Различное в морали и праве 19 страница
1) использования для нравственного самовоспитания всех повседневных жизненных обстоятельств;
2) принцип опосредованного импульса — введение субъекта нравственного самовоспитания (сотрудника) в такую обстановку, которая бы требовала определенной деятельности как основы выработки соответствующих качеств. Еще Аристотель говорил, что нельзя воспитать мужественного человека, не поставив его в такие условия, в которых бы он мог проявить мужество.
4. Гармоническое самовоспитание, предполагая всестороннюю дея
тельность, требует соответствующих (всесторонних) знаний. Успех
в нравственном самовоспитании идет рука об руку с ростом знаний.
Иначе говоря, самовоспитание зависит не только от самопознания,
5, Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 217
но и от познания окружающей действительности — от уровня знаний, образования, эрудиции, духовной культуры индивида вообще. Образованный человек, отмечал Гегель, чувствует глубже и в то же время превосходит необразованного властью над своим чувством1.
5. Развитие способности господствовать над самим собой, управлять своей собственной жизнью органически связано с развитием духовной культуры личности. Уровень достигнутой культуры человека становится действенным фактором его дальнейшего совершенствования. Развитие интеллекта и самосознания, нравственных и эстетических чувств, воли и характера специалиста правоохранительных органов во многом зависит от его общей культуры. Существует прямая зависимость нравственного самовоспитания сотрудника от его культурного развития в широком смысле этого понятия. Из закономерной зависимости нравственного самовоспитания сотрудника от уровня его культуры вытекает принцип: для успехов в нравственном самовоспитании следует активнее приобщаться к общечеловеческим культурным ценностям.
В истории общества действует закон расширения и возвышения потребностей. Этот закон применим и к потребностям в нравственном самосовершенствовании. Если какая-либо потребность человека не удовлетворена, то он находится в состоянии недовольства, а это, как правило, побуждает к самовоспитанию. Из закономерной зависимости самовоспитания от потребностей вытекает один из важных принципов развития самовоспитания и руководства им — принцип ._ форсированного формирования разумных потребностей специалиста. При этом особое значение принадлежит формированию перспек-тивных, общественно и лично значимых прогрессивных потребностей. К их числу можно отнести и потребность в самовоспитании: «Самая существенная, самая человеческая потребность в человеке, — по замечанию К.Д. Ушинского, — есть потребность совершенствования развития»2. Здесь также ярко проявляется диалектика: нравственное самовоспитание зависит от потребностей, потребности — самовоспитываются.
Закономерная зависимость нравственного самовоспитания от потребностей носит интегральный характер: при ближайшем рассмот- рении она обнаруживает целый ряд новых внутренних связей. Дело в том, что потребность, осознаваясь, трансформируется в интерес, а интерес заключает в себе мотивы и цели, идеи и идеалы. Поэтому правомерно говорить о существенной зависимости нравственного самовоспитания от мотивов и целей, идей и идеалов личности.
1 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 2006. Т. IV. С. 269.
2 Ушинский К.Д. Собр. соч. М.-Л., 1988. С. 63.
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
К числу внутренних закономерностей относится и такая, как единство целей и средств нравственного самовоспитания. Совершенствование личности осуществляется через систему различных средств и методов, но эти последние органически, закономерно связаны с целями самовоспитания. Цель человека определяет средства и способы его деятельности, в том числе методы и приемы самовоспитания. Человек характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Отсюда следует, что средства и методы самовоспитания сотрудника могут привести к желаемой цели только тогда, когда их характер соответствует характеру цели. Благородные цели не могут реализоваться порочными средствами и методами. Если для осуществления цели требуются дурные средства, то такая цель не может быть высокой и справедливой.
Нравственное самовоспитание объективно обусловливается не только социальной средой, но и биологической природой человека. Выдающийся физиолог И.П. Павлов сформулировал закон соответствия
организма окружающей среде, согласно которому человек может существовать до тех пор, пока он уравновешивается с окружающими условиями путем саморегуляции. «Наша система, — писал он, — в высшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающаяся, направляющая и даже совершенствующаяся»1.
