Самопризнание: второе примирение
Требуется еще одно решение: мы должны понять, какой бы мы хотели видеть нашу жизнь, независимо от того, «соответствует» ли эта картина нашему сознательному чувству правильной жизни. Таких ситуаций немало: неудавшийся художник, который понимает, что у него не хватает таланта, чтобы добиться успеха, а потому должен найти другую профессию, если желает кушать. Это и адвокат, который хотел быть рыбаком и обнаружил, что если его жизнь и будет что-нибудь значить для него, то лишь в случае, если он оставит прибыльную практику ради чего-нибудь более скромного и «обыкновенного». И женщина, понимающая, что должна отказаться от мысли иметь детей, если хочет прожить свою жизнь по-другому. Еще мужчина или женщина, которые тоже хорошо понимают, что бизнес не для него или нее, что только дом и дети дадут ему или ей полное удовлетворение в жизни.
Каждый из нас должен, в конце концов, подчиниться значению и цели жизни, так как нам предназначено прожить ее изнутри, даже если такое подчинение требует принести в жертву неосуществленные потенциальные возможности, которые, может быть, нам покажутся личной потерей или поражением. Мы не можем отвергнуть себя и при этом испытывать высокое самоуважение или счастье. Но часто из-за влияния, которое взрослые оказывают на наши умы в раннем детстве, мы вырастаем уверенными, что желаемое нами является неправильным или постыдным. В таком положении находятся очень многие, кому привили сознание непременно стать «профессионалами» и добиться определенного положения в обществе. Сами же они в глубине души страстно желают чего-нибудь более простого и приемлемого для них. В подобном положении находятся все, кто унаследовал неудовлетворенные амбиции своих родителей. Если мы стремимся к полной творческой трансформации и подлинной жизни, то можем встретиться с кризисом, в котором увидим себя в истинном свете. Нам может действительно не понравиться то, что мы видим.
До тех пор пока мы не научимся выражать полное одобрение своим мыслям и поступкам, жизнь будет испытывать нас. Люди имеют странный и достойный сожаления способ объединяться против самих себя. Они соглашаются с оценками других. Одна клиентка, мечтавшая начать свой собственный бизнес, считала, что сделать это — значит, проявить свою агрессивность. Она думала, что ее предпринимательские инстинкты являются «мужскими», и если разыграются в полную силу, то отрежут от друзей и даже ограничат возможности замужества. Другой человек, преуспевающий бизнесмен, боялся сказать отцу о нежелании оставаться партнером в семейном бизнесе: отец этого не переживет. «Я не хочу, чтобы все пошло таким образом. Хочу делать то, чего отец и мать ожидают от меня. Вот только я не способен найти эмоционального удовлетворения в этом». При дальнейшем исследовании он также выяснил, что женился на женщине, о которой мечтали его родители, и что вся его жизнь до нынешнего момента была в действительности исполнением родительских ожиданий.
Еще одна женщина придерживалась мнения, что сможет убедиться в собственной значимости, если только станет вице-президентом корпорации. Она закончила колледж и аспирантуру с единственной целью однажды достигнуть успеха, который для нее представлялся должностью хорошо оплачиваемого исполнительного директора. Где-то на этом трудном пути во время обучения в аспирантуре она подрабатывала в модном ресторане. Оказалось, что ей нравятся разнообразные стороны этой роли: ей нравится готовить, обслуживать людей и проявлять гостеприимство. Ей нравится украшать столы и приятно легкое общение. И все равно она считала, что владеть рестораном было бы социальной неудачей. В терминах того статуса, которого она так страстно желала, клиентка считала, что было бы ниже ее достоинства обслуживать столы или быть владельцем небольшого магазина. Ничто не могло убедить ее, что управление собственным рестораном могло бы стать для нее дорогой к неограниченным финансовым возможностям, творческим самовыражением и чистым наслаждением. В данное время она в среде управленцев корпорации; ждет, когда ее назначат вице-президентом отдела, ждет назначения, которое может никогда и не прийти, потому что ее считают слишком нервной, подверженной стрессам и не имеющей чувства юмора. По моим впечатлениям, эта женщина потеряла непосредственность, любящую часть самой себя, когда воспротивилась действительно профессиональным предпочтениям в угоду своему логическому рациональному Я, которое указывало ей, что именно является «приемлемым».
