Самоосознание
С трагическим ощущением жизни связана необходимость самоосознания. То есть речь идет о том, что консультанты должны знать кое-что о собственных проблемах и ограничениях, а также о своих сильных сторонах. В этом смысле самоосознание – это не регламентированный поиск своего «внутреннего Я», но практическая попытка определения того, как мы сравниваем себя с другими людьми, как мы с ними сходимся. Если мы причисляем себя к людям, которые как минимум умеют помогать другим, то вполне справедливо требовать от нас, чтобы мы точно так же занимались исследованием и собственных проблемных ситуаций. Часть любого мастер-класса или курса тренингов по развитию навыков консультирования должна быть посвящена такому практическому самопознанию. В последней главе данной книги приведены некоторые достаточно простые упражнения, способствующие развитию самоосознания.
Стадии процесса консультирования
Иногда консультирование длится довольно долго, а иногда человеку можно оказать помощь и за относительно короткий период времени. По мере развития терапевтических отношений нередко можно наблюдать за тем, как они проходят определенные стадии. Вот эти стадии:
1. Начало работы.
2. Вводная беседа.
3. Определение имеющихся проблем.
4. Совладание с эмоциями.
5. Определение возможных решений.
6. Согласование плана действий.
7. Реализация плана.
Этот план может оказаться полезным при обдумывании того, как структурировать процесс консультирования.
Начало работы
На данном этапе консультант и клиент встречаются и начинают знакомиться друг с другом. Зачастую оказывается, что клиент нервничает и не знает, о чем говорить. На этой стадии отношений обычно полезно, чтобы консультант сыграл доминирующую роль и помог клиенту успокоиться, расслабиться и сконцентрировать внимание на том, почему он сюда пришел. И это положение одинаково актуально как для профконсультирования, так и для консультирования по поводу проблем в эмоциональной сфере. Немногие люди способны «справиться со всем этим» на начальных стадиях развития отношений. Хорошо, если на этой стадии консультант решит вместе со своим клиентом следующие вопросы:
• частота, с которой они будут встречаться;
• время встреч;
• время завершения отношений;
• вопрос конфиденциальности разговоров.
Также будет уместно обратить внимание клиента на то, что говорить можно о чем угодно, тем самым создав предпосылки для беседы на действительно интересующую клиента тему.