I. Дискретность — соединенность линий рисунка
1а. Каждая отдельная, не объединенная с другими в группу линия оценивается в +1 балл.
16. Каждая линия, объединенная, сгруппированная с другими, получает оценку - 1 балл.
Примеры:
2а. Каждая группа параллельных линий, состоящая из трех или более одиночных линий, оценивается в +1 балл.
_______________ Часть I, Психологическая диагностика_____________
26. Каждая группа соединенных друг с другом или пересекающихся линий, состоящая из трех и более отдельных линий, получает оценку -1 балл.
Примеры:
(по поводу двух сгруппированных, перекрещивающихся линий
см. пункт 1б).
Замечание.Основное отличие одиночных линий от смешанных состоит в том, что, изображая первые, ребенок вынужден для рисования каждой линии отрывать карандаш от бумаги, в то время как вторые обычно рисуются без отрыва карандаша от бумаги. Следовательно, для того, чтобы решить, имеем мы дело с дискретными или соединенными линиями, необходимо посмотреть, объединены ли друг с другом концы соответствующих линий.
оценивается в |
Так, например, рисунок типа
За. Каждая зигзагообразная или волнистая линия, состоящая из двух или более зигзагов или волн, при условии, что общая длина такой линии не менее чем в три раза превышает ее высоту, и при условии, что зигзаги и волны друг с другом не пересекаются, оценивается в +1 балл.
36. Каждая зигзагообразная или волнистая линия, состоящая из двух или более зигзагов или волн, при условии, что ее общая длина равна или меньше, чем в три раза, превышает ее высоту, а также при условии, что зигзаги или волны пересекаются друг с другом, оценивается в -1 балл.
Примеры:
_____ Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста_
4. Каждая геометрическая или напоминающая геометрическую фигура на рисунке ребенка оценивается в +1 балл. Сюда, например, относятся круги, прямоугольники, треугольники, спирали, звезды и иные замкнутые фигуры, не содержащие в себе
крестообразных или пересекающихся линий типа Примеры:
э. Каждая группа, состоящая из трех или оолее геометрических фигур, включенных одна в другую или сгруппированных друг с другом, оценивается в + 1 балл.
Примеры:
(по поводу двух кружков см. пункт 4)
ба. Каждая группа, кольцеобразных, многократно повторен
ных линий, имеющих в центре пустое пространство, оценивает
ся в +1 балл.
бб. Каждая группа кольцеобразных, многократно повторен
ных концентрических линий, не имеющих в центре пустого про
странства, оценивается в -1 балл.
Примеры:
Замечание.Этот случай необходимо отличать от случая, описанного в пункте 5, где концентрические фигуры не касаются друг друга.
7а. Каждая отдельно расположенная точка оценивается в +1 балл.
76. Каждая увеличенная против своего естественного размера или сдвоенная точка оценивается в -1 балл.
_______________ Часть I. Психологическая диагностика
Примеры:
8а. Каждая группа, состоящая из трех или более отдельных точек, получает оценку +1 балл.
86. Каждая группа, включающая в себя соединенные друг с другом точки, оценивается в -1 балл.
Общие замечания к описанной части процедуры анализа рисунков:
1.Группа определяется как три или более параллельные линии, изображенные примерно одинаковым образом и расположенные на приблизительно одинаковом расстоянии друг от друга. Так, например, линии типа:
определяются как группа, и каждая из таких групп оценивается отдельно в +1 балл. Однако линии следующего типа:
не являются группами и каждая из них расценивается как одиночная и получает +1 балл.
2. Для каждого испытуемого показатель по критерию «дискретность — соединенность линий рисунка» получается путем алгебраического, с учетом знака, суммирования полученных баллов по всем описанным деталям сделанного рисунка.