Несколько тезисов, кот нам надо иметь в виду
- Ни физич, ни психич развитие невозможно в изоляции. Поэтому люди с необходимостью зависят от отношений с другими индивидуумами. (Это банальный вывод. Но эти положения он формулирует рано, в нач 40).
- Изначальная зависимость развивается в более взрослую форму зависимости. Неправильно представлять чел как развивающегося от автономии к завис
Есть развитие зависимости от инфантильной примитивной в зрелую, взрослую, завит от других взр, от культуры. Образования, соц устройства
Фейр понимает зрел зав - как способность со стороны индивида к отношениям с другими диффир индивидуумами..
Он предлагает тезис:
- Реб рождается с эго, кот изначально явл целым хотя и не дифференцированным.
- Сталкиваясь с неизбежными разочарованиями и с опред неудовлетворенностью в т ч по поводу ухода матери. младенец сначала инкорпорирует объект, чтобы справиться с фрустрацией. Однако теперь он сталкивается с внутр проблемой - внутри него есть фрутср объект, кот его отвергает.
- Чтобы с этим справиться, центральная часть его эго отщепляет и вытесняет те аспекты эго, кот кажутся ему непереносимыми.
Реб не просто так интернализирует объект. У него есть мотив. Отношения с матерью неудовлетворительны. Если реб удовлет, ему не надо прибегать к доп операциям чтобы развиваться - чего-то не должно хватать. Тезис Фейрб - в том. что когда реб сталкивается с фрутср аспектами - он пытается заменить отношения чем -то, что есть внутри него. Он его переводит во внутр план. И вместе с этим объект его фрустрирует.
Дальше центр эго отщепляет те аспекты эго, кот кажутся ему болезненными. Эта часть эго, кот связана с частич отколотыми объектами, так же отщепляется. Эта констелляция эго и объект - связана с переживаниями, кот он не способен вынести. Часть эго и часть объекта вместе с отношениями отщепляется. Это целая констелляция Эго и объекта, орг вокруг отношений преследования - Фейр наз отношениями между внутр саботажником - компонент эго и отвергающим объектом
Есть центр эго. И есть внутр объект
- Когда часть объекта и часть эго вытесняются в проблематич отношения
Отношения между внутр саботажником и отвергающим объектом - позже он назвал эти части антилибидинальными частями эго и внутр объектом. Отношения преследования. отвержения
- Другой класс болезненных объект отношений склад между либидинальным эго и либидинальным объектом, кот Фейр понимает как отношения, выстроенные вокруг чрезмерного возбуждения. Потом называет эти отношения между либид эго и либид объектом. понимает эти отношения как особую часть- отношения между млад и матерью, кот перекармливает, соблазняет. подвергает гиперстимуляции. возбужд отношения кот тоже проблематичны
Центр эго действует, чтобы вытеснить обе эти констелляции. Они обе непереносимы для сознания
- Несколько позже Фейр - добавил, что сущ параллельные отношения между цент эго и идеальным объектом- кот не подверг вытеснению, кот очищен от чрезмерной сексуальности. агрессивности и становятся нейтральным объектом
Полная схема - он ее наз полная эндопсихич структура. Сост из 6 компонентов. Они нах в динамич отношениях друг с другом - влияют, подавляют. Это структуры Я. Фейрб замечает, что даже объектные части я - отвер, либидин - на самом деле явл эго структурами. Они способны к инициации психич действий. Они обладают мотивацией. И хотя они переживаются как объекты, это часть эго структуры, с кот чел более или менее идентифицирован.
Т о:
Есть 2 бессознат области
- Либид эго - в либидин - эго - туда еще и либид объект
- Антилиб эго - в антилибид вытесняется антилиб эго и отверг объект
- Центр эго отвергает обе эти части. Центр эго вытесняет эти обе констелляции.
- Но есть еще дополнительное вытеснение, кот проходит от неудовл антилибид отношений в сторону либидин отношений. Описывает проц вторич вытеснения.
Мы встречаем пац, кот прибегают к злости и гневу, чтобы скрыть другие аффекты. Связ с потребностью, м б с тягой к объекту. Им комфортнее с гневом, чем с любовью, кот м быть фрустрирована. Это своеобразная защита. Они защищают себя от либидинальных отношений
Поэтому либид эго и либид объект подвергаются еще доп вытеснению
- Бывает ли противополож процесс Фейр его не описывает
Мы м представить вторич процесс, когда - у чел преувелич чувство любви, расположение. Слишком хорош, чтобы быт правдой. За счет этого маскируются другие переживания. Более мстительные. кот непереносимы. Т е обратная защита.
Все структур нах в динамич взаимодействии друг с другом. Динамика более подвижна в сост здоровья, при патологии более фиксирована и ригидна.
