Для направления 40.03.01 Юриспруденция, бакалавр
Рабочая программа дисциплины
Б3.В.ОД.9 СУДЕБНЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ
Для направления 40.03.01 Юриспруденция
Профили (специализации): Уголовно-правовой, гражданско-правовой, государственно-правовой, международно-правовой
Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр
Форма обучения __________ очная, заочная
Краснодар 2015
Рабочая программа дисциплины «Судебные экспертизы» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция
Составитель (-ли): ________________ Лях Лариса Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики и правовой информатики
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры криминалистики и правовой информатики «__.» __________ 201_ г. протокол № __
Заведующий кафедрой _________________ Руденко Александр Викторович, д.ю.н., доцент
Рабочая программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии юридического факультета («__» __________201_г. Протокол №__ )
Председатель УМК Юридического факультета д.ю.н., профессор кафедры уголовного права и криминологии _________________ Прохорова М.Л.
Эксперт (ы): ___________ Мартыненко Р.Г., руководитель отдела криминалистики Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю, к.ю.н.
___________ Меретуков Г.М., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой криминалистики ФГБОУ ВПО «КубГАУ»
Аннотация по дисциплине
Б3.В.О.Д.9. СУДЕБНЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ
для направления 40.03.01 Юриспруденция, бакалавр
Курс 4 ОФО Семестр 7 Количество з.е. 4
Курс 4 ЗФО Семестр 7 Количество з.е. 4
Цель дисциплины – сформировать у бакалавров очной и заочной форм обучения систему знаний о теоретических, правовых и организационных основах судебной экспертизы и судебно-экспертной деятельности, экспертных технологиях. Эта цель реализуется посредством лекций, практических занятий, самостоятельного изучения специальной литературы, решения ситуативных задач.
Задачи дисциплины:
– уяснение основных принципов и форм проведения судебной экспертизы;
– овладение навыками составления и анализа результатов экспертного исследования,
– овладение навыками оценки заключения эксперта, его практического применения в расследовании конкретного уголовного дела, либо в разрешении по существу вопросов в гражданском, арбитражном судопроизводстве, по делам об административных правонарушениях, таможенной, нотариальной практике.
– обучение навыкам применять полученные знания в практической деятельности правоприменительных органов и судопроизводстве.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО:
Дисциплина «Судебные экспертизы» (Б3.В.ОД.9.) в соответствии со структурой ООП ВПО представляет собой учебно-практическую дисциплину, входящую в профессиональный цикл, вариативную часть, является обязательной дисциплиной.
Дисциплина «Судебные экспертизы» включает в себя в качестве базовых теоретические сведения из таких дисциплин, как криминалистика, уголовное право, уголовно-процессуальное право, психология, современные достижения естественных и технических наук, обеспечивает профессиональную подготовку юристов-бакалавров.
Профессиональная ориентация курса «Судебные экспертизы» предполагает систематическую, целенаправленную и активную самостоятельную работу бакалавров по изучению рекомендованных законодательных и иных нормативных правовых актов, а также специальной литературы.
Изучение курса «Судебные экспертизы» в значительной мере способствует углублению знаний бакалавров по целому ряду общепрофессиональных дисциплин: криминалистике, уголовно-процессуальному, гражданско-процессуальному, арбитражно-процессуальному праву, административному и таможенному праву, нотариату. Информация, полученная бакалаврами в результате изучения судебных экспертиз, необходима в работе следователя, адвоката, прокурора, судьи, нотариуса, юрисконсульта.
Наименование дисциплины | Наименование разделов (тем) |
Уголовно-процессуальное право | Назначение судебной экспертизы. Права и обязанности специалиста, эксперта. Заключение эксперта, специалиста. Назначения и производство судебной экспертизы на стадии предварительного расследования, судебного разбирательства: первой инстанции, апелляционной, кассационной стадии, надзорной стадии. |
Криминалистика | Учение о следственной ситуации, криминалистической версии. Организация и планирование следственной и судебной деятельности. Криминалистическая тактика. Методика расследования преступлений. |
Ее изучение является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Расследование терроризма», «Расследование преступлений в сфере экономики», курсов по выбору.
