Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины. педагогических специальностей
ПРОГРАММА
Дисциплины ПСИХОЛОГИЯ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
(СИЛЛАБУС)
Для студентов
педагогических специальностей
Кокшетау
Рабочая учебная программа составлена к.п.н., доцентом Мурзиной С.А. в соответствии с ГОСО педагогических специальностей.
Утверждена на заседании кафедры
«28» августа 2013 г. / Протокол № 1/
Заведующий кафедрой ________________________Мурзина С.А.
Одобрено учебно-методической комиссией естественно-педагогического факультета
«07» сентября 2013 г. / Протокол № 1 /
Председатель учебно-методической комиссии ________________
Данные о преподавателе
Мурзина Сауле Ашотовна, к.п.н., доцент, зав. каф. Педагогики,психологии и социальной работы,
Главный корпус, ауд. № 603,601 тел. кафедры 40-21-99.
3. Данные о дисциплине:Название ПСИХОЛОГИЯ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА место проведения: по расписанию
выписка из учебного плана
курс | семестр | Кол-во кредитов | Лекции, в часах | Практ., семинарск. занятия, в часах | Лаборат. занятия, в часах | СРСП в часах | СРС в часах | Всего в часах | Форма контроля |
- | экзамен |
4. Пререквизиты дисциплиныдля освоения изучаемой дисциплины студент должен владеть определенными знаниями из области анатомии, истории, введения в педагогическую профессию. А также:
- владеть современными навыками познавательной деятельности.
Постреквизиты дисциплины:непрерывная педагогическая практика, профессиональная практика, методика преподавания специальных дисциплин; педагогика.
5. Описание дисциплины:Психология и развитие человека является одной из важнейших базовых дисциплин психолого-педагогического цикла в системе профессиональной подготовки будущих учителей.
Курс Психология и развитие человекаявляется базовым началом, развивающим психологическое мировоззрение будущих педагогов. Данный курс включает в себя не только основные психологические понятия, но и формирует у студентов психологическое мышление через изучение развития психических структур.
Цели дисциплины:формирование научно-теоретического мировоззрения по фундаментальным психологическим понятиям; формирование базовых психологических компетенций.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- фундаментальные психологические понятия и определения,
- психологические механизмы и закономерности развития личности,
- психологические особенности личности на различных возрастных этапах,
- особенности деятельности на различных возрастных этапах,
- основные психологические теории развития;
должен уметь:
- понимать суть и содержание основных психологических понятий и определений,
- оперировать основными категориями дисциплины,
- адекватно применять полученные знания на практике,
- использовать психологические методы исследования.
План занятий
Учебно-тематический план аудиторных занятий
№ | Содержание (тема и вопросы) | Лекции в часах | Практ., семин., занятия в часах | Ссылки на учебную и методическую литературу |
I | Введение в дисциплину. | |||
Предмет психологии и психологии развития, цели и задачи. Принципы психологии. Основные закономерности развития психики в онтогенезе. Методы исследования. Актуальные проблемы психологии и психологии развития. | ||||
Психика и сознание. Структура психики. Рефлекторная природа психики как свойства нервной системы. Психика как продукт и фактор эволюционного процесса. Структура сознания и его основные психологические характеристики. Взаимодействие сознания и бессознательного. | ||||
II | Психология личности | |||
Понятие личности. Индивид, личность, субъект и индивидуальность. Определение понятия «личность», её феномены. Взаимодействие биологических и социальных факторов в развитии личности. | ||||
Структура личности. Параметры личности: устойчивость, единство и активность. Направленность личности и её структура. Механизмы развития личности: идентификация и обособление. | ||||