Здесь он описывает процесс расщепления объекта. На либид и антилибид
Расщепляется не только объект но, расщепляется и эго
Отщепляются не только части эго и объекта, но и целые отношения между ними. Эти отношения становятся бессознательными - объект отношения.
Фейр пытается через это посмотреть на более зрелые психич структуры
Напр эдиповы сит первонач возникает как расщепление объекта
Гораздо раньше эдипов конфликт, когда реб в треуг отношениях с родителями - любит одного и вытесняет другого. В основе эдипа - расщепление более раннее
Один объект как желанный родитель, другой как отвергающий.
То есть в зрелой - не 3 фигуры. А 2 фигуры - объект расщеплен на 2 структуры
Псевдо Эдипова структура м возникать раньше. Имеет более раннюю динамику.
Шизоидные процессы. Он их описывает как всепроникающие. В зрелом функц личности мы увидеть ранние мех расщепления.
Фейрб говорит о более ранней псевдоэдипов конфигурации. Проблемы реб выгляди как эдиповы, на самом деле - это не зрелая эдип структура, а расщепление первич объекта на более ранние.
Такой объект лишен драйвов и влечений. Это инфантильная структура. Структура предполагает серьезное расщепление
Необходима большая интеграция эго. У более зрелой структуры нужна большая интеграция.
Лекция 13 01.12.09
На прошлой лекции - крупная волна в психоанализе - теор объект отношений
Разобрали представл об эндопсихич структуре личности Фейрбейрна
Основу заложил Ф в фунд работе «печать и меланхолия» - точнее скорбь и меланхолия, на след лекции примыкающая к ней работа «о нарциссизме»
Ф будет описывать это сост депрессии, кот имеет фунд знач для клинич психологии, для психологии личности. и теории об отношений, кот описывала сост утраты.
Будем разбирать разные сценарии. Разные авторы - больше потери в сфере Я, другие в сфере потери объекта
В каком контексте возникла и какие последствия имела для психологии и психотерапии в целом
(8 декабря лекции не будет
След лекция 15 декабря).
Депрессия - сегодня будет небольшая иллюстрация - с обсуждением
Депрессию не след р как отдельную диагнсотич единицу. Депрессии бывают разные. Завис на каком уровне происходят переживания.
Депресс как сост известна в теч многих веков - описана в др егип, папирусах
Антич врачи - круга Гиппократа хорошо знали.
Само название - меланхолия. В основе - гуморальная теория - это черная желчь. Объясняли циркуляцией черной желчи
Гум теория сохр долго
Труд в 1621 «анатомия меланхолии» Роберт Берфи?. Описывает сост детально, исходя из собств опыта. По этому описанию м увидеть то, что описывается в совр учебниках
Уч разные
Депрессия - когнитивисты.
Наиболее понятные - предлагаются когнитивистами - Аарон Бек - несколько уровней
- Эмоц
- Когнитив
- Мотивационные
- Иногда добавляют соматич
Конгитив - трудно избавиться от ощущения, что много эмоций
- На эмоц уровне - чувства пац или внеш поведение - угнет настроение, подавленность, уныние, печать несчастность
Негативные чувства, кот адресованы себе - я ничего не стою, я бесполезен, я ничтожен
М варьироваться от слабо выр - до сильных - я ужасный чел, недостоин жить
Редукция удовольствия, неспособность радоваться. Утрата эмоц привяз, Как если бы была стена между ним другими, Приступы плача
- Низкая самооценка- или низкое самоуважение
Почему когнитивная - Б относит к когнитив феномену - восприятие себя, как лишенного важный значимых атрибутов, способностей, за кот нельзя любить. Это хар реакция на любую ошибку, воспринимается как выраж собств неадекватности
Описывают депрессивный атрибутивный стиль - успех - случайность. неуспех - виноват я.
Когнитивные экспектации
В отлич от тревож сост - у чел в тревож или с тревож неврозом - ощущение. что надвиг тревогу можно избежать или отодвинуть
В депрессии - ощущение. что сост будет вечным. Мы чувствуем, что изменения возможны - но это когда уже вышел из состояния
Самообвинение - низкая самооценка, выс перфекц
- Мотивац проявления - нерешительность, нереш м иметь и когнитивные проявл - трудность выбора между альтернативами.
Сниж стремления, паралич воли. Утрата позит мотивации. Желание скрыться. Обязанности воспринимаются как скучные. Или суицидальная мотивация
- Есть чисто соматич
Расстройство сна
Потеря аппетита и веса
Сегодня фильм -
как у реб развивается сост депрессии
Переживание депрессии - вокруг переживания потери, утраты
Ф - утрата объекта.
при феноменологич описаниях - будем говорить подробнее
Как у реб возникает сост депрессии
Он никого не теряет, он из хор семьи.
Снят в 69 году - Дж Робинсон и Джой Робинсон
Работали в Тевистоке. Связ с А Фрейд и Боулби - автор конц привязанности к объекту.
