ТЕМА 15 № 5. Основные источники информации: законы и инструкции, трудовые показатели, анкетирование и интервьюирование работников.
Основными источниками информации, используемой для проведения аудита персонала, являются законы и инструкции в области управления трудом и трудовыми отношениями, трудовые показатели организации, результаты анкетирования и интервьюирования работников. Сложность и многогранность объекта и целей аудита персонала предполагают использование многообразного методологического инструментария проведения проверки и анализа, который можно разделить на три основные группы методов:
1)организационно-аналитические, предполагающие проверку док-ции и отчетности, анализ трудовых показателей, свидетельствующих о результативности деят-ти орг. и ее персонала. При этом из общего числа трудовых показателей следует выделить только те, которые в наибольшей степени влияют на эффективность (прибыльность) орг., среди них показатели использования раб. силы, раб. времени, качества труда, пт, оплаты труда и др. Источниками данной информации служат документация и отчетность орг., в том числе баланс труд. ресурсов орг., описание работ и спецификации, должностные инструкции, данные об издержках на наем, увольнение, обучение и переподготовку кадров, анкеты и тесты кандидатов на вакантные должности (раб. места), уровень проф. заболеваемости, производственного травматизма, текучести и т.д.;
2)соц.-псих. методы, заключ. в проведении самостоятельных соц-ких опросов, анкетирования, индивидуальных и коллективных бесед, интервьюирования работников различных ур. и кат. Данная группа методов наиболее результативна для оценки удовлетворенности трудом, отношения к работе, взаимоотношений в кол-ве, мотивации к труду, эффективности деят-ти руководства и системы вознаграждений и компенсаций и т.д.;
3) экономические методы, позволяющие путем сравнения эконом. и соц. показат. деят-ти орг. с законодательно установлен.нормами и нормативами или со средними или лучшими в отрасли (группе аналогичных организаций) показат. оценить: конкурентоспособность орг. на рынке труда; эф-ть функционир. служб УП; эф-ть самого аудита персонала.
Осуществление аудиторской проверки предполагает разделение работы на четыре этапа.
На подготовительном этапе осуществляются: формализация идеи провед. аудиторской проверки, опред. ее целей, предполаг. эф-ти для орг.; подбор персонала (внутри орг. или вне ее) для орг. проверки, его обуч. в случае необходимости; разработка внутрифирменного документа (приказа, распоряжения), намечающего сроки, задачи, исполнителей и участников проверки, инструктаж исполнителей и участников; разработка плана сбора, предоставления и программы рассмотрения анализируемой информации.
На этапе сбора инф. осущ. проверка док-ции и отчетности, мониторинг персонала, наблюдение, опросы, анкетирование, беседы с сотрудниками.
На этапе обработки и анализа инф. полученная в ходе проверки обрабатывается и формализуется в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков и вводится в ЭВМ; на этом же этапе по разработанному алгоритму осущ. анализ и оценка данных о деят-ти персонала путем сравнения с аналогичными особо преуспевающими орг, научно обоснованными нормами и нормативами, путем применения методов экспертной оценки и др.
На заключительном этапе - этапе обобщения и представления оценочных результатов, выводов и рекомендаций - готовится итоговый материал, включ., как правило, отчет о результатах аудиторской проверки. В отчете могут быть рассмотрены различные пути соверш-ния УП, включая внедрение новых технологий (информационной, офисной, телекоммуникационной), сформулированы предложения по модификации существующих процедур управления, совершенствованию документации, уточнения. На этом же этапе осуществляется оценка результативности аудита персонала, заключающаяся прежде всего в социально-экономической и социально-психологической эффективности разработанных по итогам проведения аудиторской проверки мероприятий по рационализации организации труда персонала, а также по совершенствованию деятельности кадровой службы организации.
Таким образом, аудит персонала, особенно в условиях рыночной экономики, позволяет повысить прибыльность организации за счет выявления внутриорганизационных резервов повышения эффективности и производительности персонала организации.