IX. Проблема типов в биографике 11 страница

этим какой-нибудь выгоды, или устранить какое-нибудь препятствие, или

разрешить какую-нибудь задачу.

18. Идея. В данном труде я иногда пользуюсь понятием "идея" для

обозначения известного психологического элемента, имеющего близкое отношение

к тому, что я называю образом (см.). Образ может быть личного или безличного

происхождения. В последнем случае он является коллективным и отличается

мифологическими свойствами. Тогда я обозначаю его как изначальный или

первичный (исконный) образ. Но если образ не имеет мифологического

характера, то есть если он лишен созерцаемых черт и является просто

коллективным, тогда я говорю об идее. Итак, я употребляю слово идея для

выражения смысла, заключенного в изначальном образе, смысла,

абстрагированного от конкретики этого образа. Поскольку идея есть абстракция

(см.), постольку она представляет собой нечто производное или развившееся из

более элементарного, она является продуктом мышления. В таком смысле -

чего-то вторичного и производного - идею понимает Вундт /101- Bd.7. S.13/ и

другие.

Но поскольку идея есть не что иное, как формулированный смысл

изначального образа, в котором этот смысл был уже символически представлен,

постольку идея, по своей сущности, не есть нечто выведенное или

произведенное, но с психологической точки зрения она имеется налицо априори,

как данная возможность мысленных связей вообще. Поэтому идея по существу (не

по своей формулировке) есть априори существующая и обусловливающая величина.

В этом смысле идея у Платона есть первообраз вещей, в то время как Кант

определяет ее как архетип (Urbild) всего практического употребления разума,

трансцендентное понятие, которое, как таковое, выходит за пределы

возможности опыта /102/, понятие разума, "предмет которого совсем не может

быть найден в опыте". /103- Т.2. С.64/ Кант говорит: "Хотя мы и должны

сказать о трансцендентальных понятиях разума: они суть только идеи, тем не

менее нам ни в коем случае не следует считать их излишними и ничтожными. Ибо

даже если ни один объект не может быть этим определен, все же они могут в

основе и незаметно служить рассудку каноном для его распространенного и

согласного с собой употребления, причем хотя он не познает этим никакого

предмета более, чем он познал бы по своим понятиям, но все же в этом

познании он руководится лучше и дальше. Не говоря уже о том, что, может

быть, они делают возможным переход от понятий природы к практическим

понятиям и, таким образом, могут доставить самим моральным идеям опору и

связь со спекулятивными познаниями разума". /102/

Шопенгауэр говорит: "Итак, я понимаю под идеей каждую определенную и

твердую ступень объективации воли, поскольку воля есть вещь в себе и потому

чужда множественности; эти ступени, конечно, относятся к определенным вещам,

как их вечные формы или их образцы". /86- Т.1. §25/

У Шопенгауэра идея, правда, созерцаема, ибо он понимает ее совершенно в

том же смысле, в каком я понимаю изначальный образ; все же она непознаваема

для индивида, она открывается только "чистому субъекту познания",

поднявшемуся над велением и индивидуальностью. /86- Т.1. §49/

Гегель совершенно гипостазирует идею и придает ей атрибут единственно

реального бытия. Она есть "понятие, реальность понятия и единство обоих".

[Гегель. Эстетика. I, 138] Идея есть "вечное порождение". [Гегель. Логика

III. С.242 f] У Лассвица идея есть "закон, указывающий то направление, в

котором наш опыт должен развиваться". Она есть "достовернейшая и высшая

реальность". У Когена идея есть "самосознание понятия, "основоположение

бытия".