Профессиональная ориентация курса «Судебные экспертизы» направлена в первую очередь на юридическую профессиональную деятельность,предполагает систематическую, целенаправленную и активную самостоятельную работу бакалавров по изучению рекомендованных законодательных и иных нормативных правовых актов, а также специальной литературы.
Результаты обучения (знания, умения, опыт, компетенции):
В соответствии с кодами ФГОС ВПО И ООП ВПО после изучения данной дисциплины студент должен обладать следующей общекультурной компетенцией (ОК):
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2)
профессиональные компетенциив экспертно-консультационной деятельности:
способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).
Код компетенции | Формулировка компетенции |
(ОК-2) | способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста |
Знать | – законодательство Российской Федерации о судебной экспертизе и судебно-экспертной деятельности; – классификацию различных видов судебных экспертиз; – особенности методов судебно-экспертного исследования и судебно-экспертных методик; |
Уметь | – обосновывать и оценивать заключение судебного эксперта; – выявлять и анализировать экспертные ошибки, определять меры по их устранению; |
Владеть | – информационно-поисковыми системами обеспечения судебно-экспертной деятельности; |
Код компетенции | Формулировка компетенции |
(ПК-15) | способен толковать различные правовые акты |
Знать | – законодательство Российской Федерации о судебной экспертизе и судебно-экспертной деятельности; – классификацию различных видов судебных экспертиз; |
Уметь | – обосновывать и оценивать заключение судебного эксперта; – выявлять и анализировать экспертные ошибки, определять меры по их устранению; |
Владеть | – информационно-поисковыми системами обеспечения судебно-экспертной деятельности; |
Код компетенции | Формулировка компетенции |
(ПК-16) | способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности |
Знать | – понятие, сущность и отличие судебной экспертизы от экспертизы, судебно-экспертной деятельности от исследования специалиста; – систему и функции судебно-экспертных учреждений Российской Федерации; – концептуальные основы теории судебной экспертизы и частные судебно-экспертные теории; – особенности процессуального статуса и компетенции судебного эксперта и специалиста; – особенности назначения судебных экспертиз в уголовном, гражданском, арбитражном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях. |
Уметь | – обосновывать и оценивать заключение судебного эксперта; – выявлять и анализировать экспертные ошибки, определять меры по их устранению; – использовать помощь специалистов для определения объектов для конкретной экспертизы, постановки вопросов эксперту и разъяснения профессиональной терминологии; – аккумулировать в процессе обучения полученные знания по данной дисциплине и другим смежным дисциплинам |
Владеть | – разрушающими и неразрушающими методами судебно-экспертного исследования, обеспечивать их проведение; – информационно-поисковыми системами обеспечения судебно-экспертной деятельности; – видами экспертной профилактики;; |
Опыт деятельности | – применения справочно-вспомогательных учетов, иных баз данных как источников информации в судебно-экспертной деятельности; – составления и анализа постановления о назначении судебной экспертизы; – составления и анализа структуры и содержания заключения судебного эксперта. |
Содержание и структура дисциплины (модуля)
Таблица 3. «Разделы дисциплины, изучаемые 4 курс 7 семестр ОФО»
№ разде- ла | Наименование Разделов | Количество часов | |||||
Всего | Аудиторная работа | Самосто-ятельная Работа | |||||
Л | ПЗ | ЛР | КСР | ||||
Специальные знания и основные формы их использования в судопроизводстве. История становления и развития института судебной экспертизы | − | – | – | ||||
Концептуальные основы теории судебной экспертизы. Частные судебно-экспертные теории | – | – | |||||
Понятие судебной экспертизы, ее предмет, задачи и объекты. Методология судебной экспертизы. Классификация судебных экспертиз | – | – | |||||
Процессуальный статус и компетенция судебного эксперта. Заключение судебного эксперта, его оценка и использование правоприменителем. Допрос эксперта. Психологические основы деятельности судебного эксперта | – | – | |||||
