Перспективы примирения атомизма и холизма в психологической науке
Несмотря на глубокий методологический разрыв между атомизмом и холизмом, ситуация на уровне эмпирических теорий выглядит менее драматичной. Представим себе некий континуум, концы которого образуют атомизм и холизм. Тогда «истина», возможно, кроется где-то в средних диапазонах этого континуума. Во всяком случае часть эмпирических теорий содержит в себе, так сказать, «умеренный» атомизм и «умеренный» холизм. Упоминавшиеся выше концепции комплексного подхода к человеку (Ананьев, 1977) и индивидуальности (Голубева, 1997), интегрального исследования индивидуальности (Мерлин, 1996; Вяткин, 2000), холистские интегративные модели индивидуального развития (Magnusson, 1995) представляют собой как раз такого рода примеры.
В более конкретном плане можно очертить несколько линий, по которым атомизм и холизм скорее дополняют, чем находятся в оппозиции друг к другу.
1. В 1927 г. бельгийский астроном Леметр сформулировал гипотезу «большого взрыва» как источника происхождения вселенной. В соответствии с этой гипотезой современный высокий уровень дифференциации материи во вселенной и комплексный характер устройства различных астрономических объектов явился результатом громадного взрыва и последовавшего затем рассредоточения исходно сильно сжатого и гомогенного материала в «примитивном атоме». Первично «примитивный атом» содержал в себе всю материю, которая существует в настоящее время в «разбросанном» виде. С философской и научной точки зрения гипотеза «большого взрыва» представляет определенный интерес, поскольку приводит к идее единства атомистической и холистской картин мира. Хотя идея сведения многообразия к единству не нова и впервые была выдвинута несколько тысяч лет назад древнегреческим философом Парменидом, тем не менее идея о том, что целое можно «уложить» в атом, в значительной степени снижает накал противостояния между атомизмом и холизмом (см. также: Atomism // Encyclopedia Britannica Online, 2000).
2. Понятие структуры также, по сути, примиряет атомизм и холизм. Понятие структуры имеет как бы два полюса рассмотрения. На одном полюсе — исследования взаимосвязей элементов с акцентом на элементы (атомизм), на противоположном — исследования взаимосвязей элементов с акцентом на эмерджентные свойства целого. Например, положение об изомерии (развитие структурного подхода) развивается как с позиций атомизма, так и холизма (см., например, Урманцев, 1988; Дорфман, 1997).
3. Возможно также, что для примирения атомизма и холизма нужно вообще выйти за их границы и найти некое «третье» решение. Примером такого решения может служить теория холономности (см. Stamps, 1980). Основу теории холономности представляет собой систематизированное знание о холоне. Холон есть характеристика индивидуального одновременно (а) как целого и (б) как активной части более широкого, чем индивидуальное, целого. Холономность есть не холизм и не атомизм, но их интеграция через совмещение целого и части в одном, в едином. Холон есть комплексное качество, в котором целое и часть представляют собой его разные аспекты; они дополняют друг друга и являются реляционными по своей сути. Реляционность целого и части в составе холона нужно понимать следующим образом. Индивидуальное как целое как бы находится за рамками своих частей; то же индивидуальное как часть — за рамками другого целого.
Рассмотрим часто приводимый пример с водой. Когда молекула воды рассматривается в отношении к атомам водорода и кислорода, мы говорим, что свойства молекулы воды (целое) иного порядка, чем свойства атомов водорода и кислорода (части). Молекулы и атомы относятся к разным фрагментам мира, и в этом смысле целое находится как бы за рамками своих частей именно потому, что характеризует собой качественно иной фрагмент мира, чем его части. Другая сторона этого же примера с водой состоит в том, что вода как молекула является составной частью более широкого, чем сама вода, целого, скажем, живого организма. Вода как часть организма — это отношение, в котором меняется один из членов этого отношения. Если соотносить воду не с водородом и кислородом, а с организмом, то в этом отношении вода выполняет функцию части, а организм — целого. Иначе говоря, функции воды в организме подобны функциям атомов водорода и кислорода в воде. В данном примере холон — это вода, взятая одновременно в двух отношениях: к водороду и кислороду, с одной стороны, и к человеческому телу, с другой (см. также Дорфман, 2000).