Джеймс Роб был также психиатром, соц работником. Много наблюдал за младенцами. Что происходит с детьми в госпиталях, больницах.
Мы говорил, что Лондонской традиции при подготовке аналитиков - большое внимание уделяется наблюдениям за детьми - этот фильм - м р как сит наблюдения.
Фильм о реб - Джону 17 мес, его мама и отец отдают его в приют на 9 дней, потому что мать должна родить второго реб. Тогда это была традиция, отец работает.
Реб в хорошем приюте, там немного детей. Там надежный персонал, хорошие условия.
Там будет Джойс Робинсон - она не м вмешиваться. Ее супруг снимает.
Реакция на потерю.
Ряд эмоц стадий.
Благополуч реб со стабильными отношениями. Развивался неплохо. Благополуч реб.
Микромоменты - депрессия в благополучном контексте. (Няня после фильма ушла с работы).
Другие дети - как будто раньше прошли через это. Они более защищенные.
- День или полтора он сохранял позитивный дух -готов строить контакт
- Вторая фаза протеста - может активно бороться
- Потом фаза отчаянья.
- Последняя - отрицания и изоляции.
Когда приходит мать, он долгое время не может принять ее. Не может установить отношения.
Отчасти этот фильм м показать одну из мыслей - кот формулирует Фейрб - чел или реб не является ищущим удовлетворения или удовольствие. Он ищет объект. Смысл в том, что реб ищет объект, кот м его утешить. И мы видим потерю объекта.
Не видим, что происходит во внутр мире реб, мы можем идентифицируясь, почувствовать, что он испытывает.
Он теряет объект и живой объект перестает его интересовать.
При аутизме - неживые объекты заменяют. Он не аутист. Психологич процессы мы м наблюдать - как теряется связь и как все больше утешения он находит в заменителях - мишки. Распадается его интерес к игре. Он через какое-то время не может играть
На след лекциях - попробуем заглянуть внутрь, что происходит внутри. Как переживается.
Будем подробно говорить. Начнем с Фрейда. Будем обсуждать нарциссизм - связ потерей объекта, депрессии. Б говорить о погранич расстройствах
(Будет читать больше полутора часов).
Лекция 14 15.12.09
Экзамен 23 января.
Говорили о теории оо.
Понимание депрессии становится поворотным пунктом в теор представлениях в построении нового мышления. Говорили, что как форма болез переживания и как клинич синдром - депрессия возникла задолго до психоанализа.
Само страдание - понятие меланхолия используется задолго до Ф в теч столетий, как и др термин сплин - от греческого «сплен» - селезенка. Понятие было популяризировано поэтами Пушкиным, Бодлером. Сост грусти, связ с опред гуморальной теорией. связ с желчью.
Эта традиция была достат долгая. До нач 20 века придерживались в скрытой или явной форме похожей теории
Бертан - в печали и меланхолии
Пушник Евгений Онегин - «недуг, кот причину давно нам отыскать пора… короче русская хандра».
Нач это произведение как нач Фрейд - сходство - угасание интереса к миру. суицидальный или убийственный вектор.
Вопрос о истоках этого состояния.
Задается вопросом о причинах этого сост. Этот же вопрос ставит и Ф, текст «печали и меланхолии», кот заслуживает особого внимания.
Психоаналитич понимание мел к Ф приходит с трудом. Не сразу
Обсужд случ венского студента, кот покончил самоубийством. Ф одно время придерживался гуморальной теории
Наличие гипотетич вещи - притоки и оттоки - депрессия и смена настроения. Притоки и оттоки -послал Флису запись к критич днями - почти как у женщины - смена сост. когда Ф страдал приступами злого юмора, депрессии. При этом уже было продвинутое понимание обсесс, истерии. Для депрессии - нет
«Печаль и меланхолия»
Надо обязательно ее читать. Будет спрашивать на экзамене. Нужно знание текста.
Появление этой работы устанав новые горизонты в психоанализе. Пишет за 3 мес вместе с другими 12 работами. Будут опубликованы 5, остальные по видимому уничтожил
Следует р в кластере родственных работ - «о нарциссизме», «я и оно», «печ и мел» -вместе с ними закладывает фунд теор объект отношений
Пишет в 1915 году, через год после раб о нарциссизме
Опубликует только 4 года спустя.
Время было депрессивное само по себе. 1 мировая война . 2 сына Ф вопреки его желанию уходят на фронт. Умирает одна из любимых внучек.
В то же время - расцвет творческий. Нач работу как сложившийся автор психоанализа.
Траектория мысли может меняться по ходу предложения. Есть тексты, кот показывают мышление автора.
