим программам.
Как только вы овладели разделом II, уверенность, которую вы приобрели, будет длиться долго. Вероятно, с ребенком произошло больше хорошего, чем просто он научился сидеть спокойно. Некоторые из этих вещей трудно измерить. Приобретая более конкретную роль, он начинает чувствовать больше доверия и привязанности к вам, так как вы способны больше сделать для него. Вы приобретаете больше в его глазах.
Вопросы аутизма | --> | Библиотека аутизма |
Книга Я
Раздел III Копирование, соревнование и раннее развитие речи
Глава 8 Имитация простых движений (действий)
Имитация базовых движений
Поднимание рук
Дотронься до носа
Введение случайных повторений
Хлопание в ладоши
Разновидности хлопания в ладоши
Имитация мимики и жестов
"Открываем рот"
Фиксирование прогресса в имитационном тренинге
Заключение
Глава 9 Сравнение визуальных символов
Необходимые материалы
Сравнение одинаковых объемных предметов
Шаг 1: Сравнение простых предметов – Первая пара
Шаг 2: Сравнение простых предметов – Вторая пара
Шаг 3: Сравнение простых предметов – Случайные повторения
Шаг 4: Сравнение простых предметов – Случайные позиции
Шаг 5: Сравнение простых объектов – Три пары
Шаг 6: Сравнение простых предметов – Четыре и более пар
Сравнение одинаковых плоских предметов (картинок)
Сравнение объемных предметов с идентичными плоскими
Сравнение предметов по классам
Обобщенное сравнение плоских предметов
Сравнение обобщенных объемных предметов с обобщенным плоским изображением этих предметов
Сравнение цветов
Сравнение форм
Другие программы
Глава 10 Следование вербальным командам
Ранний рецептивный язык
"Подними руки"
"Дотронься до носа"
Случайное чередование
Сложносоставные требования
Предподготовка к сложным (утонченным) манерам поведения
"Возьми (предмет)"
"Включи свет" (манипуляция предметами)
Обучение нежному поведению
Более сложные манеры поведения
Трудности
Глава 11 Вербальная имитация. Имитация звуков и слов
Этап 1: Развитие голосового применения
Этап 2: Подчинение голоса временному контролю
Этап 3: Имитация звуков
Первый звук
Второй звук
Другие звуки (3-10)
Этап 4: Имитация слов
Первое слово
Второе слово
Другие слова (3-10)
Ввод новых слов
Этап 5: Имитация громкости, высоты и быстроты речи.
Имитация громкости
Имитация высоты звука
Имитация скорости
Глава 12 Навыки игры
Игра с кубиками
Игры с игрушками
Развивающие игры
Рисование и письмо
Рисование
Письмо
Cамостоятельная игра
Выбор игрушек
Глава 13 Генерализация (обобщение) и поддержка
Генерализация стимула
Генерализация ответа
Поддержка: генерализация во времени
Запись прогресса обучения
Раздел III
Копирование, соревнование и раннее развитие речи
Программы в Главе III должны помочь вам сделать обучение вашего ребенка более интересным. Глава 8 – это описание приемов обучения вашего ребенка повторению ваших движений. Вы сможете научить его поднимать руки, дотрагиваться до носа, хлопать в ладоши, вставать, улыбаться, и многим другим движениям с помощью имитации. Как только он научится имитировать ваши движения, вы сможете показать ему множество вещей – играть с игрушками, одеваться, пользоваться мимикой. Имитация – один из самых мощных приемов обучения, и, вероятнее всего, самый главный. Это единственный способ, каким нормальные дети учатся у взрослых. Помните, что обучение детей проходит с разной скоростью. Обучение детей, у которых нет навыков повторения или они развиты очень слабо, скорее всего будет идти медленнее, чем детей, которые готовы имитировать все ваши движения. С такими детьми обучение имитированию – это процесс закрепления навыков, которые у них уже существуют. При этом очень важно контролировать сам процесс имитирования, следить за тем, чтобы дети использовали свои навыки адекватно. Глава 8 содержит очень важный раздел, который должен быть прочитан с особым вниманием. Это раздел о "чередовании в случайном порядке" и "discrimination learning problems." Процесс обучения, обсуждаемый в этом разделе, является основополагающим для всех программ в этой книге.
