Эмоциональное отделение от семьи
С помощью понятия «эмоциональное отделение от семьи» М. Боуэ описывает эмоциональные процессы, происходящие между поколениям. Речь идет о неизбежном этапе в индивидуальной жизни человека, в развитии эмоциональных отношений в семейной системе, связанном с взрослением детей и уходом их в самостоятельную жизнь. Молодой человек решает проблему привязанности к собственным родителям. Они, в свою очередь, переживают процесс расставания с повзрослевшим ребенком.
Концепция эмоционального отделения рассматривает способы, которые используют люди с разными уровнями дифференциации, чтобы, отделяя себя от родительской семьи, начать собственную жизнь в новом поколении.
Степень решенности проблемы отделения от семьи напрямую связана с уровнем дифференциации. Чем ниже уровень дифференциации, тем больше сохраняется зависимость от родителей, тем меньше самостоятельности и ответственности в жизни повзрослевшего человека.
М. Боуэн различает псевдоотделение, эмоциональное отделение эмоциональный разрыв. Примерами псевдоотделения являются эмоциональная изоляция от родителей, физический уход из родительской сема (без решения проблемы привязанности) или комбинация эмоциональна изоляции и физического ухода. Суть таких паттернов - прекращение ков тактов с родителями, искусственное дистанцирование от них. В основе подобного поведения лежат интрапсихические механизмы отрицания и изоляции «Я». Результатом становится эмоциональное отчуждение между родителями и детьми при сохранении зависимости друг от друга. Происходя эмоциональный разрыв между поколениями. Отношения между ними характеризуются напряжением и тревогой.
Создание своей собственной семьи также не решает проблему достижения эмоционального баланса в отношениях между поколениями. Молодая семья, будучи отрезанной от родительской семьи, нестабильна. В ней быстро начинают возникать симптомы как следствие недифференцированности и нерешенности отношений детской привязанности. Такой паттерн взаимодействия транслируется и следующим поколениям. При этом уровень дифференцированности детей снижается.
М. Боуэн отмечает, что все люди неизбежно сталкиваются с необходимостью справиться с привязанностью к собственным родителям, но никто не решает ее до конца.
В семьях с относительно высоким уровнем личной и межличностной дифференциации происходит эмоциональное отделение. Повзрослевшие дети создают собственную семью, сохраняя при этом живой контакт с предшествующим поколением.
Сиблинговая позиция
Понятие о сиблинговой позиции М. Боуэн разрабатывал на основе теории Тоумэна о сиблинговых профилях и с учетом положений о семейном проективном процессе. Тоумэн, изучая личностные характеристики детей в нормально функционирующих семьях, описал личностные профили сиблингов с учетом количества детей в семье, их пола, порядка рождения, интервала рождения между ними. Результатом исследования стали представления о 10 основных «нормальных» сиблинговых профилях: старшего брата братьев, старшего брата сестер, старшей сестры сестер, старшей сестры братьев, младшего брата братьев, младшего брата сестер, младшей сестры сестер, младшей сестры братьев, среднего, единственного ребенка.
Согласно М. Боуэну, степень совпадения личного профиля с «нормальным» для данной сиблинговой позиции позволяет говорить об уровне дифференциации и направлении проективного процесса в семье. Так, например, если личностные характеристики человека, бывшего старшим ребенком, больше соответствуют тем, которые характерны для позиции младшего сиблинга, то есть существенные основания для предположения, что он, будучи ребенком, был объектом семейной проекции и вовлечен родителями в треугольник.
Вопросы для самоконтроля
1. Семья как эмоциональная система.
2. Понятие об эмоциональной дистанции.
3. Проявления недифференцированности супружеских отношений.
4. Зависимость характера семейного взаимодействия от паттернов эмоционального взаимодействия предшествующих поколений.
Литература
1. Бейкер К. Г. Теория семейных систем М. Боуэна // Вопросы психологии. 1991. №6. С. 155-164.
2. Николе М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы / пер. с англ. О. Очкур, А. Шишко. М., 2004.
3. Андреева Т. В. Семейная психология: учеб, пособие. СПб., 2004.
• 4. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб, 2001.