Я не хочу увеличивать число свидетельств в пользу первичной природы

идеи. Достаточно и приведенных ссылок для того, чтобы показать, что идея

понимается и как величина основополагающая и наличная априори. Это последнее

качество она получает от своей предварительной ступени, от изначального,

символического образа (см.). Вторичная же ее природа абстрактности и

производности появляется от рациональной обработки, которой изначальный

образ подвергается для того, чтобы быть приспособленным к рациональному

употреблению. Так как изначальный образ есть психологическая величина,

всегда и всюду самобытно возникающая, то в известном смысле то же самое

можно сказать и об идее; однако идея в силу ее рациональной природы гораздо

более подвержена изменению при помощи обусловленной влиянием времени и

обстоятельств рациональной обработки, которая дает ей различные

формулировки, всегда соответствующие духу данного времени. Некоторые

философы приписывают идее, ввиду ее происхождения от изначального образа,

трансцендентное свойство; но, собственно говоря, такое свойство присуще не

идее, как я ее понимаю, а, скорее, изначальному образу, ибо ему присуще

свойство безвременности потому, что он от века и повсюду придан

человеческому духу в качестве его интегрирующей составной части. Свое

качество самостоятельности идея также заимствует у изначального образа,

который никогда не делается, но всегда имеется налицо и сам из себя вступает

в восприятие, так что можно было бы даже сказать, что он сам собой стремится

к своему осуществлению, ибо он ощущается нашим духом как активно

определяющая потенция. Впрочем, такое воззрение не всеобще; оно, вероятно,

зависит от установки (см. главу VII).

Идея есть психологическая величина, определяющая не только мышление,

но, в качестве практической идеи, и чувство. Правда, я в большинстве случаев

пользуюсь термином "идея" лишь тогда, когда говорю об определении мышления у

мыслящего; но точно так же я говорил бы об идее и при определении чувств у

чувствующего. Напротив, терминологически уместно говорить об определении

изначальным образом, когда речь идет об априорном определении

недифференцированной функции. Именно двойственная природа идеи, как чего-то

первичного, ведет к тому, что этим термином пользуются иногда вперемежку с

"изначальным образом". При интровертной установке идея является primum

movens (первопричиной), при экстравертной - она оказывается продуктом.

19. Имаго. См. субъективный уровень. /19- С.60/

20. Индивид. Индивид есть единичное существо; психологический индивид

отличается своеобразной и, в известном отношении, уникальной, то есть

неповторяемой, психологией. Своеобразие индивидуальной психики проявляется

не столько в ее элементах, сколько в ее сложных образованиях.

Психологический индивид или его индивидуальность (см.) существует

бессознательно априори; сознательно же он существует лишь постольку,

поскольку налицо имеется сознательное отличие от других индивидов. Вместе с

физической индивидуальностью дана, как коррелят, и индивидуальность

психическая, но, как уже сказано, - сначала бессознательно. Необходим

сознательный процесс дифференциации, необходима индивидуация (см.) для того,

чтобы сделать индивидуальность сознательной, то есть чтобы извлечь ее из

тождества с объектом. Тождество индивидуальности с объектом совпадает с ее

бессознательностью. Если индивидуальность бессознательна, то нет и

психологического индивида, а есть только коллективная психология сознания. В

таком случае бессознательная индивидуальность является тождественной с

объектом, проецированной на объект. Вследствие этого объект получает слишком

большое значение и действует слишком сильно в смысле детерминирования.

21. Индивидуальность. Под индивидуальностью я понимаю всякое

психологическое своеобразие и особенность индивида. Индивидуально все, что

не коллективно, то есть все, что присуще лишь одному лицу, а не целой группе

индивидов. Вряд ли можно говорить об индивидуальности отдельных

психологических элементов, но лишь об индивидуальности их своеобразных и

единственных в своем роде группировок и комбинаций (см. индивид).

22. Индивидуация. Понятие индивидуации играет в нашей психологии

немаловажную роль. Вообще говоря, индивидуация есть процесс образования и

обособления единичных существ, - говоря особо, она есть развитие

психологического индивида (см.) как существа, отличного от общей,

коллективной (см.) психологии. Поэтому индивидуация есть процесс

дифференциации (см.), имеющий целью развитие индивидуальной личности.