Центр аргумент Ф - сравнивает психологич черты 2 сост -печали и меланхолии. Более точно - скорбь и меланхолия. Говорит об остром переживании потери, скорби о любимому чел
Говорит что эти сост имеют много общего. И то и др - ответы на потерю, уход от нормального отношения к жизни
Картина
Ван Гога. Мать и реб - образ печали и депрессии. Этот мотив у Ван Гога - копатели картошки - есть модель с картошкой и ребенком - похожие сост. Есть еще картина - копание карточки. Есть похожая - закапывание умерших детей в могилу.
Др художник Эгон Шилле - молодая мать, слепая мать. Мать с двумя детьми. Мать как смерть. Страшная картина - мертвая мать
Уход от нормального отношения к жизни
Ф говорит печаль не вызывает у нас представления о необходимости мед лечения. Мы предполагаем, что для того. чтобы это сост прошло, скорбь д проделать свою работу. Нужно время, чтобы произошло излечение
При мел - страдальч, потеря способности любить. Задержка всяз ж=едят. нарастание наказания..
Те же самые черты хар и печаль. С исключ - это же удруч сост, сосред на потер объекте, но при печали нет нарушения самоуважения.
Это важное наблюдение - за этим симптоматич отличии - динамика
При мел пац и аналитик могут даже не знать, что пац потерял. Есть потеря и отличие - самоуважение. и второе - при мел неизвестно, что пац потерял
Даже если мел знает. что он страдает из-за потери чел - он знает кого он потерял. но не знает, что он потерял в нем. В этом языке - двойственность. Он не осознает. что потерял в этом чел? Или потерял в себе самом?
Эта двойственность языка так же ставит проблему
Есть 2 бессозн - потеря объекта любви оборачивается изменениями в я- но эта потеря бессознат, в отлич от горя или скорби. где эта потеря осознана
Ф исследует эту бессознат потерю при меланх
И берет этот единтсв отлич симптом - наруш самоуважения
- При печали обеднел и опустел мир,
- при меланх - самое Я.
Пац унижает себя перед каждым чел. распространяет свою критику на прошлое. Ф открывает динамику отношений между суб и объектом и между суб и суб - между I и me.
Ф предполагает атаку со стороны субъекта на объект I на me
- внутр работа скорби. Чел понимает. что объекта любви больше нет. Объект любви - объект, кот заряжен либидо. С т зр сознания - это либидо, у кот нет объекта, надо куда -то перенаправить, что сделать трудно. Чел сосредоточен на потер объекте, пытается удерживать всем силами, часто галлюцинаторно. Если теряли - часто видим чел в сновидениях, говорите с человеком. Изъятие любовной энергии треб времени. Удержание объекта сохраняется долго, в этом раб горя - перераспределить эту любовь. Это длит и болезненный процесс. В нем нет патологии
- Внутр раб мел другая. Не известно, что потеряно. Одна часть эго восстает над другой частью эго. судит его критически. Ф говорит, как внутри Эго возникает эта динамика. Эго нач относиться к части себя как объекту и нач судить.
Часть, кот судит Ф наз совестью, и эта совесть м приобрети болез качества при меланхолии.
Ф пересматривает структуру Эго.
Это структ с сознат и бессозн, и может расщепляться.
Раньше Эго подразумевалось как сознат инстанция. Сейчас Ф говорит, что есть сознат и бессознат части
1. Бессознат части эго обладают способностью генерировать мысли, чувства.
2. В случ критич объекта, кот судит - обладают самонаблюд моралистич кач
3. 3 отщепленная часть эго м вступать в контакт с другими частями эго
4. 4 отщепленная часть эго м б здоровой и патологической.
Т о эго представляет из себя слож психологич структуру со сложной внутр динамикой.
Далее Ф продолжает р единст сиптоматич различие
Если слушать самообвинения мел - трудно отделаться от ощущения, что вряд ли они применимы к самому пац. Пытается понять, на кого направлены эти самообвинения.
Ф нах ключ - самоукоры - это укоры против объектов любви. кот переместились с них на Эго пац. Как с оставленной невестой пишет Ф. Вместо того, чтобы обвинять объект любви. кот ее оставил, она нач обвинять себя
В каком-то смысле - каждое самообвинение - это обвинение другого в скрытой форме. Атака переместилась с другого на самого себя
Обвинение - на себя - смещенная атака на любовный объект
Эти формулировки очень важны для теор оо.
В обвинении Ф обнаруж еще важный аспект.
Мел часто вовлекает в борьбу, в кот амбивалентные чувства в адрес объекта. Мел испытывает злость на объект. кот разочаровал и вел себя несправедливо. Мел наказывает объект, наказывая себя. Тень объекта падает на Я. Часть Я осуждается другой частью Я
Потеря объекта оборачивается потерей Я
Внешне кажется, что меланх как бы оставляет объект. Но он оставляет объект в виде своей идентификации с объектом. В этом смысле тень объекта падает на Я
Здесь сложность, в кот попадают мел пац - потеря объекта как бы не переживается. Отдельность объекта отрицается мел, отриц его сепаратность. Объект это Я, Я это объект.
