Различные подходы и классификации социально - психологических тренингов
Введение
На нынешний день имеется масса различных определений понятия "тренинг". Емельянов Ю.Н приводит определение: "...Термин "тренинг" в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности ,в частности, общением ." [5, С.56].
В то же время А.С. Прутнечков считает, что "слово тренинг " не означает ничего другого ,кроме хорошо известного нам понятия "тренировка"[5, C.69].
Приведем еще несколько определений.
"Тренинг – любая спланированная последовательность действий, предназначенная и направленная на то ,чтобы помочь индивиду либо группе людей научится эффективно выполнять работу или задание" [11, С.8].
"Тренинг - это процесс ,посредством которого некто учится новому умению или аспекту знания. В результате индивидуум овладевает инструментами для выполнения определенной работы ,вследствие чего переходит от осознанного незнания к осознаннму знанию, а затем осознанию" [8, С.18].Если же обратится к "Большому толковому психологическому словарю, составленному Артуром Робертом, мы увидим такое определение тренинга : "Тренинг вообще - это любая учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию или участие в некоторой сложной , требующей умений деятельности" [4, С.427].
Это очень широкое определение , которое охватывает любое обучение , в том числе и не только человека . Главная мысль данного определения заключается в том что тренинг -это тренировка ,наработка навыков и умений
Различные подходы и классификации социально - психологических тренингов
В связи с таким многообразием всевозможных формулировок тренинга, существует и ряд их классификаций, которые зачастую очень сильно разнятся между собой.
Например, классификация разновидностей Тренинг-групп:
Общее развитие индивидуума;
Формирование и исследование межличностных отношений
Улучшение деятельности организаций и коллективов путем оптимизации трудовых отношений; [7, С.20–21].
Еще одна классификация, представленная в книге В.Ю. Большакова: «Существует масса разновидностей тренинга, наиболее известные из них:
Т-группы;
Перцептивный тренинг;
Поведенческий тренинг;
Ролевой тренинг;
Видеотренинг и т.п.» [2, С.10-11].
В тренинге жизненных умений использовались 3 основных модели определяющие своеобразие подхода к участникам тренинга:
Первая модель опирается на 7 категорий жизненных умений : решения проблем, общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития Я- концепции.
Вторая модель классифицирует жизненные умения, являющиеся целью тренинга, на 4 категории: межличностное общения, поддержание здоровья ,саморазвитие, решение проблем и принятие решений.
Третья модель включает тренинг эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, само -понимания, финансовой самозащиты, само- поддержки и концептуализации опыта [12, С.94]. В. Сороченко в статье «Всё, что нужно знать о психологических тренингах» называет следующие:
Коммуникативные тренинги;
Тренинги личностного роста;
Бизнес - тренинги.
Задачей коммуникативных тренингов является постановка поведенческих навыков , т.е. обучение эффективному поведению в различных ситуациях общения. Предполагается, что умения и навыки, сформированные в искусственно созданных и «безопасных» условиях психологического тренинга, помогут преодолеть трудности общения в реальной жизни. Например, стеснительный человек, боящийся попросить повышения зарплаты, может закрепить необходимые навыки, много раз проигрывая эту ситуацию с другими членами тренинговой группы. Или если один из участников испытывает трудности в собеседовании при приеме на работу, то тренер может исполнить роль гипотетического интервьюера.