Самовоспитание есть высшее проявление и дополнение биологической саморегуляции. Биологическая и социальная стороны самосовершенствования тесно связаны между собой, обусловлены друг с другом, что может быть выражено закономерностью единства социального и биологического в самовоспитании. Интенсивный процесс социализации вообще и самовоспитания, в частности, оказывает существенное влияние на биологическую природу человека и на его физиологическую саморегуляцию (воздействует на среднюю продолжительность жизни, общие физические показатели, устраняет расовые различия и т.д.). В той же мере биологическое воздействует на социальное, в том числе и на самовоспитание. Закономерная связь нравственного самовоспитания как социального явления с биологической природой человека носит диалектический характер: самовоспитание не только вырастает из биологической саморегуляции, определяется ею, но и оказывает на нее существенное влияние.
Павлов И.П. Двадцатилетний опыт. М., 1951. С. 364.
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 219
Таковы некоторые закономерности и принципы развития нравственного самовоспитания человека вообще и сотрудника правоохранительных органов, в частности. Эти закономерности носят объективный характер, они так или иначе пробивают себе дорогу: стихийно или сознательно. Важно устранять моменты стихийности, вооружать сотрудников знанием закономерностей и принципов собственного развития. Реализация названных закономерностей происходит не самотеком, а требует волевых усилий, инициативы и творчества, применения определенных методов.
В процессе самопознания и нравственного самовоспитания используются многочисленные методы и приемы. Ограничить их какими-либо жесткими рамками невозможно. Дело в том, что теоретически стройной системы таких методов и приемов не создано, а практика самопознания и самовоспитания настолько индивидуальна, что можно сказать: сколько людей, столько и систем; каждый осознает и воспитывает себя по-своему. Учитывая это и не претендуя на исчерпывающий обзор, рассмотрим сущность, познавательные и воспитательные достоинства некоторых, наиболее важных методов и приемов самопознания и нравственного самовоспитания сотрудников.
1. Самонаблюдение. Самонаблюдение носит преднамеренный,
целенаправленный характер, включает в себя определенный замы
сел и систему приемов, но все же это только восприятие личностью
самой себя, только чувственная опора для абстрактно-логического
мышления о себе. Данные самонаблюдения — это лишь эмпириче
ский материал, один из начальных моментов самопознания, форма
проявления сущности. Результаты самонаблюдения необходимы для
практических действий по самовоспитанию, а не являются самоце
лью. Превращение самонаблюдения в самоцель выливается в бес
плодное и вредное «самокопание».
2. Самоконтроль. Он предполагает наличие установки и крити
ческое отношение к отклонениям от нее. Это одна из важнейших
функций самопознания личного состава правоохранительных орга
нов и в то же время метод его самовоспитания. Следует отметить,
что самоконтролирование необходимо распространять на всю ду
ховную и практическую деятельность личного состава на службе и в
быту. При этом эффективность самоконтроля возрастает вместе с
ростом надежности самонаблюдения.
В своем развитии самонаблюдение достигает этапа осмысления результатов, и тогда оно перерастает во вторую — логическую ступень самопознания. Дальнейшее углубление знаний сотрудника о себе, проникновение им в собственную духовную сущность связаны с применением всего арсенала познавательных методов.
220 I. Теоретические вопросы профессиональной этики
3. Самоанализ. В практике самопознания и самовоспитания специалистов правоохранительных органов он применяется широко, но не всегда верно. Научный подход к самоанализу требует, чтобы объектом его были главным образом конкретные поступки, действия, отношения, а не «чистые» переживания, ибо ориентиром истинности самоанализа являются результаты труда. Нельзя допускать также односторонней направленности самоанализа, увлекаться, например, анализом только своих отрицательных или только положительных черт. Анализу должны подлежать все главные стороны профессиональной деятельности, а завершая определенный этап анализа, надо сделать из него правильные выводы, поставить задачи и энергично их реализовать. Излишне глубокий самоанализ мелочей не приносит пользы.
4. Самооценка. Она выступает как результат применения самоанализа и других методов самопознания (синтез, аналогия, сравнение) сотрудника. Самооценка является одной из основных функций самопознания и предпосылок нравственного самовоспитания. Адекватность ее зависит от степени зрелости специалиста и развивается вместе с его развитием. Критериями оценки человеком самого себя выступают те требования, которые он предъявляет к другим. Основа самооценки — не чистая умозрительная рефлексия, а прежде всего анализ деятельности (учебы, службы).