Эго расщепляется, создается внутр объект и этот внутр объект подвергается атаке. Это и есть сделка дьявола - безжизненность меланхолика.
Для того чтобы развивалась мел - необходима опред предрасполож. Ф видит ее в нарцисс профиле личности.
Нарциссизм
Нарциссизм - или сильная фиксация на объекте - с отрицанием отдельного статуса объекта. Т е меланхолия скрывает в себе элемент лежащего в основе нарциссизма.
М сказать, для развития депрессии необходима опред организация личности. В случ горя мы признаем независ объекта, мы теряем объект, кот отделен от нас. Мы тоже переживаем болезненно. Но не так как при депрессии, когда объект сохраняется в виде идентификации.
Мы могли бы задаться - то, что Я описывает как патологич процесс - свойственно всем нам, в том смысле, что структура нашего хар несет отпечаток объектов любви, с кот были отношения. Любые значимые отношения оставляют след, особ те, кот закончились. Ф говорит, хар Эго несет отпечаток оставленных объектов любви и отношений с ними. Это мех идентификации и интернализации знач других и отношений с ними. Ф делает эту формулировку задолго раньше Выг, кот технологизирует вслед за Пиаже.
Несколько слов о нарциссизме - это важно для понимания теор оо и опред личностных типов.
На след лекции поговорим о нарциссич структурах с т зр последующих взглядов.
Ф за год до раб «печ и мел» пишет работу «о нарциссизме». Эта работа помогает понять многие сост, отношений любви. психопатологии. психозы, шизофрении. групповые отношения. Тоже надо прочитать.
Ф постулирует среди прочих вещей
Мы можем различать различ виды нарциссизма
- Первич
- и вторич
- Первич - нормальная фаза психосекс развития. Фаза, когда не существует еще отдельного я и не я. Когда реб нах в гармонич связи с миром, с матерью или объектом. В каком-то смысле его любовь, кот направлена к объекту, направлена на себя - он не различает Я и не Я. Это любовь к самому себе
Позже психологич развитие ведет к дифф Я и не Я. К осознанию границ между собой и объектом. Когда это происходит - метафора - псевдоподии.
- Когда происходит диф - опред инвестиции в объектный мир сохраняются за объектами. Объекты, кот раньше воспринимал как части Я, теперь воспринимаются как любимые - заряжены любовью. При опред событиях, разочарованиях у чел м возникнуть потребность изъять любовь из объекта, кот разочаровал и инвестировать в себя. Как это было когда-то. Это реинвестирование в себя - это вторич нарциссизм - это патологич сост - ведет к отрицанию внеш мира. Сосредоточ на себе. Такую сосредоточ наблюдаем при опред психотич расстройствах.
Незадолго пишет раб о Шребере - анализ случая паранойяльного бреда. Он его не анализировал. Президент Шребер оставил мемуары успешного юриста. кот заболел и лечился несколько раз
Его расстройство нач с сильной депрессии
Развивает ряд фантазий - в чат - бог преследует его. Пытается наказать, превратить в женщину, уничтожить весь мир. Что потом он этот мир возродит
Фантазия о деструкции мира, изымании либидо от мира и сосредоточие этой любви на себе
Ф исследует, как при психозах - инвестирование либидо в себя, изъятие из объектов. с послед попыткой восстановить мир.
Ф говорит, что это сост недоступно для психотер. С ними невозможно установить значимые эмоц отношения. Они не инвестируют в другие объекты. Нет переноса. Нет инструмента работы. Мы увидим. что Ф ошибался - отрицал наличие оо у нарциссич пац. Потом теория оо с ним не согласится - оо сохраняются, но в специфич форме.
Еще важно для понимания нарциссизма - и теор оо - Ф в раб «о нарц» - описывает 2 пути выбора объекта любви.
- Объект можно выбрать по опорному типу - анаклитическому- когда выбирается женщина, кот кормит или мужчина, кот защищает - т е материнская или отцовская фигура. И это отношения с другим. кот поддерживает.
- Или объект по нарциссич - выбирается кто-то, кто явл моим продолжением, кто похож на меня, или кем я хотел бы быть. Какая -то часть самого себя. Т е когда выбирается некот нарциссич продолжение.
Ф закладывает важное различение. В повсед жизни и клинике эти выборы играют важную роль
Потеря и того и другого объекта - переживается горе или мел. Хотя эти потери создают разные эмоц сост. Теряем ли мы часть себя, или любимый объект. Или теряем не сам объект, а его любовь
Все это вызывает сост удрученности. потери.
Мы м задаться вопросам. Как Ф, у кот не было теории депрессии, за 3 мес ее формулирует. До этого он пишет работу «о нарциссизме». Эта работа не появилась из ниоткуда. Есть внутр и внеш источники. Среди внеш - работа одного из сподвижников - Карла Абрахама.