Индивидуация является естественно-необходимой, поскольку задержка

индивидуации посредством преимущественной или исключительной нормировки по

коллективным масштабам означает нанесение ущерба индивидуальной

жизнедеятельности. Но индивидуальность уже дана физически и физиологически,

и соответственно этому она выражается и психологически. Поэтому существенно

задерживать развитие индивидуальности значит искусственно калечить ее. Ясно

без дальнейших рассуждений, что социальная группа, состоящая из искалеченных

индивидов, не может быть установлением здоровым, жизнеспособным и

долговечным, - ибо только то общество может считаться живучим и долговечным,

которое умеет сохранять свою внутреннюю связь и свои коллективные ценности

при возможно большей свободе индивида. А так как индивид есть не только

единичное существо, но предполагает и коллективное отношение к своему

существованию, то процесс индивидуации ведет не к разъединению, а к более

интенсивной и более общей коллективной связанности.

Психологический процесс индивидуации тесно связан с так называемой

трансцендентной функцией, ибо именно эта функция открывает те индивидуальные

линии развития которых никогда нельзя достигнуть на пути, предначертанном

коллективными нормами.

Индивидуация ни при каких обстоятельствах не может быть единственной

целью психологического воспитания. Прежде чем делать себе цель из

индивидуации, надо достигнуть другой цели воспитания, а именно адаптации к

минимуму коллективных норм, необходимому для существования: растение,

предназначенное для наиболее полного развития своих способностей, должно

прежде всего иметь возможность расти в той почве, в которую его посадили.

Индивидуация стоит всегда в большей или меньшей противоположности к

коллективной норме, потому что она есть процесс выделения и

дифференцирования из общего, процесс выявления особенного, но не

искусственно создаваемой особенности, а особенности, заложенной уже априори

в наклонностях существа. Но противоположность коллективной норме есть лишь

кажущаяся, ибо при более внимательном рассмотрении индивидуальная точка

зрения оказывается не противоположной коллективной норме, а лишь иначе

ориентированной. Собственно говоря, индивидуальное может и совсем не

противостоять коллективной норме, потому что ее противоположностью могла бы

быть лишь противоположная норма. А индивидуальный путь, по определению, не

может быть нормой. Норма возникает из совокупности индивидуальных путей и

только тогда имеет право на существование и жизнеобразующее действие, когда

вообще налицо имеются индивидуальные пути, время от времени обращающиеся к

норме за ориентированием. Норма, имеющая абсолютное значение, ни на что не

годится. Действительный конфликт с коллективной нормой возникает только

тогда, когда какой-нибудь индивидуальный путь возводится в норму,

объявляется нормой, что и составляет подлинный замысел крайнего

индивидуализма (см.). Но этот замысел, конечно, патологичен и совершенно не

жизнен. Поэтому он не имеет ничего общего и с индивидуацией, которая хотя и

избирает индивидуальные боковые пути, но именно поэтому нуждается в норме

для ориентирования в своем отношении к обществу и для установления

жизненно-необходимой связи между индивидами в их общественной жизни. Поэтому

индивидуация ведет к естественной оценке коллективных норм, тогда как при

исключительно коллективном ориентировании жизни норма становится все менее

нужной, отчего настоящая моральность гибнет. Чем сильнее коллективное

нормирование человека, тем больше его индивидуальная аморальность,

безнравственность .

Индивидуация совпадает с развитием сознания из первоначального

состояния тождества (см.). Поэтому индивидуация означает расширение сферы

сознания и сознательной психологической жизни.

23. Инстинкт. Когда я говорю об инстинкте, то я разумею при этом то

самое, что обычно понимают под этим словом, а именно понуждение, влечение

(Trieb) к определенной деятельности. Такая компульсивная устремленность

может возникать от какого-нибудь внешнего или внутреннего раздражения,

которое психически разряжает механизм влечения-инстинкта, или же от

каких-нибудь органических оснований, лежащих вне сферы психических

каузальных отношений. Характер инстинкта присущ каждому психическому

явлению, причинно происходящему не от волевого намерения, а от динамического

понуждения, независимо от того, что это понуждение проистекает

непосредственно из органических и, следовательно, внепсихических источников

или же существенно обусловлено энергиями, которые только разряжаются волевым

намерением, - в последнем случае с тем ограничением, что созданный результат

превышает действие, намеченное волевым намерением. Под понятие инстинкта

подпадают, по моему мнению, все те психические процессы, энергией которых

сознание не располагает. При таком понимании аффекты (см.) принадлежат

настолько же к процессам влечения-инстинкта, насколько и к чувственным

процессам (см. чувство). Те психические процессы, которые при обычных

условиях являются функциями волн (то есть безусловно подлежащими контролю

сознания), могут, уклоняясь от нормы, становиться процессами

влечения-инстинкта вследствие присоединения некоторой бессознательной

энергии. Такое явление обнаруживается всюду, где или сфера сознания

оказывается ограниченной вследствие вытеснения неприемлемых содержаний, или

же где вследствие утомления, интоксикации или вообще патологических

процессов мозга наступает понижение ментального уровня, где сознание уже не

контролирует или еще не контролирует наиболее ярко выделяющиеся процессы.

Такие процессы, которые некогда у индивида были сознательными, но со

временем стали автоматическими, я бы не хотел называть процессами

инстинктивными, но автоматическими процессами. При нормальных условиях они и

не протекают наподобие инстинктивных, потому что при нормальных условиях они

никогда не проявляются в компульсивном виде. Это случается с ними только

тогда, когда к ним притекает энергия, чуждая им.

24. Интеллект. Интеллектом я называю определенно направленное мышление

(см. мышление).

25. Интроверсия. Интроверсией называется обращение либидо (см.)

вовнутрь. Этим выражается негативное отношение субъекта к объекту. Интерес

не направляется на объект, но отходит от него назад к субъекту. Человек с

интровертной установкой думает, чувствует и поступает таким способом,

который явно обнаруживает, что мотивирующая сила принадлежит прежде всего

субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение.

Интроверсия может иметь более интеллектуальный и более чувствующий характер;

точно так же она может быть отмечена интуицией или ощущением. Интроверсия

активна, когда субъект желает известного замыкания от объекта; она пассивна,

когда субъект не в состоянии вновь обратно направить на объект тот поток

либидо, который струится от объекта назад, на него. Если Интроверсия

привычна, то говорят об интровертном типе (см. тип).

26. Интроекция. Термин "интроекция" введен Авенариусом как термин,

соответствующий проекции. Однако то вкладывание субъективного содержания в

объект, которое он имеет в виду, можно столь же удачно выразить понятием

проекции, почему для этого процесса и следовало бы сохранить термин

проекции. Далее, Ференци определил понятие интроекции как противоположное

"проекции", а именно он разумеет втягивание объекта в субъективный круг

интересов, тогда как "проекция" есть для него выкладывание субъективных

содержаний и переложение их в объект. /104- S.10 ff/ "Тогда как параноик

вытесняет из своего эго все движения души, вызывающие неудовольствие,

невротик, напротив, облегчает себя тем, что он воспринимает в свое эго

возможно большую часть внешнего мира и делает ее предметом бессознательных

фантазий". Первый механизм есть проекция, второй - интроекция. Интроекция

есть своего рода "процесс разжижения", "расширения круга интересов". Ференци

считает интроекцию также и нормальным процессом.

Итак, психологически интроекция является процессом ассимиляции (см.

ассимиляция), проекция же - процессом диссимиляции. Интроекция означает

уподобление объекта субъекту проекция же, напротив, - отличение объекта от

субъекта при помощи переложения какого-нибудь субъективного содержания на

объект. Интроекция есть процесс экстраверсии, потому что для ассимиляции

объекта необходима эмпатия и наделение объекта либидо. Можно выделить

пассивную и активную интроекцию; первая разновидность проявляется, среди

прочего, при лечении неврозов в явлении переноса (см.) и вообще во всех

случаях, когда объект оказывает на субъекта безусловное влияние; к последней

разновидности принадлежит эмпатия как процесс адаптации.

27. Интуиция (от лат. intueri - созерцать) есть в моем понимании одна

из основных психологических функций (см.). Интуиция есть та психологическая

функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем.

Предметом такого восприятия может быть все - и внешние, и внутренние объекты

или их сочетания. Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ни

чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может

проявляться и в этих формах. При интуиции какое-нибудь содержание

представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в

состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось.