В правоохранительных органах сложилась и успешно применяется достаточно эффективная система оценки и самооценки, которая включает: применение специальных методик по самооценке различных психических свойств, личностных качеств и черт характера; составление самохарактеристик; метод независимых характеристик; общественное аттестование; служебные характеристики; служебное аттестование и др. Для примера приведем методику самооценки своей личности по количественному показателю.
Сотруднику предлагаются слова, характеризующие отдельные личностные черты: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, любознательность, принципиальность, логичность, презрительность, радушие, развязность, рассудительность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 221
Из приведенных слов составляются две колонки (ог 10 до 20 слов в каждой). В первую колонку вписываются слова, которые, по мнению сотрудника, характеризуют положительные черты личности, во вторую — отрицательные. Затем из той и другой колонки выбираются те черты, которыми сотрудник, по его мнению, обладает. Для каждой колонки подсчетывается количество выбранных сотрудником черт и делится на общее количество слов в соответствующей колонке. Если коэффициент по положительной колонке близок к единице, то сотрудник склонен к переоценке своей личности, некритичен к себе. Если коэффициент по отрицательной колонке близок к единице, то сотрудник недооценивает себя, слишком самокритичен. Коэффициент по положительной колонке, близкий к нулю, указывает на недооценку себя; коэффициент по отрицательной колонке, близкий к нулю, указывает на завышенную самооценку. Коэффициенты, близкие к 0,5, свидетельствуют о нормальной, средней самооценке сотрудника.
Социологический анализ, проведенный среди сотрудников с использованием «таблиц самооценок», показал, что 86,4% частных самооценок (всего обследовано 249 человек) совпадали с оценками, даваемыми им командирами и начальниками. 13,6% самооценок оказались завышенными или заниженными. Следует подчеркнуть, что отклонение от истины в самооценке незамедлительно сказывается на служебной деятельности и совершенствовании человека. Если индивид переоценивает себя, то он обычно перестает работать над собой. Недооценка же своих сил, возможностей порождает неверие в успех и также может повлечь прекращение самовоспитания. Без верного отношения к собственной личности не может быть эффективного нравственного самовоспитания и успехов в службе.
Адекватность самооценки свидетельствует о высоком уровне и зрелости специалиста, определяет веру его в себя, достоинство, меру активности. На основе такой самооценки осуществляется оптимальное саморегулирование поведения и деятельности в системе межличностных отношений, в служебном коллективе, обществе в целом. Следует развивать и поощрять строгую самооценку специалистов. Объективно оценивая подчиненных, начальник тем самым учит их строгой самооценке.
5. Следование положительному примеру. Это весьма действенный метод самовоспитания. А. В. Суворов советовал изучать жизнь выдающихся личностей, хранить в памяти их имена и поступки, а в боевой деятельности следовать их примеру. При этом не слепо подражать, а заимствовать лишь те качества, которые достойны подражания: «Последуй Аристиду в правоте, Фабрициану в умеренности,
222 I. Теоретические вопросы профессиональной этики
Эпаминоду в нелживости, Катону в лаконизме, Юлию Цезарю в быстроте, Тюреню в постоянстве, Лаудону в нравах»1, — говорил великий русский полководец. Используя исторические примеры и собственный боевой опыт, Суворов создал образ «истинного героя» для подражания и наделил его такими чертами: смел без запальчивости, скор без опрометчивости, деятелен без легкомыслия, подчинен без униженности, начальник без самонадеянности, победитель без тщеславия, честолюбив без кичливости, благороден без гордости, непринужден без лукавства, тверд без упрямства, скромен без притворства, основателен без педантства, приятен без ветрености, целен без примеси, благожелателен без коварства, принципиален без пронырства, откровенен без простодушия, приветлив без околичностей, услужлив без корыстолюбия. Собственная жизнь и деятельность А.В. Суворова и его мысли о нравственном самовоспитании достойны подражания и в наши дни сотрудниками правоохранительных органов.