Психоаналитик, клиницист. Ученик. Его работы во многом повлияли на раб Ф применительно к работе о мел и теории оо - он заложил основы понимания маниак - депрессивных расстрйоств. А был аналитиком и старшим коллегой - Кляйн. Анализ с А сыграл сущ роль в теор оо Кляйн . За несколько лет до Ф А, анализир Джованни Сегантини. Картины этого художника есть в лучших галереях мира. Его работами восхищался Ван Гог. Это уникальная фигура. Худ, кот не получил спец образования. Потерял мать в 5 лет. Жиль в альпийской деревне. Всю жизнь колебался между депрессиями и маниями.
Оставил серию картин, кот посвящены хор и плохим матерям и оставил подробные дневники матери. Считает, что ее здоровье было подорвано его рождением. Та же мать была недоступна эмоционально, т к его старший брат сгорел у нее на глаза за несколько мес до его рождения. Отец оставил реб на попечении родственников в этой деревне. Было идеализированное представление о матери. Есть картины идиллич образов - едет библейское семейство.
Есть много картин с животными - матери и детеныши. Картины посвящ жизни.
Но есть параллельная линия, депрессивная линия - родители хоронят детей.
2 матери - с библейскими мотивами. Рождение Христа. Мать - женщина с реб и корова с теленком- образы хор, теплых матерей. Ангел жизни - в центре мать с младенцем.
Но также есть линия страшных пугающих образов. Женщина висящая на дереве. Есть картины - мать висит с младенцем. Есть картина - наказание за сладострастие - матери, кот забывают своих детей - вертятся в вечной альпийской пустоте.
Абрах делает оригинальные формулировки о теории, динамке депрессии
Кас роли ранних и амбивал с преобладанием амбивал отнош с матерью.
Сильные орально- садистич и анально - садистич отнош с объектом
Каннибалистич - поглотить, удержать.
С др стороны агрессивно мстит - желание избавиться. кастрировать мать
О роли потери и нарцисс идентификации с потер объектом
Говорит о интроекции позит и негатив. Проекции в объект своей враждебности
Сигантини оставил серию картин. Горные ландшафты - были его целью, он погиб на одном из таких плато. И это похоже на самоубийство. Замерз. Многие считают. что это был суицид. Его творчество представляет попытку репарации этой потери. Репарацию матери. кот любил. но по отношению к кот испытывал обиду и злость. Фрагменты одной матери. но расщепленной. (М б психоанализ додумывает. но многие вещи - когда одни и те же картины - имеют отношение к одним и тем же объектам - расщепление на хороший и плохой).
Абрахам добавляет элемент - Ф нах с ним в переписке. Добавляет момент самообвинения, кот мы нах в депрессиях. Самообвинение, кот носит садистический и мазохистич элемент
В рез мы м увидеть в тексте Ф 2 лини
- Линия Фрейда
- Линия Абрахама
Обе линии создают объектное отношение депресс страдания. И оо
В печали и меланх - 2 связанных объекта мел, кот по тональности звучанию отлич
1. 1 установка пассивного страдания. Более поздняя линия Ф и некот аналитики -
Инесс Содре- черный сценарий депрессии.Эго не любимо супер эго, как покинутый матерью реб. Поскольку жизнь - быть под защитой и быть любимым объектом. То он дает себе умереть от страдания, от дефицита любви. Он истощается от дефицита любви. Дает себе умереть, потому что любовь недоступна.
Сидней Барт - выделяет этот тип - потеря объекта по анаклитич типу теряется опорный объект, объект любви. Нет никого, кто бы меня защищал, кто бы меня питал
2. 2 линия Абрахама- красный сценарий депрессии
Здесь задействована садистическая атака на объект. Сценарий каннибалистич пожирания одной части эго другой. Можно сравнить с сценарием интроективной депрессии. Когда теряет объект, выбранный по нарциссич типу.
При прочтении текста Ф - в обоих сценариях эго подверг изменению
1. 1 тень объекта или точнее темная тень его бесконеч отсутствия падает на Эго и трансформирует по своему типу. Это описание пассивного страдания
Остав объект дает себе умереть.
2. Др сценарий - садистич супер Эго. убивающее Эго, кот идентифицировано с остав объектом. С садизмом и желанием мучить.
Потеря объекта и ненависть объекту - связаны. Оба сценария м сосуществовать. Но возможно вар когда один или другой доминируют.
С большим садистич или с меньшим садистич.
С большим участием критикующ инстанции Эго, кот м быть обвиняющ или меньшей
С большей трансформацией эго или меньше
Здесь видим основы теории оо. Есть разные вар отношений между Я и Я.
Клинич пример.
В работе Ф нет клинич примеров.
