Успешная карьера в США вчера и сегодня
3.Организация перемещения кадров: служебные перемещения и их виды.
Средством реализации плана карьеры и продвижения по службе являются подбор персонала, служебные перемещения, т.е. движение относительно той или иной должности, пребывание в которой более 5 лет нецелесообразно из-за консерватизма, потери стратегического видения, обрастания неформальными связями, отсутствия критичности по отношению к себе. Совокупность подбора и перемещений называется расстановкой кадров, т. е. их распределением по структурным подразделениям, должностям в соответствии с требованиями, опытом и деловыми качествами, особенностями трудового коллектива для получения максимального интегрального эффекта. Расстановка обеспечивает назначение на должность наиболее подходящих работников и нахождение людям наиболее подходящего места.
Принципы расстановки кадров:
- максимальное соответствие квалификационного потенциала должностным требованиям;
- обеспечение наиболее подходящего места приложения сил работника;
- предоставление возможности развития;
- индивидуализация вознаграждения и стимулирования.
Функции служебных перемещений:
- наиболее полное использование потенциала работников;
- подготовка к назначению на более высокую должность;
- улучшение работы на главных направлениях деятельности фирмы;
- заполнение вакансий;
- назначение нужного кандидата на нужное место;
- стимулирование деловой активности;
- предоставление работы, более интересной данному лицу;
- освоение работником новой специальности; расширение опыта и проч.
Служебные перемещения улучшают морально-психологический климат, ибо длительное общение руководителей и подчиненных приводит к потере официальности отношений между ними, панибратству, ослаблению дисциплины, а следовательно, к снижению эффективности работы. Особенно важно рационально перемещать молодых специалистов, стимулировать их готовность к решению более ответственных задач, проводить поэтапный отбор кадров в резерв.
Перемещения могут быть межпрофессиональными и междолжностными.
Формы междолжностного перемещения кадров:
1. Назначение на должность при приеме на работу.
2. Перестановка - движение в пределах должностного ранга или эквивалентного уровня.
3. Продвижение - повышение в должности с расширением прав и обязанностей.
Служебное продвижение осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- результативность работы;
- предпочтительность по сравнению с другими (общие способности, потенциальные возможности, соответствие стереотипу, симпатии, имидж);
- компетентность, уровень образования, общего развития;
- усердие, аккуратность, бесконфликтность;
- способность хорошо организовать формальную сторону дела;
- старшинство (вознаграждается умение дождаться своего «звездного часа»);
- умение угодить руководству, преданность ему;
- необходимость избавиться от мешающего сотрудника;
- знакомство, протекция.
Но в целом надо повышать в должности самого подходящего человека, что снижает конфликты.
Продвижение по службе должно увязываться с переподготовкой и повышением квалификации
Интенсивность продвижения определяется следующими обстоятельствами:
- максимально возможная в данной организации точка карьеры и число промежуточных ступеней до нее;
- соотношение числа сотрудников высшего уровня к числу сотрудников данного уровня;
- потенциальная мобильность работников (отношение числа вакансий на вышестоящем уровне в среднем за период к числу лиц на данном уровне);
- заинтересованность, настойчивость, умение подать себя;
- способность работать на стыке различных специальностей и с разными людьми;
- необходимость прохождения работником всех должностных ступеней.
Есть должности, прохождение которых практически обязательно перед назначением на высокий пост. Они непременно фигурируют в схеме замещения с учетом того, что перемещения открывают новые вакансии (эффект «домино»). Но в полном объеме такая работа выполняется лишь по высшему звену управления.
4. Понижение в должности (смещение) и перевод на более низкую с сужением круга обязанностей, прав и ответственности (не рекомендуется, даже временно, делать это в отношении опытного руководителя, направляя его в качестве «пожарного» спасать положение дел; для этого лучше привлечь молодого специалиста).
Перед принятием решения о понижении не справляющегося со своими обязанностями работника в должности рекомендуется, например:
- проверить, чем вызваны трудности в работе (перегрузкой, независимыми факторами, личными свойствами);
- дать ему полностью войти в курс дела;
- учесть мнение коллег о его достоинствах и недостатках;
- предложить должность, соответствующую способностям и деловым качествам.
5. Увольнение с должности и уход из организации.
Формы межпрофессионального перемещения:
-повышение уровня квалификации, сопровождающееся решением задач повышенной сложности, более высокой заработной платой, но при прежней должности;
- смена круга задач и обязанностей без повышения в должности и увеличения заработной платы.
Перемещения являются важным объектом управления, которое обеспечивает целевую ориентацию и рациональное регулирование этого процесса для нахождения оптимального места работнику в структуре организации и формирования у него удовлетворенности ею в целом и конкретным рабочим местом. В организации целесообразно иметь единые правила перемещения кадров, а каждое решение в этой области тщательно взвешивать. Состояние процессов внутриорганизационного перемещения кадровхарактеризует коэффициент внутренней мобильности персонала:
Во всех крупных фирмах существуют матрицы перемещений руководителей, в которых отражается их существующее положение и возможности продвижения. Считается целесообразным составлять их на 5 лет вперед с учетом ожидаемых вакансий. Динамику этих перемещений в принципе определяют два основных параметра: потенциал продвижения и уровень текущего профессионализма.
Руководители низового уровня выдвигаются на управленческую должность благодаря сноровке на исполнительской работе, преданности и проч. При этом есть опасность потерять хорошего исполнителя и приобрести плохого руководителя, усилить конфликт между бывшими коллегами из-за зависти.
Необходимо рационально перемещать молодых специалистов, стимулировать их готовность к решению более ответственных задач, проводить поэтапный отбор кадров в резерв.
На промышленном предприятии схема их перемещения может выглядеть следующим образом:
- специалист может быть назначен на должности мастера, ведущего инженера, научного сотрудника;
- старший мастер и ведущий инженер - на должности зав. лабораторией;
- старший мастер и зав. лабораторией - на должность начальника цеха;
- зав. лабораторией - на должность зав. отделом;
- начальник цеха - на должность начальника производства;
- начальник цеха, начальник производства, зав. отделом - на должности главных специалистов;
- начальник производства и главный специалист - на должности в администрации предприятия.
Должности в аппарате управления замещаются в соответствии со следующими принципами.
В низшем звене управления и в штабных подразделениях - молодыми специалистами.
Во всех звеньях - руководителями и специалистами из своей и других организаций.
В управленческой элите - путем сочетания ротации и ускоренного продвижения собственных перспективных кадров.
Разработка схем замещения должностей начинается с анализа их взаимосвязей и должностных требований. Сначала рассматриваются ключевые должности в аппарате управления, затем - близкие им по структуре и ответственности; наконец, развивающие, позволяющие готовить управляющих к работе.