Теории развития личности. Основные исторические периоды в изучении личности. Теория культурно-исторической развития психики Л.С. Выготского. Современные тенденции в исследованиях развития личности. | ПК-1 | |||
III | Деятельность и общение | |||
Понятие о деятельности. Структура деятельности человека. Виды деятельности в разные возрастные периоды. С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев о деятельной природе психики. Развитие представлений об орудийной природе психических процессов в работах А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, П.И. Зинченко и др. психологов. | ||||
Социально-психологические феномены. Виды общения. Структура общения. Особенности общения в разные возрастные периоды. Группа как условие психического развития личности. Виды групп. Динамика групповых взаимоотношений. Группа и коллектив. | ||||
IV | Психические познавательные процессы и их развитие | |||
Основные сенсорные и перцептивные процессы и их развитие. Ощущение и восприятие: виды, свойства. Внимание. Подходы к сенсорно-перцептивному развитию. | ||||
Память и её развитие. Функции, виды, индивидуально-типологические особенности. Теории памяти. | ||||
Мышление и речь. Виды и уровни мышления. Структура мышления. Интеллект и его развитие. Теории когнитивного развития (Ж.Пиаже, Л.С. Выготского). Речь, виды, развитие речи. | ПК-2 | |||
Воображение. Виды воображения. Роль в развитии творческой личности. | ||||
V | Эмоционально-волевая сфера и развитие личности | |||
Чувства и эмоции. Характеристика чувств и эмоциональных состояний человека. Виды чувств и эмоций человека. Высшие чувства личности. Эмоциональное развитие. | ||||
Воля. Характеристика воли и волевых процессов. Волевой акт. Развитие волевых качеств личности. Воля и поведение человека. Свобода воли и личностная ответственность. | ||||
VI | Индивидуально-типологические свойства личности | |||
Темперамент. Физиологическая основа темперамента. Типы темперамента. Роль темперамента в развитии личности. | ||||
Характер. Роль наследственных и социальных факторов в формировании характера. Классификация свойств характера. Акцентуации характера. | ||||
Способности. Характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности. Развитие способностей. | ПК-3 | |||
Всего |
Учебно-тематический план СРСП
Учебно-тематический план СРСП
№ | Темы СРСП | СРСП в часах | Ссылки на учебную и методическую литературу | Другие источники (сайты, электр.учебники) |
Введение в психологию. | 4, 25, 26, 27, 28, 94 | |||
Ощущение и восприятие | ||||
Память | 49, 93 | |||
Мышление и речь | ПК-1 | 43 – 48, 95 | ||
Внимание | ||||
Воображение | ||||
Деятельность | 2, 110 | |||
Общение Психология группы | ПК-2 | 31, 32, 33, 97, 111 | ||
Личность | 36, 37, 62, 125 | |||
Чувства и эмоции Воля | 1, 67, 96 | |||
Темперамент Характер Способности | 60, 119 3, 90 | |||
Периодизация психического развития. | ПК-3 | |||
Всего |
Задания по темам СРСП
Задания по темам СРСП
Уважаемые студенты, при выполнении заданий не забывайте указывать: автора и название использованного вами источника.
СРСП № 1, 2 ТЕМА: Введение в психологию. (2 ч.)
1. Перечислите и дайте краткую характеристику основных методов исследования психологии.
2. Решение тестов.
СРСП № 3,4ТЕМА: Ощущение и восприятие. (2 ч.)
1. Приведите примеры основных свойств ощущений и закономерностей восприятия.
2. Решение тестов и задач.
СРСП № 5,6 ТЕМА: Память (2 ч.)
4. Приведите примеры индивидуально-типологических особенностей памяти.
2. Решение тестов.
СРСП № 7, 8ТЕМА: Мышление и речь (2 ч.)
1. Работа с диагностическими методиками (интеллектуальные тесты Векслера, Айзенка и др. Школьный тест умственного развития К. М. Гуревича)
СРСП № 9, 10ТЕМА: Внимание (2 ч.)
1. Корректурная проба.
2. Практическая работа с таблицами Шульте
ПК-1
СРСП № 11, 12ТЕМА: Воображение (2 ч.)
1. Приведите примеры образов, созданных с помощью агглютинации, типизации, гиперболизации и др. способов.
2. Работа с диагностическими методиками.
СРСП № 13, 14ТЕМА: Деятельность (2 часа).
1. Выявите преобладающие мотивы учебной деятельности студентов.