Программа в главе 9 учит ребенка сравнивать один объект или простые визуальные формы (по размерам, форме или цвету) с похожими или идентичными объектами. Например, учитель раскладывает несколько разных предметов на столе перед ребенком, после этого он выбирает один предмет (и называет его), тем самым обучая сравнивать («находить сходство») этого предмета и предметов, лежащих на столе. Программа сравнивания предметов очень похожа на программу, обучающую имитации движений. Нет никакого загадочного смысла в том, что мы сначала учим ребенка имитировать движения, а потом – сравнивать предметы; вы можете на практике менять последовательность программ. А можете использовать обе программы одновременно. Глава 10 посвящена программе, обучающей словесным инструкциям (ранняя речь). По существу, программа в главе 10 дает возможность учителю добиться словесного контроля над движениями ребенка, описанными в главе 8.
Например, вместо того, чтобы ребенок просто поднимал руки (или хлопал в ладоши, или улыбался), повторяя движения учителя, учитель начинает с этого момента употреблять словесные команды, такие как «Подними руки», «Хлопни в ладоши» или «Улыбайся», постепенно убирая движения-подсказки до тех пор, пока ребенок не научится реагировать только на команды. В этом случае вы можете видеть, как общество взрослых начинает осуществлять все более существенный контроль над поведением ребенка.
Глава 11 посвящена наиболее сложной программе в этой книге. Она посвящена тому, как научить неговорящего или практически неговорящего ребенка имитировать звуки слова так, чтобы научить его говорить. И если программы в главе 8 и 9 посвящены имитации или распознаванию визуальных объектов, словесная имитация очевидно – это распознавание слуховых сигналов. Мы видим, что у детей с задержкой развития есть особые проблемы с восприятием и воспроизведением слуховых сигналов по сравнению с визуальными объектами). Для них скорее всего слуховое распознавание речи гораздо сложнее, чем распознавание визуальных объектов. В любом случае, глава 11 протестирует ваши учительские возможности. Если вы сможете обучить ребенка вербальной имитации, значит вы необыкновенно компетентный специалист в этой необычайно сложной педагогической ситуации.
Как только вы сможете научить ребенка некоторому имитационному поведению, у вас появляется основа для программ, которые развивают игровые навыки; этому посвящена глава 12.
И наконец, глава 13 посвящена обсуждению оптимизации обучения, обобщению того, как новое поведение превратить в образ жизни, подтверждению того, что выученные навыки усваивается.
Часть III – это основная часть. К этому времени вы уже полностью вовлечены в учебный процесс; в идеале, вам необходимо в день заниматься 6-8 часов один на один с ребенком. Не всегда у нас есть возможность заниматься с ребенком так много, но надо помнить, что чем больше мы занимаемся, тем лучше будет прогресс.
К этому моменту ваш ребенок будет заниматься по нескольким программам одновременно, поскольку мы не видим причин прекращать занятия по любой из программ, описанных в части III. Это даст вам возможность разнообразить ваши занятия и сделать день ребенка более интересным.
К началу
Глава 8
Имитация простых движений (действий)
Нормальные дети обычно овладевают сложным поведением, включающим в себя игру и спорт, наблюдая за поведением других людей, а в случае с языком, слушая, как говорят другие. Таким образом, дети овладевают основными социальными, игровыми и языковыми навыками при помощью имитации. Во время работы с детьми с задержкой развития вы увидите, насколько эти дети плохо имитируют ваши движения, или имитируют их неправильно. Быть может нежелание учиться важным умениям от людей в повседневной жизни у таких детей объясняется их неспособностью имитировать правильно.
