Привязанность как импринтинг
Боулби считал, что привязанность развивается аналогично импринтингу у животных. Импринтинг, по Боулби, — это процесс, посредством которого живые существа усваивают стимулы, инициирующие их социальные инстинкты.
Данный процесс можно наблюдать и у людей, хотя он развивается намного медленнее. В течение первых недель жизни малыши не могут активно следовать за объектами, перемещаясь с места на место, но они направляют на людей социальные реакции. Они улыбаются, лепечут, цепляются, плачут и т. д. — все это помогает удерживать людей рядом. Сначала малыши направляют эти реакции на любого человека. Однако к 6-месячному возрасту они сужают свою привязанность до нескольких людей, и одного в особенности. Они хотят, чтобы рядом был именно этот человек. На данном этапе они начинают бояться незнакомцев и, научившись ползать, следуют за своим основным объектом привязанности всякий раз, когда тот удаляется. Тем самым у них вырабатывается импринтинг на определенного человека; именно он инициирует следование.
На примере интернатской депривации в детских домах Боулби показал, что, вследствие отсутствия импринтов привязанности и любви в соответствующий период (до 8 – 9 месяцев), формируются импринты «отчужденности» часто с необратимыми эффектами на всю жизнь — неспособностью многих детей, воспитывавшихся в детских домах, установить в дальнейшей жизни глубокие отношения привязанности. Он называл этих индивидуумов “личностями, лишенными любви”; такие индивидуумы используют людей только в собственных интересах и кажутся не способными завязать с другим человеком любящие, продолжительные отношения (Bowlby, 1953). Возможно, эти люди в детстве были лишены возможности выработать импринтинг на какую-либо человеческую фигуру — установить отношения любви с другим человеком. Поскольку у них не развилась способность к близким связям в течение нормального раннего периода, во взрослой жизни их отношения остаются поверхностными.
С. Грофф. Трансперсональная психология.
С. Грофф, обнаружив параллели между определенными типами СКО и клиническими стадиями прохождения родов, предположил, что в различные периоды внутриутробного развития и родов может присутствовать различная степень импринтной уязвимости и открытости для формирования импринтов.
В итоге появилась модель четырех типов основных матриц переживаний ранкианского (от имени психиатра Отто Ранка, впервые подчеркнувшего в своей книге «Травма рождения», 1927 г. основополагающее значение перинатальных переживаний) уровня — Базовые Перинатальные Матрицы (БПМ-I – IV).
Базовые перинатальные матрицы служат гипотетическими динамическими управляющими системами, функционирующими на ранкианском уровне бессознательного подобно тому, как СКО действуют на фрейдовском психодинамическом уровне. Они имеют свое собственное специфическое содержание, а именно перинатальные явления. Перинатальные матрицы функционируют как организующий принцип для материала других уровней бессознательного, а именно для импринтов и конденсированного вокруг них опыта.
Содержание перинатальных Матриц.
Вот какое содержание переживаний для каждой из перинатальных матриц и их функции в качестве организующих принципов для других типов опыта определяет Грофф:
Перинатальная Матрица I: изначальное единство с матерью (внутриутробное переживание до начала родов), переживание космического единства (С. Грофф «Человек перед лицом смерти»); изначальное состояние внутриутробного существования, когда ребенок и мать образуют символическое единство.Основными чертами, если нет воздействия вредных раздражителей, здесь являются преодоление разделения мира на категории субъект-объект; необычайно мощные позитивные переживания (мира, покоя, безмятежности, блаженства); преодоления пространства и времени, независимости и богатства постижения своего изначального слияния с космосом. Индивид переживает чувство слияния с окружением и единства с воспринимаемыми объектами. Элемент размышления и потребность в рациональном анализе значительно снижаются, и Вселенная становится “тайной, которую следует пережить, а не загадкой, которую нужно разгадать”. Понятно, что активные, внешние физические и химические воздействия на плод в период 1-й матрицы могут создать предпосылки к импринтингу изначального отношения к миру как к враждебному.
