Ранговая система и экзамены
Система рангов от школы к школе на сегодняшний день может достаточно сильно отличаться. Где-то имеется 10 кю и 10 данов (как в Ёсинкан Айкидо или некоторых стилях каратэ), либо 6 кю и 10-12 данов, как в некоторых направлениях других БИ. Встречается даже количество данов более 25, но это уже чрезмерно экзотические направления единоборств с непонятной к подобному ранжиру мотивацией. В некоторых случаях ученические степени (кю) соответствуют определенной цветовой гамме, иногда у опытных учеников практикуется ношение только черных поясов, либо черных и коричневых, а все остальные ходят с белыми до достижения определенного уровня. Особое (и зачастую различное) значение также придается и наличию хакама (что свойственно больше Айкидо).
Зачем вообще нужна система поясов (рангов)? Многие относятся к ней пренебрежительно, называя систему рангов способом выкачивания денег, ненужной ерундой и т.д., причем обычно говорят «зачем это нам, бьют то не по поясу, а по морде». Но все ли так однозначно, как говорят такие критики? Для получения более полной картины заглянем в историю.
До основателя дзюдо – Дзигоро Кано в Японии системы промежуточных рангов в БИ вообще не существовало. Традиционные японские системы использовали сложную и зачастую очень различную по смысловому наполнению градацию, а свидетельством т.н. «уровня» занимающегося или права на преподавание были рукописные сертификаты (грамоты) учителя или основателя стиля. Первое разделение на ранги появилась в дзюдо в конце XIX века именно для мотивации занимающихся, а первые сертификаты начали выпускаться с 1894 г. Около 20 лет спустя была создана новая тренировочная форма для дзюдо и введены пояса двух цветов – черные и белые. Согласно сложившейся в дзюдо традиции, черные пояса носили обладатели технических данов (с 1 по 5), выше шли красно-белый и красный пояса. Цветные пояса как индикатор промежуточных степеней «кю» были введены в Европе (изначально во Франции) и позже заимствованы США. Причиной этому отчасти послужил европейский менталитет, который требовал каких-либо внешних знаков отличия, званий, дипломов и т.д. в качестве материального подтверждения освоения очередных ученических ступеней.
Существует версия, согласно которой черный цвет пояса, как обозначение высокого ранга, был заимствован Д. Кано из университетских соревнований по плаванию, где черная лента вокруг талии отличала подготовленных участников от новичков.
В случае с каратэ, которое пришло в Японию с Окинавы благодаря Гитину Фунакоси в 1920 году, уже имело место заимствование системы рангов из школы Кано. На Окинаве тренировки проходили в повседневной одежде, однако в целях развития и распространения каратэ на родине Фунакоси взял за основу систему поясов дзюдо. Первые черные пояса были присвоены им в 1924-1926 году, после чего система жесткой градации на 10 ученических степеней (кю) и 10 мастерских (данов) распространилась на другие боевые искусства в первоначальном или немного измененном виде.
В современной Японии цветные пояса практически не используются (максимум коричневые) и имеющие степень «кю» носят белый пояс. Европейские школы, представляющие японские хомбу-додзё напротив внедрили цветовую гамму достаточно широко.
В случае с хакама единый подход в Айкидо отсутствует. В одних школах она является признаком высокого уровня ее обладателя, в других её носят с первых дней тренировок. Возможно, здесь сказывается конфликт традиций, согласно которым в средневековой Японии ношение хакама разрешалось лишь самураям, придворным аристократам (кугэ) и священникам, а простолюдинам дозволялось надевать её лишь в исключительных случаях (например на свадьбу). В то время как в более поздние годы изначальный смысл хакама во многом был утрачен и она стала элементом повседневной традиционной или тренировочной одежды. Соответственно и подход к её ношению различен в зависимости от момента формирования соответствующей традиции в конкретной школе БИ.
Теперь взглянем на то, чем является ранговая система сейчас. Как уже упоминалось, в России (в основном) по примеру Европы используется цветовая градация ученических степеней 10-1 кю (10-й самый младший) и система черных поясов (с 1 по 10 дан). Для получения определенных степеней в каждой школе имеются программы, согласно которым с определенной периодичностью проводятся экзамены, а результатом является присвоение (или не присвоение) очередной степени.
Каждая школа объясняет особенности своей системы рангов разными причинами. Например, получение промежуточных ученических поясов определенного цвета является неплохой дополнительной мотивацией, неким осязаемым свидетельством того, что время тратится не просто так (особенно для детей). Кроме того, инструктору (как с детьми, так и со взрослыми) методически удобнее ориентироваться по цветовой гамме поясов в условиях большого количества занимающихся в зале.
Разумеется, этот принцип не работает, если в школе принято заниматься в хакама. Но существует и более правильное, на мой взгляд, объяснение того, для чего существуют пояса и экзамены для их получения. Лучше всего ситуацию отражает позиция основателей каратэ, во многом совпадающая с мнением других БИ. Уровни в системе обучения (иерархия опыта) и способы достижения поясов совпадают с идеей самосовершенствования в принципе и отражают непрерывность работы по развитию человека не только в техническом плане, но и в целом комплексе других необходимых в жизни качеств. Кандидат, сдающий экзамен, в идеале должен показать достигнутый им уровень физического и умственного развития, знание требуемых по программе техник (ката, упражнений). Кроме того, находясь в условиях экзаменационного стресса, он также показывает уровень своей психологической устойчивости, стабильность навыков при работе в «экстремальном» режиме, когда на него смотрят и оценивают результат. Вся подготовка к экзамену направлена на достижение вершины своих возможностей (и даже её преодоление) в момент сдачи, демонстрацию достигнутого прогресса.