Наше исследование окончательно продемонстрировало, что ребенок должен сначала научиться повторять простые движения, просто глядя на взрослого, и только потом сможет начать повторять более сложные движения. Программы в этой части учат ребенка основам имитации основных движений (что некоторые называют созданием тенденции к имитации или способности к имитации). Именно сейчас ваш ребенок должен научиться копировать или имитировать основные движения (такие как поднимание рук, сгибание коленей, касание носа), когда вы командуете: «Сделай это», и ребенок выполняет вашу просьбу. И теперь это освоеное умение имитировать может служить основой для овладения навыками самообслуживания, игры, спорта и других социальных взаимодействий. Копирование поведения других людей может помочь в целом социальному и интеллектуальному развитию ребенка. Постоянно помните, что занятия по обучению имитации позволяют ребенку больше обращать внимание на людей вокруг, интересоваться тем, что делают окружающие, и, самое главное, учат ребенка вести себя адекватно в различных ситуациях.
Как только нам удастся научить ребенка спокойно сидеть на стуле достаточное количество времени (2-5 минут), сосредоточиться и сконцентрировать внимание на лице учителя, имитационный тренинг можно начинать. Важно помнить, что контакт глаз может улучшиться, как только ребенок научится имитировать первые движения. Однако, если ребенок часто отвлекается на разрушительное поведение, такое, например, как самостимуляция или чрезвычайный гнев, котакт глаза в глаза должен быть установлен до начала занятия. Если ребенок не смотрит на вас, он скорее всего не увидит ваших инструкций, а это значит, что вам надо преодолеть его раздражение и самостимуляцию и продолжать устанавливать контакт глаза в глаза, и только после этого вы сможете начать занятие. Может получиться так, что пока вы активно пытаетесь работать, ребенок просто сидит, закатывает глаза, или смеется, или хлопает в ладоши, или просто отвлекается. Вам необходимо прекратить такое поведение. Дайте ребенку понять, что вас интересует только занятие, и вы не будете обращать внимание на его капризы, плач, протесты, гнев, самостимуляцию, и вообще на любые его действия, которые мешают занятию. Вы без сомнения обнаружите, что ребенок станет уважать вас, как только вы сможете контролировать его поведение.
Вам необходимо записывать все достижения ребенка во время занятия. Либо вы, либо внимательный наблюдатель, должны записывать все достижения ребенка, указывая число попыток, название движения, которому вы пытаетесь его научить, и как он повторяет за вами – правильно или неправильно, или требует подсказки. Существует еще один способ контроля – за вами и ребенком наблюдает беспристрастный наблюдатель, который после занятия анализирует с вами вашу программу и систему подсказок. Примерно через час ребенок должен в той или иной степени повторить за вами ваши движения. К этому времени вы должны понять, есть ли прогресс в поведении ребенка или нет. Если ребенок не отвечает на ваши действия, вам необходимо сменить методику. В этом случае вам надо проанализировать все аспекты вашей методики, такие как поощрения и подсказки, а также проанализировать поведение ребенка – уровень его самостимуляции; может быть вам необходимо быть с ребеноком построже, или изменить методы работы каким-нибудь другим образом.
Начинать обучение имитации следует с самых простых движений, таких, например, как поднимание рук.
К началу
Имитация базовых движений
Поднимание рук
Шаг 1: Ребенок сидит напротив вас, руки сложены на коленях, внимание сосредоточено на вашем лице.
Шаг 2: Стимул. Громко произнесите команду: «Сделай это», - одновременно поднимая свои руки прямо над головой. Если ребенок не хочет повторить ваше движение, вам надо подсказать ему так, чтобы он попробовал это сделать правильно.