Из работы Хелен Дойч в 30 году работа «меланхолия». Случ клинич. Позволяет видеть сложную динамику. Надо проследить разные уровни.
Есть цель различ идентификаций и оо. кот м увидеть у этой пац
Пац - одинокая 50 летняя жен. Депресс срыв нач с того, что пропала собачка, была для нее важная. Заменяла мл сестру. От кот пац заботилась после смерти матери. Это была жертвенная забота. Пожертвовала мечтами о успехе, хотела стать писателем, выйти замуж мать умерла, когда пац было 12, сестре 4. Работала на малооплач работах с надеждой, что сестра добьется успеха - делегирование успеха. Идентифицируется нарцисс обр с сестрой и ее будущим успехом. Сестра удачно вышла замуж и переехала в др страну.
Около года депрессия - сильная тревога возбуждение
Страхи - она будет выброшена на улицу как собака, раздетая, будет одинокая, оставленная. Будет там страдать до самой смерти.
Иногда относилась к этой идее с апатией. Иногда хотела как можно чаще. Иногда говорила - «они идут, не позволяйте меня забрать». Иногда - что она не заслужила ничего иного.
Эго - содержит историю выборов объектов
Пац испытывала мощную ревность, когда родилась сестра. Идентифик с матерью - служила защитой от ревности - становится в материнскую позицию.
Затем перенесла на сестру, кот стала единств объектом любви - свое желание стать успеш писателем.
Нарцисс идентификация открывает путь для дальней меланхолии - сначала ненависть с обсесс защитой от импульсов. Удовл нарцисс раны через идентификацию с сестрой.
В конце мазохистич самопожертвование ради ее успеха.
После ухода сестры - структ и идентифик сохраняется.
Наказание, кот она хочет подвергнуть сестру - чтобы та была выкинута на улицу, звучит как угроза ей самой.
Наказание и мольба о защите
В «печ и мел» - линия - если любовь к объекту, от кот невозможно отказаться, в то время как отказ от объекта - находит выход в ненависти. - происходит идентификация и ненависть к замещ объекту и этот новый объект унижается и страдает. благодаря этому страданию - садистич удовлетворение
Меланхолич зарядка любви - одна часть регрессировала к динетификции. Другая часть возвращ к стадии садизма . И садизм в критик инстанции, кот судит эго.
Этот пример демонстр сложную динамику множ идентифик
Пац - между сост сознания -
- убейте меня
- И сост - пожалуйста спасите меня. Не дайте убить
- Убейте меня - одни сценарий - Абрахамов- бессознат идентификация эго с жестоким остав объектом. кот достоит смерти, д б убит критик инстанцией
- Второй - черная депрессия - не дайте убить. Здесь объект дает себе умереть
- Есть еще сценарий - спасите меня. Есть надежда. что где- то есть хороший объект, кот способен проявить сострадание, способен спасти
В любом случае это объемная картина и разные сценарии - есть раненый объект и раненое эго. Понимание меланх пац предполагает работу с этими тонкими идентификациями. Очень динамич отношений, кот активизируются в отношениях с аналитиком в разные моменты
- Колебания садистич каннибалистич ярости
- или сост отчаяния и беспомощности.
- Сост надежды. что где-то есть хор объект
Только понимание этих сценариев позволяет продвинуться тер работе.
Эта работа Ф сделал или обозначила след вехи оо
1. 1 есть идея. что в знач степени бессознат организовано вокруг стабильных оо между парными отщепленными частями Эго.
2. 2 это представление, что защитой от психич боли м стать замена внеш отношений с объектами бессознат фантазийными отношениями с внутренними оо.
Видели эту идею у Фейрбейрна - разочарование в объект ведет …
- Потеря внеш объекта -
- 2 патологич любовные узы тесно связывают объекты друг с другом. В рез чего они оказываются в положении узников друг друга. Т е внутр объекты м становиться узниками друг друга.
3. Далее представления, что патология оо часто основана на всемогущ идее, кот препятствует отношениям с реальными внеш объектами. Идея сохранения объекта внутри - всемогущественная идея.
4. След идея - амбивал в отнош между бессознат внутр объектами - включ не только конфликт любви и ненависти. Но и конфликт оставаться живым и желания объединиться с мертвым внутр объектом.