6. Самоучет и самоотчет. Способность отдавать себе отчет во всех своих действиях — важное качество сотрудника правоохранительных органов. Развитию этой способности служит регулярное подведение итогов боевой, служебной, специальной подготовки. Положительную роль в развитии самосознания и нравственного самовоспитания специалиста оказывают высказывания о нем командиров, начальников, товарищей. Способствуют этому и характеристики, отзывы, аттестации, в которых проявляется к сотруднику максимум объективности и доброжелательности. Все это стимулирует самоучет и самоотчет будущих специалистов. Они начинают применять ежедневный самоучет. Эффективность самоучета-самоотчета повышается, если распределить работу на день по часам. Такая система дает хороший материал для анализа, выводов и планирования дальнейшей работы над собой.
7. Самопринуждение. Это особая функция воли, направленная на принуждение себя совершать определенные действия, причем очень важно учитывать, что ценность и действенность самопринуждения повышаются, когда оно вызывается внутренними побуждениями, готовится заранее. Наибольшего усилия воли требует ситуация, когда человек побуждает себя к действию, которое ему «не по душе». Одной из форм самопринуждення выступает осознанное
Заветы Суворова: Сборник суворовских изречений. М, 1943. С. 27.
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 223
подчинение себя другому лицу (командиру, товарищу) или обстоятельствам службы. Выполнение уставных положений, наставлений по службе, соблюдение всех требований дисциплины — это тоже нравственное самовоспитание, которое происходит иногда с трудом, противоречиво.
8. Самообладание. Оно выступает важным средством борьбы с
вредными привычками, нездоровыми настроениями. Самооблада
ние — это способность «не терять» себя в минуты опасности, по
давлять в себе страх, другие сильные отрицательные чувства, сохра
нять ясность ума и силу воли. «Тот, кто владеет собой, владеет ми
ром»1, — говорил Д. Галифакс.
Самообладание характеризуется: наличием моральных чувств высшего порядка (любовь к Родине, непоколебимый оптимизм, вера в правоту своего дела и т.п.); умением ориентироваться в сложной обстановке; наличием сильной воли. Опыт правоохранительной деятельности показывает, что проявления героизма и самопожертвования связаны именно с самообладанием. Самообладание обычно проявляется во внутреннем спокойствии. Это спокойствие, хладнокровие легче достигается рассудительным человеком, привыкшим взвешивать, и обдумывать, чем импульсивным, у которого побуждение к действию непосредственно переходит в исполнение. От сотрудников правоохранительных органов оперативная обстановка часто требует не меньшего самообладания, чем на войне, и развивать его следует смолоду.
9. Самодисциплина. Значение дисциплины в правоохранитель
ных органах общеизвестно, но задача состоит в том, чтобы превра
тить дисциплину в самодисциплину — высшую форму дисциплины
сотрудника, основанную на глубоко осознанной необходимости
всегда и во всем действовать в строгом соответствии с требования
ми службы. Это полная власть над самим собой в интересах дела,
которому служишь, повышения боеспособности и боеготовности
подразделения. Она охватывает не только вопросы, связанные со
службой, но и все вопросы жизни сотрудника.
10. Самокритика. Она является одним из важнейших методов
самовоспитания. Вскрывая недостатки личности, самокритика в
конечном итоге служит ее совершенствованию и обеспечению успе
хов в деле. Не менее велика роль самокритики в сфере морали,
нравственных отношений. В жизнедеятельности сотрудника «хочу»
и «надо» гармонирует не всегда. Вскрытию и разрешению противо
речий между ними и служит самокритика, без нее немыслимо соз-
Борохов Э. Энциклопедия афоризмов (В мире мудрых мыслей). М., 2000. С. 464.
224 I. Теоретические вопросы профессиональной этики
нательное нравственное совершенствование. Важнейшее требование действенности самокритики — учет собственного достоинства, поскольку подлинный смысл применения этого метода состоит в опоре на себя как на главную силу освобождения от недостатков и обеспечения дальнейшего развития. Цель самокритики — не самоуничтожение, а утверждение себя.
11. Самоограничение, самоотказ, самообязательство. Этих методов самовоспитания требуют условия службы и обстоятельства жизни. Самообязательство, в частности, широко применяется в процессе учебы, в ходе подготовки к экзаменам и т.д. Высшей степенью обязательства и самообязательства является принятие Присяги. Провозглашая торжественную клятву, призывник берет на себя высокие обязанности защитника интересов Родины, заявляет о своей личной ответственности за священное дело. Этот торжественный акт оставляет в сознании человека глубокий след и навсегда сохраняется в памяти как одно из самых значительных событий в его жизни. Требования Присяги необходимо использовать в качестве побудителя самовоспитания не только молодых, но и опытных кадров правоохранительных органов.