Когда мы упрямо держимся за мысли (отжившие, умеренные, внушенные родителями или людьми, равными нам по положению), чем мы «должны быть», то в конечном счете, мы выбрасываем себя из своего собственного дома. То, чем мы в действительности являемся, не всегда является нашим сознательным выбором. Ах, если б мы только могли осознать, что сделали его. Ведь он исходит от многих лет подавления нами «неприемлемых» особенностей нас самих. Профессиональные предпочтения есть только часть тех предпочтений, которые приходится подавлять, если мы вынуждаем себя следовать направлению, неестественному для нас. Например, женщина, которая могла бы владеть рестораном, любит гибкие рабочие условия, где возможно выполнять несколько функциональных обязанностей. Она любит украшать, любит вести легкий необязательный разговор с людьми, которых не знает, любит музыку, хорошую одежду, у нее целый набор действий игрового типа, которые являются частью театрализованной стороны ресторанного бизнеса. В то же время, работа, которую она выбрала, опускает ее на единственный уровень — в строгий офис корпорации. Она выполняет большинство своих обязанностей, сидя за столом в маленьком бесцветном офисе. У нее штат узких специалистов, и ей редко приходится общаться с незнакомыми посетителями. Компания, в которой она работает, консервативна и требует от своих работников одеваться соответствующим образом, поэтому любое своеобразие в костюме и украшениях должно быть подавлено. Если это одна из самых лучших корпораций в мире для кого-то, кто естественным образом походит к подобному окружению, то она же является поцелуем смерти для тех, кто таковыми не являются, так как ее стандарты и корпоративная культура сильно связаны и ограничены.
Примирение с тем, что мы есть,— первый знак личностного здоровья. Что бы мы ни видели в нашем «Я», ему должно быть отведено достойное место в наших сердцах и сознании, прежде чем мы будем индивидуализированы как личности.
Конечно, если мы предпринимаем хотя бы крошечные шаги на пути к своим основным ценностям и целям, мы будем и дальше с пользой двигаться в этом направлении. Но, чтобы совершать эти маленькие шаги, мы должны уделять внимание нашему внутреннему голосу. Мы уже видели, что наши привычные способы работы, не соответствующие способам других, могут быть ключом для некой более широкой формулировки «я и жизнь». Наши привязанности, привычки и недостатки есть ни что иное, как язык, посредством которого можно отчетливее понимать себя.
И если внимательно прислушаться к своему внутреннему голосу во время совершаемых ошибок, можно услышать, воспитываем ли мы или разрушаем себя и наше чувство собственного достоинства.
Один мужчина, проходящий терапию, признался, что начал тосковать по детству, когда понял, как жесток он по отношению к себе во взрослой жизни.
«Я требую от себя немыслимых стандартов, всегда критикую себя, всегда стремлюсь к безупречному совершенству и сдерживаю любые чувства, чтобы не противостоять людям, которые могут быть важны для моей карьеры. Когда недавно я наткнулся на свою детскую фотографию и увидел, каким чувствительным и хорошим было лицо мальчика икаким толстокожим и огрубевшим стало это лицо у взрослого человека, я горько заплакал. В определенной мере я почувствовал, что Я — настоящий Я — умер на моих собственных руках».
Многие люди причиняют вред сами себе. Они стыдятся или чувствуют неудобство от того, как выглядят. Они прячут свои настоящие чувства, потому что боятся, что другие не одобрят их, или потому, что они сами их не одобряют. Они обвиняют себя, если кто-то критикует их, или когда не достигают уровня, которого, считают, они должны достичь, чтобы чего-то стоить. Их самоутверждение состоит из критики, вызывающей страх предупреждений и угроз. А потом они удивляются, почему их преследует чувство угнетенности, усталости и никчемности!
Депрессия — самая распространенная жалоба всех, кто приходит на терапию. И ее описывают как национальную эпидемию. Говоря об этом феномене, физиолог Клод Стайнер пишет:
«Терапевты, которые решаются спрашивать у клиентов, почему они угнетены, выясняют, что большинство людей (за исключением некоторых, сломанных занятиями с предыдущими терапевтами и переставших верить в свой собственный здравый смысл) говорят, что чувствуют себя угнетенными потому, что не имеют друзей или добрых взаимоотношений, или что их интимная жизнь неудовлетворительна...