Шаг 3: Подсказка. Повторите команду: «Сделай это», - одновременно поднимая руки, как в шаге 2. После того, как вы покажете, как поднимать руки, сами поднимите руки ребенка за запястья и подержите их у него над головой несколько секунд. Вы можете также попросить ассистента, стоящего у ребенка за спиной, помочь вам (поднять руки ребенка). Также словесная команда «Подними руки» может служить своего рода подсказкой для некоторых детей. Когда ребенок начнет правильно выполнять вашу просьбу, похвалите его или дайте ему в качестве награды что-нибудь съедобное, то, что он любит. Try to reward the child while he still has his arms raised. Попытайтесь поощрить ребенка в тот момент, когда он стоит с поднятыми руками.
Шаг 4: Отмена подсказки. Если ребенок не выполняет вашу просьбу в следующей попытке и не поднимает руки прямо над головой без подсказки, описанной в шаге 3, вам необходимо подсказать ему в нескольких следующих попытках, потом попытаться уменьшить количество подсказок, или совсем их прекратить (в следующих 10 попытках). Например, скажите «Сделай это», а затем поднимите руки ребенка так, чтобы они были параллельны и прямо над головой, затем отпустите руки ребенка и сразу же поднимите свои руки над головой. Если ребенок продержит руки поднятыми хотя бы секунду, немедленно поощрите его. Если же он сразу же опустит руки, начинайте все сначала, используя подсказку, описанную в Шаге 3.
Шаг 5: Если ребенок правильно выполняет задание несколько раз подряд с подсказками, описанными в шаге 4, вам надо постепенно отказываться от подсказок, пока вы не добьетесь своей цели. Скомандуйте «Сделай это», возьмите легонько запястья ребенка, потяните его ручки вверх (не держите их слишком долго), и сразу же поднимите свои руки над головой. Если ребенок удерживает свои руки вверху, подражая вам, даже очень короткое время, сразу же поощрите его. Если же он не отвечает правильно, вернитесь обратно к подсказке, описанной в Шаге 4.
Шаг 6: Даже если подсказка, описанная в шаге 5, позволяет ребенку отвечать правильно на ваши просьбы, вы в дальнейшем должны постепенно отменять ее. Вместо того, чтобы брать руки ребенка и поднимать их, как это описано в шаге 5, просто подтолкните руки ребенка в нужном направлении вашими пальцами, когда вы начинаете поднимать свои руки вверх. Если ребенок поднимает руки, повторяя движение за вами, сразу же поощрите его и попробуйте в следующей попытке совсем не пользоваться подсказками.
Убедившись в том, что ребенок отвечает правильно при каждой попытке, вы должны постепенно отказываться от подсказок до тех пор, пока он не начнет повторять за вами движения вообще без подсказок. Помните, что от подсказок надо отвыкать постепенно. Ребенок должен правильно выполнить несколько последовательных попыток с одинаковыми подсказками прежде, чем вы уменьшите количество подсказок или совсем откажетесь от них. Если ребенок не выполняет за вами движения, когда вы начинаете уменьшать количество подсказок, вернитесь назад к эффективным и более очевидным подсказкам; таким образом, используйте подсказки, если вы понимаете, что это позволяет ребенку правильно выполнять движения за вами. Однако помните, что более слабые подсказки действуют не так эффективно, как обычные. Очень часто ребенку не нужны настолько явные и подробные подсказки, как вы можете предположить. Ребенок просто не обращает внимание на то, что происходим вокруг него. Одна из самых распространенных характеристик многих детей это то, что они стараются сделать как можно меньше из того, что вы пытаетесь заставить их сделать, если они чувствуют, что этого можно вообще не делать. Итак, будьте строги и конкретны с ребенком, когда выполняете все эти шаги. Переходить к следующему шагу вы можете только в том случае, когда ребенок способен повторить за вами движение без подсказки вообще в серии из нескольких попыток. Критерием выполненности задания считается, если ребенок ответил правильно на 9 заданий из 10, или на 18 из 20.
Следующее движение, которому вы будете учить ребенка, должно быть совершенно непохожим на предыдущее, чтобы ребенок мог четко различать их. Следующим нашим движением будет «Дотрагивание до носа», потому что это совершенно отличается от задачи «Поднимания рук».