12. Переключение. Некоторые сотрудники для выработки власти над собой применяют этот метод, который заключается в том, что человек переключает свое внимание от вредной, ненужной мысли и направляет его на полезную, нужную. Переключать можно не только мысли, но и действия, поступки. В основе переключения лежит волевой акт, а лучшим средством переключения является самоотверженный труд. Развитию этого качества способствуют занятия спортом, художественной самодеятельностью, увлечение литературой и т.п.
13. Самоободрение. Оно оказывает положительное влияние на процесс нравственного самовоспитания. Трудная ситуация может повлечь за собой упадок настроения, понижение морального духа. Надо найти в себе силы продержаться, сохранить бодрость и твердость духа. Самоободрение может быть как непосредственным («не унывай»), так и опосредованным (обращение к приятной мысли прошлого или будущего). Песня о героических действиях и крик «ура!» в атаке — примеры самоободрения.
14. Самоприказ. Он может применяться при выполнении сложных задач, требующих больших волевых усилий. Самоприказ отдается во внутренней или внешней речевой форме. Например, «Подъем!» «Бегом, марш!» «Будь выдержан!» «Молчать!» и т.п. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Человек — это
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 225
прежде всего сила духа, умение приказывать себе, заставлять себя»1. Воздействие самоприказа основано на силе словесного раздражителя. Использование этого метода предполагает основательную волевую подготовку и практику самовоспитания.
15. Самонапоминание. Приступая к выполне
нию задания, сотрудник напоминает себе, что
выполнение этого задания должно служить раз
витию нужных ему качеств. Исходя из этого, он
определяет подходы, правила и соответствую
щие действия при выполнении служебной зада
чи. Самонапоминание может при этом перерас
тать в самоинструктирование, в детальное «про-
шгрывание» предстоящей операции и способов
' ее осуществления.
В.А. Сухомлинский |
16. Самоубеждение. Прежде чем принуждать себя к выполнению тех или иных действий, у человека может появиться сомнение в их целесообразности. Здесь возникает потребность в самоубеждении. В процессе самоубеждения приводятся различные аргументы, подкрепляющие целесообразность предварительного решения, и только после этого начинается его выполнение. В итоге самоубеждения может появиться и решение об отказе от вредных привычек, поступков.
17. Самовнушение. Большую роль в процессе нравственного самовоспитания призвано играть правильно поставленное самовнушение. Самовнушаемость — нормальное свойство человеческой психики. Ее основой выступает нейтрализация задерживающих механизмов и критической способности личности. Такая нейтрализация достигается благодаря командной роли второй сигнальной системы относительно первой.
Сила внушения и самовнушения может быть чрезвычайно большой. Боевые уставы и наставления не только берут на вооружение эту силу, но и возводят ее применение в ранг обязанностей командиров и начальников: командир обязан внушить всем подчиненным непоколебимую уверенность в успехе. И в повседневной службе начальник внушает подчиненному личному составу и себе самому, что в дисциплине, организованности и порядке нет и не может быть мелочей. При этом очень важно отбирать внушаемые идеи, остерегаться отрицательного самовнушения: «не могу», «невозможно» и т.д. Считать себя неспособным — это значит начинать быть таковым. И, наоборот, уверенность в успехе — это уже начало успеха.
Сухомлинский В А. Стать человеком // Новый мир. 1974. № 3. С. 183.
226 I. Теоретические вопросы профессиональной этики
В целом, как видим, методы и приемы нравственного самовоспитания охватывают все духовные и физические проявления человека — его чувства, разум, волю и практическую деятельность. Сущность действенного применения методов и приемов самовоспитания состоит в том, чтобы найти в духовном мире собственной личности точки своего приложения в виде желаний, стремлений, интересов, задатков и т.д. и так организовать их реализацию, чтобы потерпело поражение негативное.
Часто для удержания себя от вредных поступков и действий, а также для развития положительных качеств сотрудники составляют личные правила самовоспитания, например: «Не избегать никаких трудностей», «Обязательно доводить начатое дело до конца», «Подводить итоги своей работы за день», «Не поступать, как хочется, а поступать, как надо», «Говорить другим только правду и не терпеть лжи от других», «Все, что можно сделать сегодня, не откладывать на завтра», «Экономить время», «Постоянно учиться», «Во всем соблюдать порядок», «Стойко переносить критику и правильно реагировать на нее», «Не грубить собеседникам, не оскорблять их», «Не лениться», «Не зазнаваться», «Не завидовать», «Избегать дурных привычек» и др.
В работе над собой весьма полезно составлять индивидуальный (личный) план нравственного самовоспитания — на день, на неделю, на месяц. Ущербно начинать день с размышления о том, чем бы сегодня заняться. Целесообразно уже накануне представлять себе завтрашний день. Не исключено, что жизнь может внести поправки, но это будут поправки к плану, а не к пустому месту. При этом важно фиксировать свои отрицательные качества и планировать их искоренение. Великие люди, как правило, были недовольны собой и бичевали себя за собственные недостатки.
Так, Л.Н. Толстой 4 июля 1854 г. записывает в своем дневнике. Главные мои недостатки: 1) Неосновательность (под этим я разумею: нерешительность, непостоянство и непоследовательность). 2) Неприятный, тяжелый характер, раздражительность, излишнее самолюбие, тщеславие. 3) Привычка к праздности. Буду стараться постоянно наблюдать за этими тремя основными пороками и записывать всякий раз, что буду впадать в них1.
Недовольство собой следует рассматривать как стимул нравственного самовоспитания. Такие правила могут носить характер де-
1 Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 20 т. М., J965. Т. 19. С. 135.
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 227
виза: «каждая секунда на учете, каждая минута — для пользы»; «преграды на то и существуют, чтобы их преодолевать»; «тяжело в учебе, легко в бою»; «дал слово — подтверди делом» и др.
Нередко личный план вырастает в программу самовоспитания, в которой ставятся конкретные задачи нравственного самовоспитания на определенный период. Такую программу имеют многие молодые люди. Программа нравственного самовоспитания нормативно должна основываться на общечеловеческих и профессиональных нравственных требованиях к сотрудникам правоохранительных органов. Примерные задачи нравственного самовоспитания общечеловеческого плана:
• воспитание в себе трудолюбия, добросовестного отношения к делу, дисциплинированности и ответственности;
• воспитание принципиальности, честности, правдивости, искренности, скромности;
• развитие чувства заботы о человеке, культивирование гуманизма, душевной доброты, способности к сопереживанию;
• воспитание уважительного и доверительного отношения к людям, сочетаемого с требовательностью, непримиримостью к нарушениям норм нравственности;
• воспитание подлинного благородства и порядочности, чувства собственного достоинства;
• выработка высокой культуры поведения, отвращения и непримиримости к хамству, грубости, хулиганству, пьянству, бестактности, лицемерию и обману и др.
Программа профессионального нравственного самовоспитания сотрудников правоохранительных органов основывается на Конституции Российской Федерации, Присяге, законах, уставах и директивах правоохранительных органов, Кодексе чести и других нормативных документах государственного и ведомственного масштабов в их нравственном проявлении. Это, например, выработка в процессе нравственного самовоспитания таких качеств, как:
1) уважение к профессиональной деятельности, стремление внести свой вклад в ее лучшие традиции, содействовать повышению ее авторитета среди населения;
2) добросовестное исполнение служебного долга и своих профессиональных функций, высокая требовательность к себе в выполнении уставов, приказов и распоряжений;
3) гражданское мужество, готовность противостоять любым нарушениям законности, решительность и твердость в защите интересов общества и прав граждан;
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
4) забота об охране общественной и личной собственности,
пропаганда правовых знаний среди населения, воспитание граждан
в духе бережного отношения к созданному людьми национальному
достоянию и окружающей природе;
5) уважение к общественному долгу и неуклонное его исполнение, безупречная нравственная чистота и выдержанность в отношениях с гражданами, на службе и в быту;
6) настойчивость и упорство в работе по перевоспитанию лиц, склонных к антиобщественным действиям;