В большинстве случаев будет обнаружено, что человек с готовностью видит, как его или ее депрессия рассеялась бы, если бы он или она получили определенного рода похвалу от определенного человека. Таким образом, соответствующая стратегия при депрессии — это учить людей приобретать похвалу, которую они хотят».
Соглашаясь, что нужно учить людей, как приобретать похвалу, я считаю также необходимым учить их исправлять стандарты, которые они применяют по отношению к себе. Поскольку это является составной частью философии «займись любимым делом», наша следующая глава посвящена именно ей. И здесь достаточно сказать, что мы не сможем понять причину депрессии, пока человек не пробудится к звукам своего собственного внутреннего голоса. Вот слова клиентки, научившейся слушать себя и понимать, как она сама себе наносит поражение и лишает смелости:
— Теперь я слышу себя, когда анализирую свои чувства. Слышу, когда говорю: «О, не воспринимай это таким образом», или «Ты никогда не будешь много значить», или «Тебе не следует этого хотеть». Весь день я замечаю, что скрываю свои самые нежные эмоции, принимаю ответственность за гнев других людей, взвинчивая себя опасениями их рассердить и не осознавая, что это взрослые люди, которые ответственны за собственные чувства. Я активно жестока к себе в своей собственной голове, и эта жестокость напоминает мне голос родителей, которые когда-то хотели, чтобы я была кем-то более того, кем я была.
Я поняла, что хочу превратить этот жестокий голос во что-то более мягкое и любящее. Поэтому я начала стараться быть мягче к самой себе. Когда я слышу от себя жестокое утверждение в собственный адрес, я переделываю его во что-то лучшее, более приемлемое. Внутренним слухом я стараюсь услышать, как бы я разговаривала, если бы действительно обращалась к маленькому потерявшемуся ребенку. Таким путем легче создать немного сострадания и доброты по отношению к себе.
Эти слова и есть способность принять Заблудшего Сына в лоно и безопасность собственного дома.
Другой способ — слушать себя во сне. Сны могут помочь нам понять наше внутреннее состояние, решить жизненно важные проблемы и увидеть, над чем работает наше подсознание в данный момент. Сны могут нам указать правильное направление, когда мы потеряны, и позволят увидеть наше проясняющееся Я. Они дают возможность познакомиться с ним через внутренние образы и язык сна.
Есть много прекрасных книг с рекомендациями, как пользоваться снами, чтобы понимать самих себя. Очень полезная книга известного врача и специалиста в области снов Гейл Делани «Проживая сны» предлагает перед отходом ко сну попросить у себя тот сон, который хочется увидеть. Таким образом, можно активно подключить сны к решению своих проблем. Делани называет этот предварительный заказ «выращиванием сна» и считает, что извлечение нужных снов позволяет узнать, что же делать в повседневной жизни. Я тоже рекомендую систематически подключаться к процессу нашей ночной жизнедеятельности, записывая сны, когда они вызывают эмоциональный отклик, и затем просматривать записи через какой-то период времени.
Одна дама, которой часто снилось, что она застряла где-то на высоком месте (на дереве, на вершине высокого здания, на лестнице и т.п.), через какое-то время поняла, что учится просить о помощи. В ее ранних записях говорится, что она часто просыпалась (или сон заканчивался), когда все еще была наверху, без возможности спуститься на безопасную землю. В более поздних снах, хоть она все еще часто оставалась наверху, но появлялся кто-то рядом, чтобы помочь. И здесь очень важно, что она теперь была способна попросить о помощи. И кто бы ни оказывался рядом, он всегда с готовностью помогал. Эта независимая женщина, никогда не умевшая попросить о чем-нибудь в своей повседневной жизни, убедилась при помощи снов, что это вполне допустимо, и просить совсем нетрудно, и что другие с удовольствием помогают. Она училась держать связь с людьми путем честного признания своих нужд и ограничений.