2. Решение тестов и задач
СРСП № 15, 16 ТЕМА: Общение. Психология группы (2 часа)
1. Подготовьте краткие рекомендации по проведению социометрического исследования в группе: цель, требования к проведению, вопросы.
2. Проведение социометрического исследования.
СРСП № 17, 18ТЕМА: Личность (2 ч.)
1. Опишите структуру личности с точки зрения психоанализа, бихевиоризма, теории деятельности, гуманистической теории.
2. Терминологический диктант.
ПК-2
СРСП № 19, 20ТЕМА: Чувства и эмоции (2 ч.)
1. Составьте рекомендации учителю по саморегуляции и профилактике стрессовых состояний
СРСП № 21, 22 ТЕМА: Воля (2 ч.)
1. Решение и составление тестов по теме.
СРСП № 23, 24ТЕМА: Темперамент (2 ч.)
1. Определите свой тип темперамента с помощью диагностических методик (тест Айзенка).
2. Опишите слабые и сильные стороны Вашего типа темперамента.
СРСП № 25, 26 ТЕМА: Характер (2 часа)
1. С помощью опросника Шмишека-Леонгарда выявите тип акцентуации.
СРСП № 27, 28ТЕМА: Способности (2 часа)
1. Подберите диагностические методики для выявления различных способностей.
2. Опишите общие и специальные педагогические способности.
СРСП № 29,30ТЕМА: Периодизация психического развития (2 часа)
1. Дайте краткую характеристику возрастных периодов школьника: младший школьник, подросток, старшеклассник.
Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
№ п/п | Учебники, учебные пособия | Язык источника | Автор, год издания | Количество экзем-в | Элек-трон-ные вер-сии | |
В биб-ке | На каф-ре | |||||
1. | Психология эмоциональных явлений | русс | Вилюнас В.К. М.: 1976-143с | |||
2. | Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ | русс | Волков А.М. М.: 1987-215с | |||
3. | Вопросы психологии способностей | русс | Сборник статей под.ред. В.А.Крутецкого М.: педагогика, 1973-216с.. | |||
4. | Введение в психологию | русс | Гальперин А.Я.,М.: 1976-150с. | |||
5. | Экспериментальное формирование внимания | русс | ГальперинА.Я., Кобыльницкая С.Л. М.: МГУ, 1974-102с. | |||
6. | Психология | русс | Гуревич П.С., М.: Экология, 1999-304с. | |||
7. | Психология | русс | Джемс Уильям М.: Педагогика 1991-367с. | |||
8. | Психология | русс | Джемс Уильям М.: Педагогика 1995-368с. | |||
9. | Психология | русс | Дубровина И.В. М.: Академия 1999-464с. | |||
10. | Психические явления и мозг | русс | Дубровский Д.И. М.: Наука 1971-386с. | |||
11. | Общая психология | русс | Иванов П.И.Уч.кос.для студ.унив. Ташкент 1967-544с | |||
12. | Психология | русс | КазаковВ.Г.,КондратьеваЛ.Л.М.:Высш.школа.-1989-383с. | |||
13. | Общая психология. Общеобразовательный курс | русс | Климов Е.А.,М.: 1999-511с. | |||
14. | Хрестоматия по психологии | русс | Мироненко В.В.М.: просв-е 1997-527с. | |||
15. | История советской психологии | русс | Петровский А.В. М.:просв-е, 1967-367с. | |||
17. | Краткий словарь системы психологических понятий | русс | Платонов К.К. М.: Высшая школа, 1981-175с. | |||
18. | Психология | русс | Крутецкий В.А. М.:просв-е, 1980-352с. | |||
19. | Общая психология | русс | Рогов Е.И., М.: Владос, 2001-448с. | |||
20. | Основы общей психологии | русс | Рубинштейн С.Л. СПБ.Питер 2001-720с. | + | Каф. | |
21. | Психология | русс | Л.С. Выготский, 2002 | |||
22. | Основы общей психологии | русс | С.Л. Рубинштейн | + | Каф. | |
23. | Основы психологии | русс | Л.Д. Столяренко, 2003 | |||
24. | Психология | русс | А.А. Крылов, 2005 | |||
25. | История психологии | русс | Ждан А. Н, 1990 | |||
26. | Хрестоматия по психологии | русс | Петровский А.В, 1987 | |||
27. | История психологии | русс | Лучинин А.С, 2005 | |||
28. | История психологии | русс | Морозов А.В, 2003 | |||
29. | Психология | русс | Е.И. Рогов, 2005 | |||
30. | Социальная психология | русс | В.В. Новиков, 2003 | |||
31. | Социальная психология | русс | А.Л.Свенцицкий, 2003 | |||
32. | Социальная психология | русс | Н.И. Семечкин, 2004 | |||
33. | Психологический словарь-справочник | русс | Дьяченко М.И., 2000 | |||
34. | Психологический словарь-справочник | русс | М.И. Дьяченко, 2001 | |||
35. | Краткий словарь системы психологических знаний | русс | Платонов К.К., 1981. | |||
36. | Психология личности | Аверин В.А., 2001 | ||||
37. | Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды | русс | Под.ред.А.А.Бодалева М.,Педагогика, 1980 | |||
38. | Избранные психологические труды | русс | Ананьев Б.Г., М., | |||
39. | Психологическое тестирование | русс | М., Педагогика, 1982 | |||
40. | Психологическое тестирование | русс | Педагогика, 1980 Анестези А. М., Педагогика, 1980 | |||
41. | Личность и ее формирование в детском возрасте | русс | Божович Л.И., М.,Просвещение, 1968 | |||
42. | Социально-психологический климат коллектива и личность | русс | Бойко В.В. М., Мысль, 1983 | |||
43. | Культурно-историческая теория мышления | русс | Брушлинский А.В. М., Высшая школа, 1968 | |||
44. | Мышление и общение | русс | Брушлинский А.В. М., Минск унив-ое, 1990 | |||
45. | Психология мышления, кибернетика | русс | Брушлинский А.В. М., М. Мысль, 1970 | |||
46. | Эмоции и мышление | русс | Васильев И.А., М., Изд.МГУ, 1980 | |||
47. | Психология переживания | русс | Василюк Ф.Е. М., Изд.МГУ, 1984 | |||
48. | Моделирование элементов мышления | русс | Веденов А.А. М., Наука, 1988 | |||
49. | Память человека | русс | Вейн А.М., М., Наука, 1973 | |||
50. | Собрание соч.в 6 т в 6 т Т.6. | русс | Выготский Л.С., М., Педагогика, 1984 | |||
51. | Психология | русс | Выготский Л.С., М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 1008с. | |||
52. | /-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/- Т.2. | русс | Выготский Л.С. | |||
53. | /-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/- Т.3. | русс | Выготский Л.С. | |||
54. | Избранные психологические исследования | русс | Выготский Л.С. М., Изд.АН СССР, 1956 | |||
55. | Избранные психологические исследования | русс | Выготский Л.С.М., Изд.АН СССР, 1956 | |||
56. | Развитие высших психических функций | русс | Выготский Л.С., М., АПНРСФСР, 1960 | |||
57. | Введение в общую психологию | русс | Гиппенрейтер Ю.Б. М.ЧарО «Юрайт», 2000 | |||
58. | Восприятие и модели памяти | русс | Грановская Р.М., Наука, 1974 | |||
59. | Введение в психологию | русс | Гримак Л.П.М., политиздат, 1987 | |||
60. | Психология характера | Русс | Левитов Н.Д.М., Просвещение, 1969 | |||
61. | О психологических состояниях человека | Русс | Левитов Н.Д.М., Просвещение, 1964 | |||
62. | Очерк интегрального исследования индивидуальности | Русс | Мерлин В.С., М., Педагогика, 1986 | |||
63. | Очерк теории темперамента | Русс | Мерлин В.С. М., Просвещение, 1964 | |||
64. | Психология: Учебник для студ. высш. учеб.завед. в 3-х КН1 | Русс | Немов Р.С., М., Владивосток, 1997 | |||
65. | Психология: Учебник для студ. высш.учеб.завед. в 3-х КН2 | Русс | Немов Р.С., М., Владивосток, 1997 | |||
66. | Психология: Учебник для студ. высш.учеб.завед. в 3-х КН3 | Русс | Немов Р.С., М., Владивосток, 1998 | |||
67. | Состояния нервно-психологического напряжения | Русс | Немчин Г.А., Л., ЛГУ, 1983 | |||
68. | Новые исследования в психологии | Русс | М., Педагогика, 1984 | |||
69. | Новые исследования в психологии: Сборник статей Вып. 1 | Русс | М., Педагогика, 1982 | |||
70. | Новые исследования в психологии | Русс | М.,Педагогика, 1982 | |||
71. | Новые исследования в психологии: Сборник статей. | Русс | М.,Педагогика, 1975 | |||
72. | Новые исследования в психологии 1(9) | Русс | М.,Педагогика, 1974 | |||
73. | Новые исследования в психологии 2(10) | Русс | М.,Педагогика, 1974 | |||
74. | Новые исследования в психологии: Сборник статей. | Русс | М., Педагогика, 1980 | |||
75. | Новые исследования в психологии 2(29) | Русс | М.,Педагогика, 1983 | |||
76. | Новые исследования в психологии 3(11) | Русс | М.,Педагогика, 1974 | |||
77. | Новые исследования в психологии | русс | М.,Педагогика, 1971 | |||
78. | Общая психология | Русс | М., Просвещение, 1986 Отв.ред.Петровский | |||
79. | Общая психология | Русс | М., Просвещение, 1986 Отв.ред.Богославский | |||
80. | Общая психология | Русс | Алматы Мектеп, 1980 | |||
81. | Общая психология | Русс | М., Просвещение, 1977 Под.ред.Петровского | |||
82. | Общая психология | Русс | М., Просвещение, 1973 Под.ред.Богославского | |||
83. | Общая психология | русс | М., Просвещение, 1970 | |||
84. | Общая психология | Русс | Алматы Мектеп, 1980 | |||
85. | Задачи и упражнения по развитию творч.фантазии | Русс | Падалко А.Е., М., Просвещение, 1985 | |||
86. | Практикум по общей психологии | Русс | Под.ред.Щербакова М., Просвещение, 1990 | |||
87. | Практикум по общей психологии | Русс | М., Просвещение, 1979 | |||
88. | Практикум по общей психологии | Русс | М., Изд. МГУ, 1972 | |||
89. | Проблемы общей психологии | Русс | М., Мысль, 1965 | |||
90. | Проблемы оценки способностей | Русс | М., Смоленск, 1978 | |||
91. | Психология: словарь | Русс | М., Политиздат, 1990 | |||
92. | Психология. Тематический сборник науч.статей | Русс | Алма-Ата, 1972 | |||
93. | Психология запоминания | Русс | Смирнов А.А., М., Учпедизд, 1948 | |||
94. | Очерки истории психологических воззрений в России | Русс | М., 1963 | |||
95. | Психология сознания и речи | Русс | Пятигорск, 1974 | |||
96. | Психология эмоций | Русс | М., МГУ, 1984 | |||
97. | Психология индивида и группы | Русс | Роббер М., М., Прогресс, 1988 | |||
98. | Развитие ребенка от рождения до 17 лет | Русс | Роберт Кайл, СПб, 2007 | |||
99. | Возрастная психология. Феноменология развития | Русс | Мухина В.С. – М, 2007 | |||
100. | Теории личности | Русс | Хьелл Л., Зиглер Д.,СПб.,1997 | |||
101. | Педагогическая психология | Русс | Столяренко Л.Д.– Р-н-Д.,2003. | |||
102. | Психология | Русс | под ред. А.А. Крылова., М.,2000. | |||
103. | Акцентуированные личности | Русс | Леонгард К., Р-н-Д., 2000. | |||
104. | Социальная психология | Русс. | Андреева Г.М., М.,2001. | |||
105. | Мотивация и мотивы | Русс | Ильин Е.П.. – СПб., 2003. | |||
106. | Основы культуры профессионального общения. Учебно-методическое пособие | Русс | Акымбекова С.А.. – Кокшетау, 2006 |
Дополнительная литература
107. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.,2001.
108. Машков В.Н. Введение в психологию человека: уч.пособие. - СПб.,2003
109. Леонтьев А.Н. Личность, сознание, деятельность. - М., 1975.
110. Бодалев А.А Восприятие и понимание человека человеком. - М, 1982.
112. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: уч. пособие: В 2 кн. – М.,2002.
113. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 2002.
114. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2001.
115. Дерюгина Г.Н., Мурзина С.А., Воронова Р.М. Психология. – Кокшетау, 2010.
План занятий в рамках самостоятельной работы студентов
№ недели выдачи задания | Темы занятия | Задание СРС | Рекомендуемая литература | Форма контроля на СРСП | № недели срока сдачи | |
№ источника | стр., § или глава | |||||
Введение в метод проекта: цели, задачи, возможные результаты | Изучение содержания курса по силлабусу, выбор темы проекта | Подготовленные варианты тем. Участие в обсуждении | 1-я неделя (4 часа) | |||
Подготовитель-ный этап: тема проекта | Формулирование вопроса, на который хотелось бы попытаться получить ответ. Формулирование гипотезы, т.е. предположения об ответе на вопрос Определение целей (подтверждение или опровержение гипотезы) и задач (путей достижения цели). | Письменная формулировка проблемы, гипотезы, целей и задач | 2-я неделя (4 часа) | |||
Методология проекта | Поиск и сбор информации. Изучение специальной литературы по теме проекта | Список подобранной литературы | 3-я неделя (4 часа) | |||
Поисковый этап | Конспект основных положений выбранной теории | Проверка конспекта | 4-я неделя (4 часа) | |||
Методы исследования | Составление или подбор методик | Проверка подготовленных методик | 5-я неделя (4 часа) ПК-1 | |||
Сбор эмпирического материала | Проведение опроса или другой методики | Проверка эмпирического материала | 6-я неделя (4 часа) | |||
Сбор эмпирического материала | Проведение опроса или другой методики | Конспект первоисточников | 7-я неделя (4 часа) | |||
Анализ результатов эмпирических данных | Статистическая обработка (подсчет, оценка) полученных данных | Проверка первичных материалов статистической обработки | 8-я неделя (4 часа) | |||
Интерпретация полученных данных | Оценка полученных статистических данных | Индивидуальный письменный отчет | 9-я неделя (4 часа) | |||
Интерпретация полученных данных | Оценка полученных статистических данных в контексте гипотезы | Групповой письменный отчет | 10-я неделя (4 часа) ПК-2 | |||
Теоретическое обоснование | Составление глоссария из рабочих понятий выбранной теории по теме проекта. | Проверка глоссария | 11-я неделя (4 часа) | |||
Теоретическое обоснование | Написание теоретического обоснования: объяснения с помощью теории полученных эмпирических материалов. | Письменный ответ на СРСП № 12 | 12-я неделя (4 часа) | |||
Заключение. Перспективы дальнейшего исследования проблемы | Подготовка письменных практических и теоретических выводов исследования по вопросам СРСП № 13 | Проверка тетради | 13-неделя (4 часа) | |||
Защита исследовательского проекта | Оформление проекта, подготовка презентации | Защита проекта | 14-я неделя (4 часа) | |||
Защита исследовательского проекта | Оформление проекта, подготовка презентации | Защита проекта | 15-я неделя (4 часа) ПК-3 |
Информация по оценке
Текущий контроль осуществляется на практических занятиях, через проверку качества и своевременности выполнения заданий СРСП и СРС. Промежуточный контроль осуществляется 2 раза в семестр,включает компьютерное тестирование по пройденным темам. Итоговый контрольпроходит во время экзаменационной сессии и включает устный ответ на вопросы экзаменационного билета или компьютерное тестирование в системе «Платон».