Система и функции судебно-экспертных учреждений России. Руководитель судебно-экспертного учреждения, его функции и полномочия | – | – | |||||
Особенности назначения судебных экспертиз в гражданском, арбитражном, уголовном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях | – | – | |||||
Процесс экспертного исследования и его стадии | – | – | |||||
Основы информатизации и компьютеризации судебно-экспертной деятельности. Профилактическая деятельность судебного эксперта | – | – | – | ||||
Экспертизы рукописей и документов (почерковедческая, автороведческая, технико-криминалистическая экспертиза документов) | – | ||||||
Трасологические экспертизы, судебно-баллистическая экспертиза, взрывотехническая экспертиза | – | – | |||||
Фоноскопическая, одорологическая, компьютерно-техническая экспертизы | – | – | |||||
Экзамен | – | – | – | – | – | ||
Итого: | – | ||||||
Всего: | – |
«Разделы дисциплины, изучаемые 4 курс 7 семестр ЗФО»
№ разде- ла | Наименование разделов | Количество часов | ||||
Всего | Аудиторная работа | Самосто-ятельная работа | ||||
Л | ПЗ | ЛР | ||||
Специальные знания и основные формы их использования в судопроизводстве. История становления и развития института судебной экспертизы | – | − | – | |||
Концептуальные основы теории судебной экспертизы. Частные судебно-экспертные теории | − | – | ||||
Понятие судебной экспертизы, ее предмет, задачи и объекты. Методология судебной экспертизы. Классификация судебных экспертиз | – | |||||
Процессуальный статус и компетенция судебного эксперта. Заключение судебного эксперта, его оценка и использование правоприменителем. Допрос эксперта. Психологические основы деятельности судебного эксперта | – | |||||
Система и функции судебно-экспертных учреждений России. Руководитель судебно-экспертного учреждения, его функции и полномочия | – | − | – | |||
Особенности назначения судебных экспертиз в гражданском, арбитражном, уголовном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях | – | |||||
Процесс экспертного исследования и его стадии | – | – | – | |||
Основы информатизации и компьютеризации судебно-экспертной деятельности. Профилактическая деятельность судебного эксперта | – | – | – | |||
Экспертизы рукописей и документов (почерковедческая, автороведческая, технико-криминалистическая экспертиза документов) | – | – | ||||
Трасологические экспертизы, судебно-баллистическая экспертиза, взрывотехническая экспертиза | – | – | ||||
Фоноскопическая, одорологическая, компьютерно-техническая экспертизы | – | – | – | |||
Экзамен | – | – | – | – | ||
Итого: | – | |||||
Всего: | – |
Курсовые проекты или работы: не предусмотрены
Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях:
· информационно-коммуникационные технологии;
· исследовательские методы в обучении;
· разбор конкретных ситуаций;
· деловая игра;
· проблемное обучение.
В учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий: исследовательские методы, метод поиска быстрых решений в группе, мозговой штурм.
Вид аттестации: экзамен
Основная литература
1. Судебные экспертизы в гражданском судопроизводстве: организация и практика: научно-практическое пособие / под ред. Е.Р. Россинской. М.: Юрайт, 2011 (с табл.). (Настольная книга специалиста).
2. Аверьянова Т.В., Статкус В. Практическое руководство по производству судебных экспертиз для экспертов и специалистов. М.: Юрайт, 2015.
3. Агафонов В.В., Филиппов А.Г. Криминалистика: базовый курс учебник для вузов. М., 2015 / Электронная библиотека «Лань». http://e.lanbook.com/books/
4. Зинин А.М. Участие специалиста в процессуальных действиях. М.: Проспект, 2015
5. Криминалистика: учебник / Под ред. Л. Драпкина. М.: Юрайт, 2014.
6. Муженская Н. Экспертиза в российском законодательстве. Руководство-справочник для следователя, дознавателя, судьи. М., 2015.
7. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза. Типичные ошибки. М.: Проспект, 2014. / Электронная библиотека «Лань». http://e.lanbook.com/books/
8. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Судебная экспертиза. Сборник документов. М: Проспект, 2015.
9. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном и административном процессах. М: Проспект, 2014. / Электронная библиотека «Лань» http://e.lanbook.com/books/
10. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник для вузов. М., 2011. / Электронная библиотека «Лань» http://e.lanbook.com/books/
Автор к. ю. н., доцент Л.А. Лях