Другой человек, на этот раз мужчина, боролся против собственной враждебности, возникшей из комплекса неуверенности. Он сердился на себя и на всех вокруг, пугая этим и друзей, и коллег по бизнесу. Он описывает свой сон:
— Я по-дружески обращаюсь, глажу и даже кормлю множество, прежде недружелюбных, злобных собак, и особенно одну, черную, которая всегда рычала, но, в конце концов, теперь разрешает погладить себя. К концу сна мы с собакой играем, и я просыпаюсь с такими словами в голове: «То, чего мы боимся в себе, всего лишь просит нашей любви».
Слова, которые он вспоминает, просыпаясь,— это выдержка из стихотворения. Мы его обсуждали с ним несколько месяцев ранее. Очевидно, он воспринял смысл стихотворения бессознательно, разрешая помочь радушно принять прежде отвергаемую часть самого себя.
Нет числа вопросам, которые можно задать себе о собственных нуждах перед отходом ко сну — многое зависит от способности войти в «разговор» с нашим внутренним Я. Но чтобы полностью подключиться к внутренним бессознательным источникам, мы должны познакомиться с особым личным символическим языком собственного разума. И вообще, мы должны быть открыты для языка символов.
Я заметила, что мои сны имеют индивидуальный отпечаток. У каждого из нас свое собственное уникальное воображение, но, в конечном итоге, мои сны были весьма типичны. Все они имели особые маршруты, знаки, образы фантастических существ и людей, которых я узнала, помню и понимаю. Вся эта система стала понятной всего лишь после нескольких недель систематического ведения записей снов.
Наша творческая подсознательная реальность таинственна, но постижима. Неважно, обратимся ли мы сначала к психоаналитикам, книгам или к другим источникам, главное, в конечном счете, «понять» собственные символы и таким образом усилить взаимодействие с нашим внутренним Я.
Другой секрет, кроме самопризнания,— умение принимать других. Хорошей привычкой, для начала, было бы отмечать, что мы говорим в уме, когда другие глупы, недобры или заслуживают критики. И когда замечаем, что про себя сами говорим о них что-то недоброе, нужно взять за правило так же молча сказать себе: «Они делают все, что могут в данный момент».
Затем нужно мысленно простить их — а также и себя — за то, что судили и так реагировали. Это очень трудно, особенно, когда мы находимся во власти эмоций. Супруг, родитель или брат с сестрой могут вызвать наиболее глубокие негативные чувства. Но если мы их простим, так же, как простим и себя за свои чувства, мы исцелимся и при этом научимся принимать самих себя.
Прощение себя — избавляет от всех видов негативных отношений к себе и другим. Мы освобождаемся от жестоких, самоуничижительных эмоций, когда перестаем критиковать себя. В самом прямом смысле, нет никого больше «где-то там», и наша критика других часто ни что иное, как критика себя: мы не можем принять или терпеть в себе то, за что сердимся на других. Но гнев иногда бывает очень уместной эмоцией. Если мы ненавидим себя за наши здоровые отклики, следовательно, существует никогда не заканчивающийся цикл подавления чего-то полезного для нашего благополучия.
Когда люди оскорбляют, угрожают и принижают нас, а мы не позволяем себе гневных реакций, считая, что мы должны быть ангелоподобно хороши и добры постоянно, мы направляем себя по фальшивому пути существования. Лучше рассказать людям, в чем мы сами нуждаемся, что чувствуем и хотим — прямыми словами, откровенно, даже если думаем, что «должны» быть любезными и невозмутимыми, чем скрывать свои естественные чувства. Более сдержанная реакция со временем придет, но вряд ли она будет искренней, глубоко прочувствованной, если мы притворяемся теми, кем не являемся.
Если мы разрешаем себе неприятные чувства и реакции, тогда нам легче прекратить критиковать других за совершение чего-то бессмысленного, глупого или трусливого. Нам легче их простить. Мы знаем, как сделать это, потому что сами уже простили себя.
Иногда полезно сказать про себя:
«Я принимаю факт, что мне не нравятся их действия (или мне совсем не нравится то, что делаю я). Хоть я и хотел бы понять, простить, быть терпеливым с ними (или с собой), я еще не способен сделать это». Или: «Может быть, плохо, что я критикую, что я труслив, что реагирую на это сейчас, но именно здесь я развиваюсь, а поэтому принимаю себя таким, какой есть, как принял бы ребенка, еще полностью не созревшего».