Перинатальная Матрица II: антагонизм с матерью (схватки в закрытой матке), космическое всасывание и переживание «отсутствия выхода».Переживание «Космического всасывания» часто относят к самому истоку биологических родов, когда первичное равновесие внутриутробного существования нарушается химическими веществами, сигнализирующими о начале родового процесса, а позднее — и мышечными сокращениями. Оно начинаются со всеобъемлющего чувства нарастающей тревоги и уверенности в существовании непосредственной угрозы жизни. Источник такой приближающейся опасности не может быть ясно идентифицирован, отчего у индивида проявляется тенденция интерпретировать свое непосредственное окружение или весь мир параноидальным образом. Переживание «отсутствия выхода» соотносится с первой клинической стадией процесса родов, когда сокращения матки постепенно захватывают плод, следствием чего является его полная зажатость. На этой стадии шейка матки еще закрыта, и выхода вовне пока нет. Но более часто активизация данной матрицы ведет к довольно характерному переживанию безысходности, или “ада”. Человек ощущает себя запертым в замкнутом мире и испытывает невероятные физические и психологические муки из-за этого. Описываемое переживание характеризуется поразительным затемнением визуального поля и «зловещими» цветами. Подобная ситуация совершенно невыносима и представляется бесконечной и безнадежной: бежать некуда ни во времени, ни в пространстве. Часто возникает ощущение, что даже самоубийство не прекратит ее и не принесет облегчения.Наиболее характерная черта, отличающая данное переживание от следующего, — это настойчивое акцентирование роли жертвы и абсолютной неизменности и вечности любой ситуации.
Перинатальная Матрица III: синергизм с матерью (проталкивание через родовой канал), переживание борьбы смерти и возрождения.
Эта матрица связана со второй клинической стадией родов: продолжаются сокращения матки, однако ее шейка уже широко раскрывается. Наступает период постепенного проталкивания через родовой канал, во время которого плод испытывает сильные механические сдавливания. Он борется за жизнь и часто ощущает острую нехватку воздуха. Но система уже не закрыта, и возникает перспектива прекращения невыносимой ситуации. Усилия и интересы ребенка и матери совпадают. Их совместное интенсивное стремление имеет своей целью прекратить это в основном болезненное состояние. На заключительных стадиях родов плоду приходится непосредственно соприкасаться с различного рода биологическими субстратами: кровью, слизью, околоплодной жидкостью, мочой и даже фекалиями.
Наиболее важной характеристикой этого рисунка переживаний служит атмосфера титанической борьбы, которая зачастую достигает катастрофических размеров.
Здесь положение не представляется безнадежным, а человек не является беспомощным. Он активно участвует в происходящем, испытывая чувство, что переносимые страдания имеют определенный смысл и цель. Кроме того, в данном случае человек не обязательно является беспомощной жертвой. Он наблюдатель, способный настолько отождествляться сразу с обеими сторонами, что едва различает, кто же он — агрессор или жертва.
Перинатальная Матрица IV: отделение от матери (прекращение симбиотического союза с матерью и формирование нового типа отношений), переживание смерти и возрождения.
Данная эмпирическая матрица соответствует третьей клинической стадии родов. Мучительность родовых схваток достигает апогея, продвижение по родовому каналу закончено, и за ним следует мгновенное облегчение и расслабление. С перерезанием пуповины заканчивается процесс физического отделения от матери, и у ребенка начинается новая стадия существования — уже в качестве анатомически независимой личности.
Переживание смерти и возрождения представляет собой окончание и разрешение их борьбы. Страдания и муки достигают высшей точки в ощущении полнейшего уничтожения на всех уровнях: физическом, эмоциональном, интеллектуальном, моральном и трансцендентальном. Обычно такое состояние обозначают, как “смерть эго”. Судя по всему, оно включает в себя мгновенное разрушение всех предшествующих переживанию установок личности. Само переживание полнейшего уничтожения часто сопровождается видениями слепящего белого или золотого света, а также чувством освобождения от гнета и ощущением разлитости. Мир воспринимается как нечто невыразимо прекрасное и сияющее Человек ощущает себя очищенным, омытым и склонен рассуждать об искуплении, спасении и единении с Богом.