К началу
Дотронься до носа
Шаг 1: Ребенок сидит напротив вас, его внимание сосредоточено на вашем лице.
Шаг 2: Побуждение. Скажите «Сделай это», одновременно поднимите свою руку и дотроньтесь до своего носа указательным пальцем.
Шаг 3: Подсказка. Если ребенок не повторяет за вами правильно и не дотрагивается до своего носа, или он делает ошибку при поднимании рук (это тоже может быть), вам необходимо начать серию подсказок, в зависимости от того, что делает ребенок. Например, если ребенок совсем не реагирует на вашу просьбу, вы должны словами скомандовать «Сделай это», одновременно с этим взять одну руку ребенка, дотронуться ей до его носа, подержать ее недолго, одновременно с этим другой своей рукой дотронуться до кончика своего носа. После этого сразу же похвалите ребенка за то, что он хорошо выполнил задание.
Если ребенок в ответ на просьбу просто поднимает руки, вы должны сказать «Нет» громко и отчетливо, чтобы стало ясно, что ребенок пока еще не способен внимательно слушать и понимать, что происходит вокруг него и что он него требуют. После того, как вы произнесли слово «Нет», не смотрите на ребенка 5 секунд, а потом начинайте следующую попытку. Скажите «Сделай это», и подскажите ребенку так, как мы описывали в этом шаге.
Шаг 4: Постепенная отмена подсказки. Вы должны постепенно отказываться от всех подсказок, если чувствуете, что ребенок способен выполнить вашу просьбу (дотронуться рукой до кончика собственного носа) без всяких подсказок. Например, после использования в нескольких попытках подсказок, описанных в Шаге 2, постарайтесь отменить их таким образом, что просто направьте руку ребенка к носу, а потом отпустите ее и дождитесь, пока он сам дотронется до носа. Если ребенок задержит свою руку на носу хотя бы на несколько секунд, громко похвалите его за хорошее выполнение задания. Если он сразу же опустит руку, снова используйте подсказку, описанную в Шаге 2. Как только ребенок начнет правильно выполнять задание с ослабленной подсказкой, старайтесь в нескольких следующих попытках все больше и больше ослаблять подсказки. После нескольких удачных попыток на этом уровне, постарайтесь еще больше ослабить подсказку. Например, вы можете просто потянуть руку ребенка с коленей по направлению к голове. Если ребенок дотронется до кончика носа, похвалите его за это, и попробуйте вообще обойтись без подсказки. Если же следующая попытка окажется неудачной, вернитесь на шаг назад к более очевидной подсказке.
К началу
Введение случайных повторений
Когда ребенок начнет выполнять задания близко к норме (правильно выполнены 9 из 10 последовательных попыток или 18 из 20), с этими двумя действиями, о которых мы говорили выше – поднимание рук и касание кончика носа – начинайте чередовать задания. Произвольное чередование действий имеет важное значение. Повторяйте движения в произвольном порядке, потому что ребенок может запомнить последовательность действий (например, поднял руки, дотронулся до носа, затем снова поднял руки, и опять дотронулся до носа, и т.д.), и тогда вам трудно будет понять, действительно ли он научился имитировать ваши движения.
Процесс обучения, лежащий в основе этой программы, называется в технической литературе "дискриминационный анализ". Это основной процесс и очень значимый. По существу дела, в нем утверждается, что если ответ (А) награждается в одной ситуации (Х) и не поощряется в другой ситуации (Y), следовательно ситуация Х становиться причиной ответа А (ситуация Х становится «подсказкой» или «основой» для ответа А). Важность процедуры случайных повторений помогает ребенку выбрать правильный или желательный ключ к решению этой проблемы. Мы можем проиллюстрировать это обычными методическими примерами.