Если мы сможем быть хорошими родителями по отношению к себе, со временем мы станем любящими личностями, которые всегда готовы принять других, когда они еще не совершенны. То есть мы говорим, что принимаем все, совершаемое другими, останавливаем их действия, если они в какой-то мере нежелательны, но не относимся скептически ине осуждаем человека за его проступки. Говоря другими словами, принимаем себя такими, какие мы есть в данный момент (например, сердитыми, ревнивыми, полными критики, страха и т.п.), и соглашаемся с этим. Поступая так, мы практикуем роль щедрого родителя, который способен научить ребенка, как ему действовать.
Самокритика увеличивает страх и внутреннюю уверенность в необходимости жить без недостатков. Единственный выход помочь себе — почувствовать защиту внутри себя. И тогда мы увидим, что не выгоним себя из собственных сердец, что бы мы ни натворили. Чем требовательнее и самокритичнее мы относимся к себе, тем вероятнее в дальнейшем накопление дурных чувств и подавление той части себя, которая у нас самих вызывает презрение.
Для некоторых людей самопризнание может быть первым опытом одобрения себя, который они получили. Этой непривычной формой действия можно снизить внутреннее сопротивление, уменьшить сомнения и увеличить любовь к себе и другим. Самопризнание заживляет душу и позволяет обнять самих себя эмоционально и метафорически, и еще сказать своему сердцу, что мы нормальные человеческие существа, даже если и не совершенны, даже если движемся назад или нуждаемся в безопасности и вере в будущее. Это верный путь к священным чувствам по отношению к себе. Потому что это самая правильная дорога к самоуважению. Ведь ничего не может быть достигнуто отрицательными суждениями.
С другой стороны, верный способ потерпеть поражение в жизни — это ненавидеть себя за то, что мы чувствуем и делаем. Одна знакомая сказала, что не приняла бы в себе нелюбовь к своей матери. Она считала, что «обязана» любить ее, заботиться, навещать и оказывать помощь — как будто бы она уже была святой, забывая, что в данный период своей жизни она еще не заработала не только ангельский статус, но и эмоциональную зрелость. А когда она вспомнила о прошлом, вдруг выяснилось, что мать всегда оскорбляла ее и даже бросила.
Ее отвергли в детском возрасте, хотя это, может быть, было самое лучшее, что мать могла в то время сделать, если учесть, что она не была способна любить свое дитя. И то, что мать посчитала совершенно естественным для себя, было пагубным для ребенка. Но все равно моя клиентка стыдилась своих чувств и находилась в неприемлемом положении: она была жесткой и критичной в общественной жизни, почти не имела друзей, выкладывалась на работе и чувствовала себя человеком второго сорта, не заслуживающим настоящего счастья или успеха.
Она считала, что должна оставаться на не удовлетворяющей ее работе и не мечтать о другой должности. Одевалась скромно, гораздо скромнее, чем могла себе позволить такая интересная женщина, и во всем казалась живущей в рамках, умаляющих ее собственное достоинство, с пессимистическим взглядом на мир.
Я предложила ей записывать содержание снов, расшифровывая, что они говорят об этих чувствах. Вскоре раздался телефонный звонок, и клиентка с восторгом пересказала недавнее сновидение:
— Я копаюсь в саду возле дома. Подошла маленькая девочка — она была голодная и замерзшая — и я спросила, не помочь ли ей найти ее мать. Девочка заплакала и сказала, что не хочет идти домой. Тогда я спросила, не хочется ли ей остаться со мной. И она подтвердила. Она цеплялась за меня, будто чего-то боялась. Когда я поинтересовалась, не боится ли она идти домой, она сказала, что боится, и добавила, что мать сильно пугает ее.
Чтоб остановить этот страх, я посоветовала ей простить себя за него. И объяснила, что она простит свою мать быстрее, если не будет принуждать себя идти домой. Я сказала, что она может оставаться со мной, что я буду кормить ее, а ей нужно всего лишь перестать себя ненавидеть за то, что страшится идти домой. Этот страх был совершенно естественным и, вероятно, даже предусмотрительным, поскольку помогал ей получить защиту, в которой она нуждалась.
