Что такое психология
Общая психология
Под общей редакцией
доктора психологических наук,
профессора А.В. Карпова
Рекомендовано Советом по психологии УМО
по классическому университетскому образованию
в качестве учебника для студентов вузов,
обучающихся по направлению
и специальностям психологии
Москва
ГАРДАРИКИ
УДК 159.9(075.8)
ББК 88.3
О-28
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор В.А. Барабанщиков;
кафедра психологии Ярославского государственного педагогического
университета им. К.Д. Ушинского
Коллектив авторов:
канд. психол. наук, доц. Н.П. Ансимова; д-р психол. наук, проф. А.В. Карпов;
канд. психол. наук, доц. Е.В. Карпова; канд. психол. наук, доц. Е.В. Конева (уч. секретарь);
канд. психол. наук, проф. Ю.К. Корнилов; канд. психол. наук, доц. Е.Н. Корнеева;
канд. психол. наук, доц. Н.В. Костерина; д-р психол. наук, проф. В.А. Мазилов;
канд. психол. наук, доц. Н.Н. Мехтиханова; ст. преп. И.А. Можаровская;
д-р биол. наук, проф. И.Ю. Мышкин; канд. психол. наук, доц. В.Е. Орел;
ст. преп. А.В. Панкратов; канд. психол. наук, доц. Н.Г. Рукавишникова;
канд. психол. наук, доц. А.Э. Симоновский; канд. психол. наук В.К. Солондаев;
канд. психол. наук, доц. А.Ю. Субботина; канд. психол. наук, проф. А.П. Урванцев;
д-р психол. наук, проф. А.В. Черемошкина; канд. психол. наук М.В. Юркова
О-28 Общаяпсихология: Учебник / Под общ. ред. проф. А.В. Карпова. — М.: Гардарики, 2004. — 232 с
ISBN 5-8297-0111-1
В учебнике изложены основные разделы учебного курса общей психологии, представлены традиционные и современные подходы к решению теоретических проблем данной области психологии.
Предназначается для студентов-психологов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.
УДК 159.9(075.8)
ББК 88.3
ISBN 5-8297-0111-1© «Гардарики», 2004
© Коллектив авторов, 2004
Глава 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ
Что такое психология
Психология («психе» — душа, «логос» — учение, наука) — слово греческого происхождения, буквально означает «наука о душе». На этом основывается известное определение, согласно которому психология — это наука о психике. В целом это правильно, хотя требуются некоторые уточнения. В современном общественном сознании слова «душа» и «психика» фактически являются синонимами: научная психология предпочитает использовать термин «психика», религиозные мыслители и некоторые философы говорят о «душе».
Слово «психология» многозначно. В обыденном языке слово «психология» используется для характеристики психического склада личности, особенностей того или иного человека, группы людей: «у него (у них) такая психология».
В данном учебном пособии будет рассматриваться другое значение слова «психология», которое зафиксировано в его этимологии: психология — учение о психике, душе. Отечественный психолог М.С. Роговин (1921—1993) утверждал, что можно выделить три этапа в становлении психологии как науки. Это этапы донаучной психологии, философской психологии и, наконец, научной психологии.
Донаучная психология — это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей. По выражению французского психолога П. Жане (1859—1947), это психология, которую народ создает еще до психологов. Здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека и предвидеть его поступки. Источником знаний о психике в донаучной психологии выступают: 1) личный опыт (житейские обобщения, возникающие в результате наблюдения за другими людьми, самим собой); 2) общественный опыт (представления, традиции, обычаи, которые передаются от поколения к поколению). Понятия донаучной психологии совпадают по своему содержанию с языковыми значениями. Роговин подчеркивает, что самому существу донаучной психологии соответствует способ объяснения, получивший название «объяснение с позиций здравого смысла». Донаучное психологическое знание несистематизировано, неотрефлексировано, поэтому часто вообще не осознается как знание. В донаучном знании верные представления могут соседствовать с ошибочными обобщениями, предрассудками.
Философская психология — знание о психике, полученное с помощью умозрительных рассуждений. Знания о психике либо выводятся из общих философских принципов, либо являются результатом рассуждений по аналогии. Философское знание о психике обычно упорядочено в соответствии с теми или иными исходными принципами. Как указывает Роговин, на уровне философской психологии первоначально смутное, целостное понятие души подвергается анализу и мысленному расчленению с последующим объединением на основе принципов, непосредственно вытекающих из материалистического или идеалистического мировоззрений. По сравнению с донаучной психологией, которая ей предшествует и, особенно на ранних этапах, оказывает на нее большое влияние, для философской психологии характерным является не только поиск некоторого объяснительного принципа для психического, но и стремление установить общие законы, которым душа должна подчиняться так же, как подчиняются им и все природные стихии.
Научная психология возникла относительно недавно — во второй половине XIX в. Обычно ее появление ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода. Некоторые основания для этого, несомненно, есть: «создатель» научной психологии В. Вундт писал, что если определять разработанную им физиологическую психологию по методу, то ее можно охарактеризовать как «экспериментальную». Другое дело, что метод эксперимента оставался у Вундта вспомогательным, создающим оптимальные условия для собственно психологического метода — самонаблюдения. Кроме того, сам Вундт неоднократно подчеркивал, что экспериментальная психология — это далеко не вся психология, а лишь ее часть. Хотя XIX в. дал немало примеров удачного использования метода эксперимента, прошло достаточно времени, прежде чем психология стала по-настоящему экспериментальной наукой.
Знание в научной психологии имеет эмпирическую, фактологическую основу, факты добываются в специально проводимом исследовании, которое использует для этого специальные процедуры (методы), главными среди которых являются целенаправленное систематическое наблюдение и эксперимент. Теории, конструируемые научной психологией, имеют эмпирическую основу, подвергаются (в идеале) всесторонней проверке.