Проблема 1. Предположим, учитель просить ребенка: “Подними руки”. Ребенок правильно выполняет просьбу и получает поощрение. Если учитель провторит свою просьбу несколько раз, и ребенок будет продолжать отвечать правильно, может оказаться так, что все, чему научится ребенок в этой ситуации – это повторять движение, за которым следует вознаграждение. Другими словами, ребенок учится повторять определенные действия, если за ними следует вознаграждение, и эти действия становятся для него ключевыми, он повторяет их для того, чтобы получить поощрение. Он может не научиться поднимать руки в ответ на слова учителя “Подними руки”. Вы можете проверить это. Просто скажите “Сан-Франциско”, или какое-нибудь другое слово, или просто прочитайте вслух этот абзац. Если ребенок в ответ поднимет руки, это скажет вам о том, что он очевидно не научился поднимать руки в ответ на ваши слова “Подними руки”.
Проблема 2. Если учитель чередует инструкции и постоянно повторяет их в одном и том же порядке (“Подними руки”, “Дотронься до носа”, “Подними руки”, “Дотронься до носа”, и так далее), ребенок может просто научиться систематически повторять два эти движения друг за другом. Получается, что он учится тому, что если определенное движение (поднимание рук) поощряется при одной попытке, то это становится сигналом попробовать другое движение (дотронуться до носа) в следующей попытке. Он скорее всего учится определенному порядку, последовательности движений; ребенок в этом случае перестает учиться имитировать ваши действия. Вы можете проверить это, дав ребенку инструкцию, например, “Дотронься до носа”. Если после этого вы начнете придерживаться привычного порядка, ребенок выполнит вашу первую команду, и все последующие правильно. Но если вы начнете давать команды в произвольном порядке, ребенок начнет ошибаться, и в итоге выполнит правильно 50% заданий.
Проблема 3. Предположим, учитель дает команду (“Подними руки”), ребенок отвечает неправильно (дотрагивается до носа, например), и не получает поощрения. Если же учитель снова повторяет свою команду (“Подними руки”), ребенок отвечает правильно, и теперь уже получает поощрение. Чему он может научиться в этом случае – переключаться с одного движения на другое, если в первом случае не получает поощрения. Задержка с поощрением учителя является для ребенка сигналом к смене поведения. Ребенок пытается решить проблему не тем, что внимательно слушает команды, а основываясь на том, получает он поощрение или нет. Один из способов решить эту проблему - попытаться (постепенно) задерживать награду до тех пор, пока ребенок не повторит правильно движение с первой попытки, не пытаясь исправить себя.
Проблема 4. Предположим, учитель неосознанно подсказывает ребенку правильный ответ тем, что смотрит на то место, о котором говорит. Произносит “Подними руки” – и смотрит поверх головы, или смотрит на нос ребенка, когда говорит “Дотронься до носа”. Учитель может знать, а может и не догадываться о том, что неосознанно дает ребенку дополнительную подсказку. Вот что может случиться в ситуации, когда взгляд учителя становится главной подсказкой для ребенка, а словесные команды становятся нефункциональными. Многие дети с задержкой развития не могут воспринимать одновременно более одной подсказки, и гораздо быстрее учаться реагировать на визуальные подсказки, чем на словесные.
Мы специально представляем вам образцы таких проблем (сюда можно добавить еще много) для того, чтобы вы поняли, как можно неосознанно направить обучение ребенка не в то русло, и призваем учителей тщательно продумывать свою программу. Преимущество умного учителя в том, что он понимает, что если в процессе обучения возникают проблемы, то это проблемы именно учителя, а не ребенка. Чем больше вы знаете о дискриминационном обучении, тем больше вы осознаете, как легко совершить учительскую ошибку. Дети с задержкой развития учатся зачастую так же быстро, как обычные дети. И не обязательно они учатся тому, чему их намерен научить учитель, они могут учиться тому, что он неосознанно подсказывает им.