Сама система обучения, включающая регулярные (периодические) сдачи на пояса призвана, прежде всего, способствовать выработке качеств, необходимых для успешной самореализации, верхние границы у которой отсутствуют. То есть если системой обучения предусмотрены экзамены, сдавать их нужно, причем сдавать так, чтобы реализовывались все заложенные в эту систему идеи. Разумеется, речь идет не о фриках от БИ, которые изобретают собственные неведомые доселе системы и сознательно зарабатывают на них деньги лично для себя, а о нормальных традиционных школах, где оплата за экзамен является не самоцелью, а необходимым компонентом для организации и оформления результатов самого экзамена.
Однако случается и так, что в человеке в результате успешных аттестаций поднимается уровень самодовольства, что опять же является результатом некой психологической незрелости, когда технический уровень обгоняет или не догоняет психологический. Тогда происходит обратный процесс, т.е. результат экзамена выходит на первый план, подменяя собой саму суть происходящего. Человек начинает гнаться за регалиями, отставляя в сторону все лучшие качества, которые процесс сдачи экзамена призван развивать. Иными словами, такой «карьерист» подстраивается под систему, мимикрирует, делая это с одной единственной целью – любой ценой сдать экзамен и получить очередной пояс и соответствующий ему уровень уважения в определенной среде. Часто при этом отбрасываются даже нравственные аспекты, совесть, самоуважение и т.д. Главное – результат. Самое печальное – когда такие люди начинают сами принимать экзамены.
В качестве другого варианта «сбоя в системе» можно отметить людей, которые принципиально отказываются от экзаменов даже в традиционных школах, сообщая всем, что «их это не интересует, занимаются они для себя и платить деньги за очередную тряпочку на пояс они не желают». Но позвольте, получается, что такие люди сознательно отказываются от части системы подготовки, по сути, игнорируя методику школы, которую хотят изучить? Ведь получается, что в отсутствие регулярных аттестаций отсутствует и контролируемый процесс подготовки. Такого человека формально не за что «пинать» инструктору, потому что критерии оценки прогресса обучения отсутствуют. Человек занимается «сам в себе» и не получает тех компонентов, которые предусмотрены не только результатом экзамена вообще, но и самим фактом участия в таких мероприятиях. Итог такого отношения обычно предсказуем и неутешителен.
Теперь поговорим о поясах как таковых. Естественно, что в силу разницы требований предъявляемых в разных школах, допустим 2 дан условного додзё Ёсинкан Айкидо не будет соответствовать 2 дану Сётокан каратэ или 2 дану Дзюдо по «боевым характеристикам», набору навыков, уровню подготовки и стажу занятий. Здесь априори не стоит вопрос, кто из гипотетических 2 данов сильнее, быстрее и смертоноснее.
То есть изначально, в каждой школе, в каждой системе пояса (ранги) являются в целом явлением весьма самодостаточным. Лишь находясь внутри того или иного сообщества (школы), лично наблюдая и на собственном опыте представляя себе и испытывая «прелести» процесса зарабатывания регалий каждого уровня, возможно научиться проявлять уважение к коллегам, которые уже прошли определенный путь, потратив на это известное количество литров пота, количества лет и соответствуя определенным критериям. Благодаря именно знанию «внутренней кухни» додзё, с которой студент сталкивается, он начинает понимать, что такое уважение и на чем оно должно строиться. Уважать нельзя заставить – это самопроизвольный процесс. В дальнейшем данный принцип получает свое развитие применительно сначала к похожим стилям и школам, а потом распространяется и на все сообщество СЕ и БИ, где подготовленные люди, являющиеся профессионалами своего дела легко видят в людях фальшь, недостаток опыта, ошибки, проявления неуважения и корыстные побуждения. Наряду с недостатками, они также видят и достоинства своих коллег по стилю или любому БИ вообще и в идеале строят свое общение на основе глубокого взаимного уважения.
В заключение нельзя не сказать нескольких слов и о тех, кто экзамены принимает. Ведь сэнсэи, наделённые таким правом, в силу различных причин могут относиться к приему экзаменов по разному. Для одних это бизнес, для других серьезное мероприятие, для третьих – ничего не значащая формальность. Как уже было сказано выше – люди бывают всякие, а сэнсэями не всегда становятся достойные. Но в задачи этой статьи не входит глубокий анализ проблем современного айкидо или каратэ. Следует лишь помнить, что по своему предназначению экзамен любого уровня не должен становиться профанацией ни в одном БИ или СЕ. Экзаменатору не должно быть безразлично или стыдно за своих учеников, которых он по какой-то причине ранее оценил неправильно или умышленно некорректно, иначе это плохой экзаменатор. Как и в любом учебном заведении, закономерно должны быть не допущенные, не сдавшие, «хорошисты» и «отличники». Да и самим студентам не должно быть стыдно за те пояса, которые им присвоили. Это нормально, это процесс обучения.
Если экзамены перестанут быть способом коммерческого заработка, предметом амбиций, политики или халатного отношения к стандартам, то некоторые проблемы современных БИ просто перестанут существовать. Недостаточно иметь большой дан и зваться сэнсэем. Важно самому хорошо делать свою работу, по возможности помогать делать её другим и самому выполнять всё то, чего требуешь от учеников. Сэнсэй должен быть тем, на кого равняются остальные. Только в этом случае сохранение высокого качества стандартов и передачи навыков от поколения к поколению станет возможным, а случаи несоответствия фактического ранга реальному владению техникой школы или уровню развития станут встречаться реже.
С) Антон Болотов
Май 2014 г.