Тема 12. социальная психология

В «Книге джунглей» Д.Р. Киплинга (1894) описана история жиз­ни человеческого детеныша Маугли, выросшего среди дикой приро­ды. Фантазия писателя рисует романтический образ юноши, который чужд лицемерию цивилизации и следует принципу равенства всех живых существ «Мы с тобой одной крови». Однако мало кто знает, что литературный вымысел был подвергнут строгому суду реальной истории. В 1920 г. в Индии были обнаружены две девочки, названные Камала и Амала. Их нашел английский миссионер в логове волков и доставил в приют для сирот. В книге «Дети-волки и дикие люди» Дж. Сайн и Р. Зингг дают портреты этих несчастных детей: «Эти де­вочки обладали физическими качествами человеческих существ, но вели себя во многом подобно волкам. Они передвигались на четырех ногах, могли есть только молоко и мясо и, прежде чем взять в рот пищу, тщательно ее обнюхивали. Их сенсорные органы были необы­чайно хорошо развиты: они могли хорошо видеть в темноте и чуяли запах свежего мяса на расстоянии около 70 метров. Дети обнаружи­вали сильный страх перед огнем и убегали в угол всякий раз, когда оказывались на виду. Единственным звуком, который дети могли из­давать, был громкий вой. Они никогда не смеялись». За шесть лет, проведенных в приюте, Камала приобрела словарный запас всего в 30 слов. Настойчивые усилия воспитателей по приобщению детей-волков к хотя бы минимальным навыкам человеческого общежития потерпели крах. Камала и Амала так и не смогли адаптироваться к жизни среди людей и через несколько лет умерли.

Человек по-настоящему становится человеком только в мире людей.

Вопросы и задания по теме

12.1. Социальная психология групп.

11.1.1. Продуктивность групповой деятельности.

11.1.2. Социальная роль как функциональная единица группы.

11.1.3. Динамические процессы в малых группах.

11.1.4. Динамические процессы в больших группах.

Общение.

КОНСПЕКТ ОТВЕТА

_______________________________________________

Рекомендуемая литература

Обязательная

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.,2009.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: ПИТЕР, 2009.

3. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. М.: Просвещение, 2008.

4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология : Учебник. - М.: Высшее образование, 2006.

Примерные вопросы к зачету/экзамену

  1. Предмет и задачи психологии.
  2. Принципы психологии.
  3. Методология и методы научного исследования в психологии.
  4. Развитие психики в филогенезе.
  5. Этапы становления психологии.
  6. Современная психология: многообразие подходов.
  7. Психологическая теория деятельности.
  8. Деятельность. Структура деятельности.
  9. Понятие сознания. Сознание и деятельность.
  10. Понятие психики. Психика и мозг.
  11. Взаимосвязь понятий деятельность и личность.
  12. Познавательная деятельность личности. Психические познавательные процессы.
  13. Понятие способностей и задатков. Способности и деятельность.
  14. Проблема личности в психологии.
  15. Теории личности.
  16. Понятие мотива и мотивации в психологии.
  17. Структура личности в различных психологических теориях.
  18. Темперамент. Основные теории темперамента.
  19. Понятие характера. Черты характера. Взаимосвязь категорий личность, характер и темперамент.
  20. Методы исследования темперамента и характера.
  21. Психология общения: понятие, виды, свойства и функции общения. Значение общения для развития личности.
  22. Эмоции и чувства.
  23. Воля и произвольность.
  24. Когнитивная психология.
  25. Ощущение и восприятие. Виды ощущения и восприятия.
  26. Мышление. Теории мышления.
  27. Виды и формы мышления.
  28. Мышление и речь.
  29. Функции и виды речи.
  30. Творческое мышление и воображение.
  31. Память. Теории памяти. Виды памяти.
  32. Внимание. Теории внимания. Виды внимания.
  33. Свойства внимания. Методы исследования внимания.
  34. Восприятие: виды и свойства. Восприятие как деятельность.
  35. Потребности: биологический и социальный аспект. Теория потребностей А. Маслоу.
  36. Ступени становления субъектности человека: индивид, субъект, личность, индивидуальность.
  37. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния.
  38. Стресс.
  39. Социальная психология групп.
  40. Общение.

Общая оценка работы студента ___________________________ баллов

Краткое обоснование оценки общая рецензия

__________

Рабочая тетрадь студента

«Психология».

Автор – Т.С. Мороз

Утверждено на заседании кафедры психологии №1

от «29» августа 2013 г.

Наши рекомендации