Глава i. структура личности в психоаналитических теориях з. фрейда и к. юнга
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. | |||
ГЛАВА I. | СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ З. ФРЕЙДА И К. ЮНГА……………………………………………………… | ||
1.1 | Понимание личности в психоаналитических теориях З. Фрейда и К. Юнга…...…………………… | ||
1.2 | Структура личности в теории З. Фрейда…………… | ||
1.3 | Структура личности в концепции К. Юнга………… | ||
1.4 | Особенности концептуальных положений о структуре личности в концепциях З. Фрейда и К. Юнга……………………………………………….. | ||
Выводы по 1-й главе…………………………………………. | |||
ЗАКЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. | |||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. |
ВВЕДЕНИЕ
Одним из существенных аспектов неуклонного вхождения психологии в современную науку является изучение ею личности человека. Ответы на этот вопрос не одно десятилетние искали многие ведущие психологи мира. В течение долгого времени все предположения и гипотезы о механизмах и природе развития личности сформировались в несколько основных теорий. Самые популярные среди них: психодинамическая теория, известная как классический психоанализ, автором которого является австрийский психолог Зигмунд Фрейд и аналитическая теория К. Г. Юнга. Работы Зигмунда Фрейда, изменившие облик психологии в ХХ столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности. Его теория является первой развернутой теорией личности.
Ученик Фрейда и основатель аналитической психологии современности, К. Юнг не разделял полностью взглядов своего учителя и со временем отошёл от классической фрейдовской концепции личности. Возникшие разногласия между психологами подарили миру глубинную и необычную теорию личности. Основным признаком любой теории личности являются структурные концепции и, имеющие дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время. Теории личности различаются в зависимости от концепций, используемых при описании структуры личности.
Проблема структуры и, что более важно, природа ее организации и влияние на функционирование индивидуума является ключевым компонентом во всех теориях личности. В зависимости от того, как мы представляем психологическую структуру личности, мы по-разному строим свою работу с нею. В настоящее время анализ структуры личности, предложенный З. Фрейдом, К. Юнгом широко применяется и используется в психологии. Поэтому можно утверждать, что данная тема актуальна для изучения.
Цель исследования: определить особенности представлений о структуре личности в психоаналитических концепциях З. Фрейда и К. Юнга.
Объект исследования – структура личности в психоаналитических концепциях личности З. Фрейда и К. Юнга.
Предмет исследования – особенности структуры личности в психоаналитических концепциях З. Фрейда и К. Юнга.
Гипотеза исследования: несмотря на общий подход – психоаналитический, понимание структуры личности в концепциях З. Фрейда и К. Юнга имеет свои отличительные особенности; это может быть обусловлено различиями в научных мировоззрениях ученых; если провести сопоставительный анализ положений З. Фрейда и К. Юнга о структуре личности, можно выявить определенные сходства и отличия.
Задачи исследования:
1) изучить общие положения о структуре личности в психоаналитическом подходе психологии;
2) изучить понимание структуры личности в психоаналитических концепциях З. Фрейда и К. Юнга;
3) провести сопоставительный анализ и определить сходства и различия представлений о структуре личности в психоаналитических концепциях З. Фрейда и К. Юнг.
Методы исследования:
1) теоретические – анализ, сопоставление, обобщение;
2) изучения научной литературы – составление библиографии, реферирование, конспектирование, цитирование.
ГЛАВА I. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ З. ФРЕЙДА И К. ЮНГА
Личность – это конкретная совокупность характеристик и стремлений, обусловливающих те общие и индивидуальные особенности поведенческих проявлений (мыслей, чувств и действий), которые обладают устойчивостью во времени и могут или же не могут быть объяснены только через анализ социальных и биологических факторов, влияющих на актуальную ситуацию функционирования человека [5, с.19].
Личность, процессы её становления и развития являются одними из ключевых понятий в психологии. Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.
В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять персонологам к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. Фактически, на данной стадии развития персонологии сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми.