Уровни осознания внешнего мира.
Таковы уровни осознания внутреннего мира. Я рассказал о них немного схематично, но, надеюсь, какой-то образ у вас возник. А теперь давайте поговорим об уровнях осознания внешнего мира. Причем я подчеркиваю, что здесь внешний мир рассматривается как воспринимаемый данным человеком: помните, что я веду обсуждение с точки зрения индивидуума, а не с точки зрения «объективной» науки; а это очень разные вещи, и я надеюсь, что сегодня по ходу лекции это станет вам понятно.
Итак, вопрос идет о том, как человек осознает внешний мир — и мы рассмотрим семь уровней осознания человеком внешнего мира и себя в нем.
Первый уровень я бы назвал экзистенциальным в худшем смысле этого слова; так экзистенциализм преподносится в книгах Камю, Сартра и, в меньшей степени, в трудах своего основоположника — философа XIX века С. Кьеркегора. Эта позиция выглядит примерно так: «Есть объективный мир, мною неуправляемый и практически мною непознаваемый, и я в нем — тотальная марионетка, и никак на него влиять не могу. Я могу, конечно, бить лапами, но по существу ни на что всерьез воздействовать не могу». Здесь человек отказывает себе, во-первых, в личной воле, а во-вторых, в действенности своего осознания, то есть считает, что оно на что не влияет. Личная воля здесь понимается как что-то совершенно несущественное: если на меня опускается дубина, я могу подставить под нее правый бок или левый бок, но по существу никакой разницы нет. И главное, человек об этом не думает.
Второй уровень осознания внешнего мира характерен для массовой психологии стран западного мира. Эта позиция выглядит примерно так: «Существует объективный мир, а я в нем — участник с независимой волей. Я в этом мире могу проводить свою программу — будучи в рамках, которые мир мне предоставляет». На политическом языке эти рамки обозначаются как «законы» или «права человека», но в качестве жизненной позиции человека второго уровня они понимаются скорее чисто поведенчески: человеку представляется, что у него всегда есть какие-то варианты выбора, и у него есть свободная воля и инициатива, реализуя которые, он может в этом мире существовать. На втором уровне человек подсознательно полностью подчинен общественному сознанию, потому что он считает, что есть объективный мир и объективная истина, которую он постигает в какой-то степени, а в чем-то не постигает — но не потому, что она для него несправедлива, а потому, что у него для этого не хватает времени или умственных способностей. Но эта истина, касающаяся объективного мира, одинакова и обязательна для всех.
На третьем уровне у человека возникает взгляд, за который многие граждане жестоко преследовались, иногда даже до смертной казни. Этот взгляд можно сформулировать так: «У меня, как и у всякого другого человека, есть право на свой независимый взгляд на внешний мир, и этот свой взгляд я имею по праву рождения. Истина мира, развернутого лично ко мне, отличается от истины мира, развернутого к другим людям и коллективам». Казалось бы, что уж такого преступного в таком взгляде? Он кажется вам несколько экстравагантным, но не более того? Однако, как это ни покажется странным, для того, чтобы последовательно стоять на этих позициях, нужна большая личная энергетика и стойкость. Как социум обычно относится к таким людям? Вот Чаадаев, например, заявил такой взгляд — и его объявили сумасшедшим. И подвергли, по-моему, домашнему аресту. Такая была выбрана превентивная мера суровым царским режимом России начала XIX века.
А вот другой пример, уже из нашего времени. Это было в начале 90-х годов, когда я, уже будучи знаком с астрологией, завершал свою казенно-социальную карьеру, и занимался проблемами безопасности сложных технических объектов, каковая тема напрямую связана с проблемой защиты от землетрясений. И у нас в институте нередко обсуждались формальные и неформальные методы прогноза землетрясений, в частности упоминалась какая-то женщина на Украине, по поводу которой даже не говорилось, что она ясновидящая; нет, все было гораздо научнее: она построила модель и по этой модели точно предсказала там два землетрясения: и время, и место, и даже приблизительную силу. По поводу чего один научный сотрудник, который слушал этот рассказ, сказал так: «Если точно предсказала, значит — сумасшедшая».
Итак, право человека иметь свой оригинальный взгляд на внешний мир, и представление о том, что он имеет на него право, потому что мир действительно развернут к нему не так, как к другим людям, требует очень большой собранности, поскольку общественное подсознание, а также порой и сознание порой прямо указывают человеку: нет, не имеешь ты права на свой личный взгляд; а если будешь настаивать, то значит, ты — шизофреник, или что-нибудь в этом роде. Как (не мной) было сказано: если вы разговариваете с Богом и отчитываетесь ему о своих делах, то вы — верующий, а если Бог разговаривает с вами и говорит вам что-то о Своих планах, то вы — сумасшедший.
На четвертом уровне человек уже не просто дает себе естественное право воспринимать внешний мир уникальным, лично ему свойственным способом, но у него к тому же появляются ощущения по поводу того, как именно внешний мир вокруг него развернут. Здесь у человека нередко возникает ощущение, что внешний мир развернут к нему так, что он человека любит и постоянно учит. Практически все люди на определенном этапе своего эволюционного развития получают такое откровение, причем нередко очень яркое. По этому поводу говорится, например, так: что Бог ни делает — все к лучшему. Но при этом сам человек достаточно критично к себе относится и считает, что он плохо (и далеко не всегда) воспринимает адресованные ему уроки внешнего мира, и убежден в том, что если бы он воспринимал их лучше, то и его жизнь, и жизнь мира были бы лучше.
На пятом уровне осознания внешнего мира человек воспринимает мир в большой степени в динамике, то есть он ощущает, что его внешняя жизнь подчинена определенной логике, что есть определенный внешний сюжет развития, который ведет его по жизни. Иногда, правда, сюжет этот почти теряется, и тогда в его жизни идет тяжелый, скучный период, сумерки богов, что называется, но даже и тогда человек смутно чувствует, что все-таки некоторая высшая сила его по жизни ведет. (Это примерно уровень юношеской личности.) А иногда, в высшие минуты, логика индивидуального сюжета чувствуется очень сильно: буквально до того, что с человеком происходят чудеса и он понимает, что это — перст судьбы или перст Божий. Например, он понимает, что в какой-то ситуации он выжил чудом или что к нему пришла такая поддержка, на которую он, исходя из логических соображений, никак не мог рассчитывать.
На этом уровне у человека часто возникает мания величия: он не понимает, что у всех остальных людей получается так же, что мир тоже развернут к ним индивидуальным образом. Он считает, что он выделен из всех людей. И это, надо сказать, сильное переживание, и вы просто так его не разубедите: это переживается очень интимно, очень глубоко. Это глубинное (и пробуждающее чрезвычайное самомнение) ощущение своего равенства с внешним миром, и человеку трудно поверить, что оно может быть свойственно и другим людям тоже.
На шестом уровне осознания внешнего мира человек улавливает не только то, что у него есть внешняя судьба как таковая, но и обнаруживает некоторые ее закономерности — то, что называется ритмом этой судьбы. Однако он по-прежнему видит их во внешнем мире, то есть как чисто внешние повороты сюжетов; в этом он усматривает некоторую логику. На этом уровне человек уже хорошо понимает, что есть мировая карма и есть индивидуальная карма и, вероятно, у него у самого тоже есть какие-то кармические завязки, а иногда происходят их развязки, и порой он знает, что сделал что-то не то, попался на провокацию внешнего мира — и в свое время будет за это платить, причем платить очень жестко. А иногда, наоборот, он чувствует, что сейчас пришло время, когда можно побезобразничать, и никакой особенной расплаты за это не будет. Этот человек улавливает ритм своей судьбы, но ее этика, то есть правила, по которым она идет, ему не всегда понятны и не всегда его устраивают. Он подчиняется воле судьбы, он делает то, чего судьба от него хочет, понимая, что никуда не денешься. Но его внутренняя этика не выстроена, ему не до конца очевидно, этично его поведение или нет. У него есть сомнения по поводу себя — и это иногда правильные сомнения.
На шестом уровне человеком уже наблюдается четкая связь внешнего мира с внутренним. Хотя он (особенно будучи экстравертом) может быть об этом и не думать, но фактически сознательно окрашивает любое внешнее событие своими внутренними ощущениями. Но внутренний и внешний миры у него пока еще не вполне согласованы
А на седьмом уровне происходит интеграция внешнего и внутреннего миров, то есть человек согласует свою внутреннюю этику и систему внешних ценностей в единое целое. В результате у него получается единый ритм существования — это примерно соответствует уровню интегрированной личности. Его жизнь в общем и целом видна ему заранее достаточно хорошо. Свои жизненные сюжеты он видит достаточно четко, как будто судьба ему их заранее показывает и ждет его эмоциональной реакции. Если он их эмоционально принимает, то они идут, если он не принимает, то они или откладываются, или существенно модифицируются, или вообще отменяются. Другими словами, этого уровня характерно буддхиальное ясновидение в области внешней жизни человека.