По этой причине мы уделяем особое внимание методике случайного выбора между двумя задачами (иногда поднимание рук, иногда касание носа). Чтобы облегчить себе задачу, вы можете заранее написать случайный порядок команд на бумаге. Например, 1 (поднимание рук), 2 (касание носа), 2, 1, 2, 1, 1, 2, 2, 1, 2, 2, 1, 2, 1. Если ответы ребенка соответствуют критериям правильности, когда он выполняет команды в произвольном порядке, вы можете приступить к обучению следующим движениям. Если ребенок не может правильно выполнить команды, когда вы смешиваете случайным образом два движения, используйте процедуру случайного повторения, которую мы опишем ниже.
Шаг 1: Продемонстрируйте первое движение ребенку (поднимание рук) со словами «Сделай это». Если ребенок не может повторить за вами правильно, подскажите ему ответ. Первая подсказка должна быть самой слабой (как например, слегка похлопать ребенка по руке). Если эта подсказка не поможет вам получить правильный ответ, в следующих попытках следует использовать более явные подсказки до тех пор, пока ребенок не повторит за вами движение правильно. Как только ребенок начнет правильно имитировать ваши движения, начинайте ослаблять подсказки так, как мы описывали в начале главы. Повторяйте попытки до тех пор, пока ребенок не начнет отвечать правильно без подсказок на протяжении пяти попыток.
Шаг 2: Продемонстрируйте второе движение (дотронуться рукой до носа). Повторяйте попытки до тех пор, пока ребенок не повторит правильно движение в пяти попытках подряд без подсказки.
Шаг 3: Чередуйте Шаги 1 и 2 до тех пор, пока ребенок не сможет с первого раза правильно повторить движение без подсказки, или практически без подсказки.
Теперь вы начинаете чередовать два движения в случайной последовательности. Легкая подсказка может быть необходима в первых нескольких попытках. Если легкая подсказка не помогает ребенку ответить правильно, повторяйте эту процедуру до тех пор, пока ребенок не начнет отвечать правильно согласно норме.
К началу
Хлопание в ладоши
Шаг 1: Ребенок сидит напротив вас, его внимание сосредоточено на вашем лице.
Шаг 2: Стимуляция. Дайте словесную команду «Сделай это» и одновременно хлопните в ладоши несколько раз.
Шаг 3: Подсказки. Если ребенок не выполняет правильно задание (это включает в себя следующее: не отвечает вовсе, отвечает движениями, которые уже знает, или делает любые неправильные движения), вам необходимо начать использовать серию подсказок, которые помогут ребенку правильно повторять за вами движения. В случае с хлопанием в ладоши вам будет удобнее использовать помощь ассистента. Сядьте лицом к лицу с ребенком и попросите ассистента встать на колени или сесть за спиной у ребенка. Когда вы произнесете «Сделай это» и одновременно хлопните в ладоши, ассистент должен взять руки ребенка за запястья сзади и начать хлопать его руками, повторяя ваши движения Сразу же похвалите ребенка за «хорошее хлопание» и дайте ему что-нибудь вкусненькое, если вы используете еду в качестве поощрения.
Шаг 4: Постепенный отказ от подсказок. Ваш ассистент должен постепенно ослаблять подсказки. Например, после того, как вы произнесли команду и хлопнули в ладоши сами, попросите вашего ассистента хлопнуть руками ребенка один или два раза, и если ребенок после этого хлопнет в ладоши сам хотя бы один раз, сразу же громко похвалите его. Во время успешных попыток постепенно ослабляйте подсказки, ограничиваясь легким поднятием рук ребенка в положение хлопания. При каждой попытке используйте такие подсказки, которые помогают ребенку правильно выполнить ваше задание. Если ребенок не может правильно выполнить задание в очередной попытке, вернитесь к более подробной подсказке, которая непременно приведет ребенка к правильному ответу. Помните, что слабые подсказки не всегда хорошо работают. Будьте твердыми с ребенком и настаивайте на том, чтобы ребенок выполнял движения, которые вы ему показываете.
К началу