Интуиция - это своего рода инстинктивное схватывание все равно каких

содержаний. Подобно ощущению (см.), она есть иррациональная (см.) функция

восприятия. Содержания ее имеют, подобно содержаниям ощущения, характер

данности, в противоположность характеру "выведенности", "произведенности",

присущему содержаниям чувства и мысли. Интуитивное познание носит характер

несомнительности и уверенности, что и дало Спинозе (подобно Бергсону)

возможность считать "scientia intuitiva" за высшую форму познания. Это

свойство одинаково присуще интуиции и ощущению, физическая основа которого

составляет как раз основание и причину его достоверности. Подобно этому

достоверность интуиции покоится на определенных психических данных,

осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными.

Интуиция проявляется в субъективной или объективной форме: первая есть

восприятие бессознательных психических данных, имеющих, по существу,

субъективное происхождение, последняя - восприятие фактических данных,

покоящихся на сублиминальных восприятиях, полученных от объекта, и на

сублиминальных чувствах и мыслях, вызванных этими восприятиями. Следует

также различать конкретные и абстрактные формы интуиции в зависимости от

степени участия ощущения. Конкретная интуиция передает восприятия,

относящиеся к фактической стороне вещей; абстрактная же интуиция передает

восприятие идеальных связей, Конкретная интуиция есть реактивный процесс,

потому что она возникает без дальнейшего, непосредственно из фактических

данных. Напротив, абстрактная интуиция нуждается, так же как и абстрактное

ощущение, в некотором направляющем элементе - в воле или намерении.

Интуиция наряду с ощущением характерна для инфантильной и первобытной

психологии. В противоположность впечатлениям ощущения, ярким и

навязывающимся, она дает ребенку и первобытному человеку восприятие

мифологических образов, составляющих предварительную ступень идей (см.).

Интуиция относится к ощущению компенсирующе; подобно ощущению, она является

той материнской почвой, из которой вырастают мышление и чувство как

рациональные функции. Интуиция есть функция иррациональная, хотя многие

интуиции могут быть разложены впоследствии на их компоненты, так что и их

возникновение может быть согласовано с законами разума.

Человек, ориентирующий свою общую установку (см.) на принципе интуиции,

то есть на восприятии через бессознательное, принадлежит к интуитивному

типу. Смотря по тому, как человек пользуется интуицией - обращает ли он ее

вовнутрь, в познание или внутреннее созерцание, либо наружу, в действие и

выполнение, - можно различать интровертных и экстравертных интуитивных

людей. В ненормальных случаях обнаруживается сильное слияние с содержаниями

коллективного бессознательного и столь же сильная обусловленность этими

содержаниями, вследствие чего интуитивный тип может показаться в высшей

степени иррациональным и непонятным.

28. Иррациональное. Я пользуюсь этим понятием не в смысле чего-то

противоразумного, а как чего-то лежащего вне разума, чего-то такого, что на

разуме не основано. К этому относятся элементарные факты, как, например, что

у Земли есть Луна, что хлор есть элемент, что вода при четырех градусах

Цельсия достигает своей наибольшей плотности и т. д. Иррациональна также

случайность, хотя впоследствии и можно вскрыть ее разумную причинность.

/105/

Иррациональное есть (экзистенциальный) фактор бытия, который хотя и

может быть отодвигаем все дальше через усложнение разумного объяснения, но

который в конце концов настолько осложняет этим само объяснение, что оно уже

начинает превосходить постигающую силу разумной мысли и, таким образом,

доходить до ее границ, прежде чем оно успело бы охватить мир, в его целом,

законами разума. Исчерпывающее рациональное объяснение какого-нибудь

действительно существующего объекта (а не только положенного) есть утопия

или идеал. Только положенный объект можно рационально объяснить до конца,

потому что в нем с самого начала нет ничего, кроме того, что было положено

мышлением нашего разума. Эмпирическая наука также полагает рационально

ограниченные объекты, намеренно исключая все случайное и допуская к

рассмотрению не действительный объект в его целом, а всегда только часть

его, которую она выдвигает на первый план для рационального изучения.

Таким образом, мышление в качестве направленной функции рационально,

равно как и чувство. Если же эти функции не преследуют рационально

определенного выбора объектов или их свойств и отношений, но останавливаются

на случайно воспринятом, всегда присущем действительному объекту, то они

лишаются направления и тем самым теряют отчасти свой рациональный характер,

ибо они приемлют случайное. От этого они становятся отчасти иррациональными.

