Контроль поведения посредством аверсивных стимулов
С точки зрения Скиннера, в основном поведение человека контролируется аверсивными (неприятными или болевыми) стимулами. Два наиболее типичных метода аверсивного контроля — это наказание и негативное подкрепление.
Наказание уменьшает, по крайней мере временно, вероятность того, что реакция повторится. Предполагаемая цель наказания — побудить людей не вести себя данным образом.
По Скиннеру, наказание может быть осуществлено двумя различными способами, которые он называет позитивное наказание и негативное наказание (табл. 7-1). Позитивное наказание встречается всякий раз, когда поведение ведет к аверсивному исходу. Вот несколько примеров: если дети плохо себя ведут, их шлепают или бранят; если студенты пользуются шпаргалками на экзамене, их исключают из вуза или школы. Негативное же наказание встречается всякий раз, когда за поведением следует устранение (возможного) позитивного подкрепляющего стимула. Например, детям запрещают смотреть телевизор из-за плохого поведения.
Негативное подкрепление.В отличие от наказания, негативное подкрепление — это процесс, в котором организм ограничивает аверсивный стимул или избегает его.
Например, если учебный процесс позволяет ребенку избежать домашнего задания, негативное подкрепление используется для усиления интереса к обучению.
Позитивное подкрепление эффективный метод для устранения нежелательного поведения
Генерализация и различение стимулов
Логическим расширением принципа подкрепления является то, что поведение, усиленное в одной ситуации, весьма вероятно повторится, когда организм столкнется с другими ситуациями, напоминающими ее.
В теории Скиннера тенденция подкрепленного поведения распространяться на множество подобных положений называется генерализацией стимула.Этот феномен легко наблюдать в повседневной жизни. Например, ребенок, которого похвалили за утонченные хорошие манеры дома, будет обобщать это поведение в соответствующих ситуациях и вне дома, такого ребенка не нужно учить, как прилично вести себя в новой ситуации.
Хотя способность обобщать реакции — важный аспект многих наших повседневных социальных интеракций, все же очевидно, что при адаптивном поведении нужно обладать способностью делать различия в разных ситуациях. Различение стимула — это процесс научения реагировать адекватным образом в различных ситуациях окружения. Автомобилист остается в живых в час пик благодаря тому, что различает красный и зеленый цвета светофора. Ребенок учится различать домашнюю собачку и злобного пса. Подросток учится различать поведение, находящее одобрение у сверстников, и поведение, раздражающее и отчуждающее других.
Вопрос №38 Концепции черты личности по Олпорду
Личность –это динамическая организация тех психофизических систем индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление.
Олпорд отмечал, что термины характер и темперамент часто использовались как синонимы личности.
Характер – моральный стандарт или система ценностей, в соответствии с которой оцениваются поступки личности (если мы слышали хороший характер, значит личностные качества этого человека социально или этически желанны)
Таким образом можно сказать, что характер – это понятие этическое.
Темперамент, же, является «первичным материалом» из которого строиться личность (наследственный аспект).
Концепция черты личности
С точки зрения диспозиционального подхода, не существует двух одинаковых людей.
Черта – предрасположенность вести себя сходным образом в большем диапазоне ситуаций.
Олпорд утверждал, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.
Основные критерии определения черты:
1.Черты личности – это не только номинальное обозначение
2.Черта личности является более обобщенным качеством чем привычка.
3.Черта личности является движущей или, по крайней мере определяющим элементом поведения
4.Существование черт личности можно установить эмпирически, посредством длительного наблюдения
5.Черта личности лишь относительная независима от остальных черт (ни одна черта не является главной)
6.Черты личности не является синонимом моральной или социальной оценки
7.Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которых она обнаружена, либо по ее распространению в обществе
8.То, что поступки или даже привычки не соглашаются с чертами личности, не является доказательством отсутствия данной черты.
Структура личности
Структура личности состоит из:
1. Личных диспозиций
2. Проприума
Личные диспозиции
Олпорд разделял общие и индивидуальные черты.
Общие черты включают в себя общие характеристики присущие какому то количеству людей в пределах данной культуры.
Индивидуальные черты –это те характеристики индивидуума, которые не допускают сравнений с другими людьми. Индивидуальные черты разделяются на:
1. Кардинальные черты настолько пронизывают человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию
2. Центральные диспозиции не столь всеобъемлюще, но все же довольно яркие характеристики человека, это так сказать строительные блоки индивидуальности (пунктуальность, внимание, ответственность)
3. Вторичные диспозиции - это менее заметные черты (предпочтения).
По степени влияния на поведение человека, индивидуальные черты делятся на :
1. Мотивационные
2. Стилистические
Например красиво одеться
1) наиболее интенсивно они характеризуют основные потребности человека.
2) проявляются менее сильно
Между 1) и 2) нельзя определить четкой границы, т.к. и те и другие обладают мотивационной силой.
2. Проприум это тип поведения и характеристики, которые мы воспринимаем как важные в нашей жизни.
В проприум входят ценности, а так же та часть сознания, которая является характерной для конкретной личности и соответствует убеждениям человека.