Социально психологические методы управления
Эти методы используются в менеджменте для диагностики профессиональной пригодности работников, для изучения психологии климата, и важные системы стимулирования и активизации человеческого труда. Наиболее распространенные методы: Опрос, беседа, интервью, анкетирование и тестирование.
Функции менеджмента
1. планирование 2. Организация 3. Координация 4. Стимулирование 5. контроль
Основные идей менеджмента и их современное развитие
Существует 4 важных подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления:
Школа научного управления(Тейлор)
В центре внимания школы научного управления стояла проблема научной организации трудового процесса.
В конце 19 началле 20 в США был период быстрого развития промышленности, увеличения размеров предприятий, фирм, быстрого развития промышленных технологий. Это привело к снижению требований к уровню квалификации работников и к росту производительности труда.
Формирование школы базировалось на трех основных моментах:
1) рациональная организация труда – замена традиционных методов работы научными;
2) разграничение исполнительских и управленческих функций;
3) определение мер по сотрудничеству управляющих и рабочих.
Классическая школа управления(Файоль)
Основная идея - разработать универсальные принципы управления.
Файоль разбил на шесть групп все операции, которые встречаются на предприятиях:
1. Технические операции (производство, выделка и обработка).
2. Коммерческие операции (покупка, продажа и обмен).
3. Финансовые операции (привлечение средств и распоряжение ими).
4. Защитная деятельность (защита собственности и личности).
5.Учетные операции (бухгалтерский учет, статистика и т.д.).
6.Административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).
Школы человеческих отношений и поведенческих наук (Мэйо)
К концу первой четверти 20 в ведущее положение заняли новые отросли, такие как электротехника, химическая промышленность и т.д. Труд рабочего на таких предприятиях труднее контролировать, от рабочего требуются квалификация и способность самостоятельно действовать для решения общих проблем.
Основоположенники школы человеческих отношении проводили эксперименты. Выводы экспериментов:
1. Выработка рабочего определяется скорее групповыми нормами, чем его физическими возможностями.
2. Рабочие гораздо чаще действуют или принимают решения как члены группы, нежели как индивиды.
3. Значение неформальных лидеров для достижения целей группы, установления и поддержания групповых норм очень велико.
Цель сторонников этой школы состояла в том, чтобы попытаться управлять, воздействуя на систему социально-психологических факторов.
Математическая школа
Школа зародилась в начале 1950-х годов в связи с обобщением опыта решения проблем эффективного использования ограниченных ресурсов в военных операциях Второй мировой войны.
Математическая школа характеризуется использованием в менеджменте методов исследования операций, статистических методов, теории математического моделирования и принятия решений. Для решения управленческих и производственных проблем эта школа использует количественные методы. Она акцентирует свое внимание на принятии решений в области эффективного использования ограниченных ресурсов в рамках достижения поставленных целей, формальных математических моделях и использовании компьютеров.
30. Природа и состав функции менеджмента. Общие функции управления и соответствующие управленческие задачи: сравнительный анализ различных классификаций.
В целом менеджмент фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
- общее управление (установление нормативных требований и политики управления, организация работы, мотивация, контроль, ответственность);
- управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями);
- конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы).
Общие функции выделяются по этапам управления, к ним относятся:
- прогнозирование и планирование; - организация работы; - мотивация;
- координация и регулирование; - контроль, учет, анализ.
Функции, выделяемые по сфере деятельности. Их типовой состав:
- перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;
- организация работ по стандартизации; - учет и отчетность; - экономический анализ;
- техническая подготовка производства; - организация производства;
- управление технологическими процессами;
- оперативное управление производством;
- технологический контроль и испытания; - сбыт продукции;
- организация работы с кадрами; - организация труда и заработной платы;
- материально-техническое снабжение; - финансовая деятельность.
Основное содержание конкретных функций управления фирмой
Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности.
Общее управление предприятия состоит в его структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельности.
При управлении производством решаются задачи экономики производства и планирования производства продукции. К задачам планирования производства относят:
- выбор технологического процесса;
- планирование программы производства;
- планирование последовательности производства;
- формирование производственных систем;
- содержание и эксплуатация оборудования;
- организация материально-технического снабжения.
При управлении инновациями реализуются следующие функции управления:
- организация инновационного процесса;
- выбор и реализация стратегии НИОКР;
- оптимальное распределение ресурсов на НИОКР;
- внедрение результатов НИОКР;
- защита результатов НИОКР.
Реализация функций в области маркетинга включает:
- организацию сбора и обработки маркетинговой информации;
- выбор целевых рынков и их сегментирование;
- применение маркетинговых решений по продукту;
- продвижение товара;
- выбор и реализация ценовой политики;
- планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности.
Финансовое управление предприятием включает:
- приобретение финансовых средств;
- использование финансовых средств;
- управление ликвидностью;
- структурирование капитала и имущества;
- управление платежными средствами и проведение платежного оборота;
- финансовое планирование и финансовый контроль.