«Я понимаю,— написала она,— почему я так боялась, так не хотела вернуться и навестить свою мать. Мои чувства были естественны для ребенка. Я испытывала их и сейчас, будучи взрослой».
Наблюдая себя в образе испуганного ребенка и слыша свой собственный обучающий, поддерживающий совет, она, в конечном счете, смогла обращаться с собой более человечно. Впервые в жизни она обращалась с собой так доброжелательно, потому что никогда не получала подобного обращения в детстве от родителей.
Мы можем помочь себе почувствовать внутреннюю безопасность, лишь принимая себя такими, какие мы есть. Чем быстрее мы сделаем это, тем быстрее прекратятся отвратительные поступки, потому что большинство из них совершается от неуверенности и гнева.
Неуверенность в самих себе заставляет нас держать других людей на расстоянии. Один мой друг называет это «синдром гармошки». Мы всегда разворачиваемся, когда чувствуем безопасность. Обычно это происходит, когда отсутствует тесная близость в отношениях (как с новыми знакомыми или друзьями, которые не слишком близки нам), и мы сжимаемся, когда чувствуем себя более доступными для агрессии. Человек, испытывающий страх, вечно доказывает правоту своего представления о себе и своих взглядов на мир. Если он создал себя по образу кого-то непривлекательного, тогда он и будет действовать, соответствуя именно этому образу.
Лучшее решение этой дилеммы — наращивание внутренней силы. Беспомощность, никчемность и непривлекательность исчезнут, по мере зарождения нового представления о личной безопасности, силе и т.п.
Ирония заключается в том, что довольно часто мы должны заботиться о себе, словно напуганные Дети. На определенном уровне существования это, конечно, так и есть. Бессмысленно бросать ребенка в глубокий пруд, если он боится воды. Гораздо лучше работать с ним уверенно, спокойно и мягко на мелководье, пока он не убедится, что не утонет. Этот более щадящий метод внутренней работы необходим и нам для того, чтобы стать единым целым. Наверно, я повторяю то, что много десятилетий назад писал немецкий поэт Райнер Мария Рилке:
«В глубине любого страха лежит беспомощность, жаждущая помощи от нас».
Помогают исцелению не только поощрительное, щадящее отношение к себе, но и требования роста, понуждающие выйти из толпы, даже если это пугает. Когда мы любим себя такими, какие мы есть, мы даем себе силы и уверенность идти нашим собственным путем, покинув безопасность, называемую «стадом», и развиваться дальше в то, чем мы действительно являемся.
Развивать и выражать собственные способы существования — это, значит, уметь справляться с новыми образцами поведения, отношениями, встречами с новыми людьми и ситуациями. Когда в новых обстоятельствах мы говорим себе, что мы не можем или не знаем, как сделать что-либо, воссоздаются привычные шаблоны. Такие утверждения способны причинить только вред. Намного лучше, если б мы смогли принять ту часть себя, которую видим колеблющейся или запуганной. Как зрелый человек — родитель, разговаривающий с ребенком, мы тоже можем сказать себе, что потихоньку, шаг за шагом, научимся обращаться с неизвестным. Гораздо умнее принять ту часть себя, которую мы долго не принимали, и даже присоединить ее к своему осознанию, что мы есть.
Как правильно учит Юнг, это теневое Я сомнительной храбрости или добродетели есть наш скрытый брат, без которого мы не можем быть единым целым. Если не можем принять эту неприятную, ограниченную, испуганную и пугающую часть нас самих, не может быть исцеления чувства собственного достоинства. Следовательно, мы заплатим очень высокую цену, если будем продолжать ругать себя за то, что имеем эти качества. Ведь именно то, что мы ненавидим в себе сейчас, но примем и используем, сделает нас целым. Я наблюдала, что огромную пользу приносит вдумчивое чтение каждое утро следующей духовной выдержки:
Любовь терпелива, милосердна и не ревнива; любовь не кичится, не гордится, не бесчинствует. Она не ищет себя, не раздражается, не ведет счет злу, не радуется неправде, но радуется истине; все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит. Любовь никогда не подводит.
(Первое послание к Коринфянам 13:4-8)