Мышление и чувство, руководимые случайными восприятиями и потому

иррациональные, есть или интуитивные, или ощущающие мышление и чувство. Как

интуиция, так и ощущение суть психологические функции, достигающие своего

совершенства в абсолютном восприятии того, что вообще совершается. В

соответствии со своей природой они должны быть направлены на абсолютную

случайность и на всякую возможность; поэтому они должны быть совершенно

лишены рационального направления. Вследствие этого я обозначаю их как

функции иррациональные, в противоположность мышлению и чувству, которые суть

функции, достигающие своего совершенства в полном согласовании с законами

разума.

Хотя иррациональное, как таковое, никогда не может быть предметом

науки, однако для практической психологии все же очень важно оценивать верно

момент иррационального. Дело в том, что практическая психология ставит много

проблем, которые рационально вообще не могут быть разрешены, но требуют

иррационального разрешения, то есть разрешения на таком пути, который не

соответствует законам разума. Слишком большое ожидание или даже уверенность

в том, что для каждого конфликта должна существовать и возможность разумного

разрешения, может помешать действительному разрешению на иррациональном пути

(см. рациональное).

29. Коллективное. Коллективными я называю все те психические

содержания, которые свойственны не одному, а одновременно многим индивидам,

стало быть обществу, народу или человечеству. Такими содержаниями являются

описанные Леви-Брюлем "коллективные мистические представления" /106/

первобытных людей, а также распространенные среди культурных людей общие

понятия о праве, государстве, религии, науке и т. д. Но коллективными можно

называть не только понятия и воззрения, а и чувства. Леви-Брюль показывает,

что у первобытных людей их коллективные представления суть одновременно и

коллективные чувства. Именно ввиду такой коллективности чувства он

характеризует эти "коллективные представления" как "mystiques", потому что

эти представления не только интеллектуальны, но и эмоциональны. У

культурного человека с известными коллективными понятиями связываются и

коллективные чувства, например с коллективной идеей Бога, или права, или

отечества и т. д. Коллективный характер присущ не только единичным

психическим элементам или содержаниям, но и целым функциям (см.). Так,

например, мышление вообще, в качестве целой функции, может иметь

коллективный характер, поскольку оно является общезначимым, согласным,

например, с законами логики. Точно так же и чувство, как целостная функция,

может быть коллективным, поскольку оно, например, тождественно с общим

чувством, иными словами, поскольку оно соответствует общим ожиданиям,

например общему моральному сознанию и т. д. Точно так же коллективным

является то ощущение или способ и та интуиция, которые свойственны

одновременно большой группе людей. Противоположностью "коллективному"

является индивидуальное (см.).

30. Компенсация есть уравновешивание или возмещение. Понятие

компенсации было, собственно говоря, внесено Адлером в психологию неврозов.

/107; 108; 109- С.34/ Под компенсацией он понимает функциональное

уравновешивание чувства неполноценности при помощи компенсирующей

психологической системы, которую можно сравнить с компенсирующим развитием

органов при неполноценности органов. По этому поводу Адлер говорит: "С

отделением от материнского организма для этих неполноценных органов и

органических систем начинается борьба с внешним миром, которая необходимо

должна возгореться и завязывается с большим ожесточением, чем при нормально

развитом аппарате. Однако зачаточный характер придает вместе с тем и большую

возможность компенсации и сверхкомпенсации, повышает приспособляемость к

обыкновенным и необыкновенным препятствиям и обеспечивает образование новых

и высших форм, новых и высших достижений". Чувство неполноценности у

невротика, этиологически соответствующее, по Адлеру, неполноценности

какого-нибудь органа, дает повод к вспомогательной конструкции, то есть

именно к компенсации, которая состоит в создании фикции, уравновешивающей

неполноценность. Фикция, или "фиктивная линия поведения", есть

психологическая система, стремящаяся к превращению неполноценности в

сверхценность. Важным и характерным моментом теории Адлера является эта

наличность компенсирующей функции в области психологических процессов,

Наши рекомендации