Как эта работа повлияла на психоаналитич теории
- Ф подводит к обознач конфликта между инстинктом жизни и смерти (полностью в 20) - 2 принципа удовольствия. Это одно из открытий, кот заставили пересмотреть теорию единств инстинкта. Работая с депрессивными обнаружил нечто еще. Если цель любого влечения - удовольствие, как объяснить то, что меланхолия подводит к самоубийству. Речь о фунд конфликте между влеч к жизни и смерти
- След конф между эго и супер Эго. В работе «я и оно» видели, что динамика самодествун отношения между Эго и тем, что Ф сначала наз «Голосом совести», «Критич инстанцией», потом «супер Эго». При обсесс и депрессии в частности играет роль, видим, что супер Эго само по себе м б патологическим. М быть примитивной разрушительной инстанцией, кот Ф назовет чистой культурой смерти
- След идея - потеря ведет к интернализации. Потеря модифицирует Эго. Потер объект инсталлируется Эго. Катексис объекта замещается идентификацией
Мы обязаны психич развитию потерям, если м эти потери перенести
- Идея расщепления формулируется в этой работе. Способность к раскалыванию Эго на части. Одна часть вступает в отношения с другой. Это м иметь большое значение для опред защитного расщепления
Когда чел видит часть реальности и не видит ее.
Ф пишет в одной из послед работ о 2 пац - братьев - близнецах, кот потеряли отца. А один из них признавал потерю отца и в то же время отрицал. и эти установки сопутствовали друг другу. Послед развитие психоанализа показало, что такое верт расщепление - в основе многих расстройств - в частности секс перверсий.
- Наконец - что нам важно - вся теория оо выросла из этой теории
Под теориями оо мы м понимать серию теорий
Это группа теорий, кот несмотря на различия и разногласия, опир на ряд близких метафор и идей, кот кас организации внутр мира. отнош между различ аспектами Я и другими - объектами.
Отщепленные части личности - рез интроекций и аспекты значимых других - в разных школах под объектами понимаются ментальные репрезентации Я и другого.
В других школах не просто мент репрезентации - а психич структуры, кот сами по себе м быть активными. Обладать потенц психич действий, порожд смыслов, эмоций - т е более активные психич структуры
На след лекции - описать понимание совр теорий оо, понимание спектра расстройств, кот иногда наз погранич, иногда предпсихотич.
Поговорим о параноидно - шизоидной, и депрессивной позиции.
Лекция 15 22.12.09
Обсуждали теор оо и депрессии
Вообще говоря, видели, что депрессии имеют колоссальное знач для развития личности
Ф удалось исследовать, как влияют на личность переживание потери объекта, интернализация объект
Мы говорили, что если посмотрим на эту сит более внимательно - любое психич развитие связано изначально с этими депресс переживаниями. Потеря, отсутствие объекта какое-то время. отсутствие объекта м б не физич - когда мать эмоц закрыта для реб. Эти переживания имеют огромное знач. Если эта потеря переносима. это м быть стимулом для психич развития и для интернализации
Кляйн сделала след шаг в исследовании депресс переживаний
Она всю жизнь считала, что явл послед Ф, но фактич оказалось, что явл теор новатором и технич - техника психоанализа психотерапии
Исследовала переживания с деталями. Обнаружила что в ходе развития младенца сущ период. кот она обозначила как депресс переживание - это переживание, связ с периодом отнятия от груди. Не сам этот факт важен, сколько то, что это является еще аккумулир событием. Как если бы этот факт суммировал все на возможные потери у реб.
Это хорошо известно няням, матерям. что это судьбоносный период. что младенцы впадают в серьезные депресс переживания. близкое к депрессии. Трагич переживание
Попыталась описать не только психологич экстер, а психологич интерьер. Внутр структур переживания.
Она м описать только ретроспект. Работая связ р пац
Как она понимает эту депресс позицию - она опис мл как обуреваемого разными стремлениями. как любовными. так и негат, агрессивными. Агресс играют большую роль
Она описала мех расщепления. Это фунд процесс.
Она не была первой. Фрейд описал раньше как верт расщепление
(Вытеснение горизон - в бессознательное - верхние и нижние слои психики).
Он описал верт - когда часть личности не соприкасается с другой. Как сознат, так и бессознат
К описала как расщепление на
- хорошее
- и плохое
Объект расщелятся на плох, злой и хор. И Я - расщепляется на плох и хор. Мы разбирали схему Фрейрбейрна. К описывает этот процесс как защ стратегию
Мы нуждаемся в том, что бы чувствовать безопасность. Если психика недостат развита - расщеплен
Хорошая часть Я уст отнош с хор объектом. Плохая часть Я с плохим, отношения преследования.
С хор - отношения м быть идеализированной любви, взаим почитания
Знач депресс - младенец достат развит - открывает, что его негат отнош и любовные адресованы одному и тому же объекту. То, что он ненавидел и атаковал мать, кот он любит, вызывает агонию сродни взр позиции ответственности. Взр занимает позицию, когда понимает последствия своих действий. Мл вынести это трудно. Это психотич переживания. В клинике аффект расстройств - сталкиваемся часто. И в клинике депресс и маниак депресс психозов.
Т е млад в этой позиции испытывает, что атаковал хор объект. М б разрушил. Пытается проявить заботу, восстановить. Проявл заботу по отнош к матери.
Это дало основания К описать эту позицию. Деталям м посвятить курс . Конспективно опред: