Анализ различий в ценностных ориентациях, отношении к профессии и профессиональных интересах у студентов-психологов на начальных и завершающих этапах обучения
Результаты контент-анализа ответов респондентов на вопросы интервью позволили выявить некоторые различия в ценностных ориентациях, отношениях к профессии и профессиональных интересах.
Все высказывания респондентов были сфокусированы и представлены в виде выделенных категорий по каждому из блоков интервью в таблице 4.
Таблица 4.
Блок №1 «Ценности» | Блок №2 «Отношения к профессии» | Блок№3 «Интересы» | Блок №4 «О самоопределении в Вузе» |
-профессиональная самореализация -личностный рост -качества, направленные на себя -качества, направленные на других -материальный успех -оказание помощи другим | -реализация себя -возможность помогать другим -создание нового (творчество в профессии) -перспективы в работе психологом -перспективы вне психологической деятельности | -межличностные отношения -профессиональная самореализация -здоровье -семья -личностный рост -общение -результат -удовольствие -качества, направленные на себя -качества, направленные на других | -практика -профориентация -супервизии -доступ к материалам, исследованиям, литературе -волонтерская работа |
Таблица 5.
Результаты контент-анализа интервью | ||||
Категории Группы è ê | 1курс Рига | 1 курс СПб | 4 курс Рига | 4 курс СПб |
Профессиональная самореализация | ||||
Личностный Рост | ||||
Материальный успех | ||||
Желание оказывать помощь | ||||
Качества, направленные на себя | ||||
Качества, направленные на других | ||||
Творчество | ||||
Перспективы в работе психологом | ||||
Практика | ||||
Супервизии | ||||
Волонтерство | ||||
Доступ к литературе |
В данной таблице отображены результаты контент-анализа ответов респондентов на вопросы интервью. Анализ ответов на вопросы интервью показал некоторые различия в особенностях профессионального самоопределения у студентов-психологов из Риги и Санкт-Петербурга на начальных и завершающих этапах обучения. В ответах студентов первого курса из Риги чаще встречаются такие категории, как личностный рост (9 респондентов), желание оказывать помощь (8 респондентов), качества, направленные на других (7 респондентов), перспективы в работе психологом (7 респондентов) и профессиональная самореализация (7 респондентов).
В ответах студентов первого курса из Санкт-Петербурга чаще встречаются категории профессиональная самореализация (9 респондентов), желание оказывать помощь (9 респондентов), качества, направленные на себя (9 респондентов), творчество (9 респондентов) и перспективы в работе психологом (8 респондентов).
Как видно из таблицы, категория профессиональная самореализация чаще встречается у студентов из Санкт-Петербурга, а категория личностный рост чаще встречается у студентов из Риги. Кроме того, есть также различие по категории материальный успех. Она встречается у трёх первокурсников из Риги, и у пяти первокурсников из Санкт-Петербурга. Можно предположить, что студенты из Санкт-Петербурга рассматривают профессию психолога, как основной вид деятельности и источник заработка, а студенты из Риги рассматривают профессию психолога, как хобби, саморазвитие, дополнение к своему основному виду деятельности.
В ответах студентов четвёртого курса из Риги чаще встречаются такие категории, как личностный рост (9 респондентов), желание оказывать помощь (10 респондентов), качества, направленные на других (10 респондентов), творчество (10 респондентов), перспективы в работе психологом (9 респондентов), практика (8 респондентов), профессиональная самореализация (7 респондентов).
В ответах студентов четвёртого курса из Санкт-Петербурга чаще встречаются такие категории, как профессиональная самореализация (9 респондентов), желание оказывать помощь (8 респондентов), творчество (9 респондентов), качества, направленные на себя (7 респондентов).
На четвёртом курсе у студентов из Санкт-Петербурга реже, чем у студентов из Риги встречается категория перспективы в работе психологом. В то же время, студенты из Санкт-Петербурга чаще оценивают профессию психолога, как эффективную с материальной точки зрения, и чаще выделяют категорию профессиональная самореализация. Можно предположить, что данное различие связано с мотивацией студентов. Рижане продолжают видеть перспективы и на четвёртом курсе, т.к. перед ними не стоит задача перейти с учебной на трудовую деятельность, для них психология является дополнением к основному виду деятельности. Студенты из Санкт-Петербурга перестают видеть перспективы в связи с опасениями перед неопределенностью профессионального будущего. Актуализируются их страхи, неуверенность, т.к. для них профессия психолога является приоритетной.
Пожелания студентов в отношении помощи в их профессиональном самоопределении не имеют значимых различий в Санкт-Петербурге и Риге. Основной потребностью студентов в отношении помощи в их профессиональном самоопределении является потребность в практике, супервизиях, возможность работать под руководством наставника.