Развивать взаимоотношения с людьми другого пола
Многие из нас выросли с убеждением, что должны найти одну особенную личность противоположного пола, которая может удовлетворить все наши физические и эмоциональные потребности. Это существенно ограничивает наши отношения с другими мужчинами и женщинами, ложится тяжким грузом на наших сексуальных партнеров. На самом деле мы должны стремиться развивать эмоциональные отношения со многими людьми. Чем успешнее этот процесс, тем меньшее давление будет ложиться на наших супругов или сексуальных партнеров, тем реже мы будем использовать их в качестве отдушины для наших эмоций.
Наряду с программами по формированию ненасильственного общения, одна из которых изложена выше, существуют программы защиты (самообороны) и обучающие тренинга по навыкам уверенного поведения для женщин, детей и подростков (в основном девочек).
Мы не всегда будем рядом с ребенком, чтобы защитить, предостеречь и предупредить его о нежелательных контактах. Поэтому крайне важно обучить ребенка, подростка или даже взрослую женщину безопасному поведению для уменьшения риска сексуальных посягательств и насилия по отношению к ним. Необходимо усилить возможности самого ребенка, воспитать в нем разборчивость и осторожность. С этой целью мы предлагаем ознакомиться с основами тренинга сексуальной неприкосновенности, который является частью профилактической программы американского психолога Р.Тиша «Дети — существа особенные», адаптированной и апробированной в России автором данного раздела. Важно подчеркнуть, что этот тренинг —образовательная программа, которая может иметь и терапевтический эффект.
1. Общие идеи, которые тренерам следует донести до каждого участника (участницы) в процессе тренинга:
— у всех развито чувство уместного и неуместного прикосновения и того, что является приятным и неприятным для нас;
— у всех есть ясное представление о том, что нравится и не нравится в прикосновении;
— наше тело принадлежит нам;
— мы имеем право говорить о том, кто к нам прикасается и как;
— правильно говорить «нет» тому, кто прикасается к нам не так, как нам нравится;
— правильно рассказать тому, кому мы доверяем, о другом человеке (ребенке), который причиняет нам боль или прикасается так, что нам неприятно.
2. Основные цели тем-игр:
— научить участвующих технике безопасного общения;
— обучить участвующих говорить «нет»;
— развивать эмоциональную сферу.
Предлагаемые игры, включенные в тренинг сексуальной неприкосновенности, допускают определенную гибкость и творческую активность тренера группы, который ориентируется на потребности и возраст участвующих.
Игра «Стоп»
Цель: помочь определить индивидуальные безопасные границы вокруг тела.
Задание: участвующие распределяются по парам и встают лицом друг к другу на расстоянии трех метров. Затем одна из них начинает медленно приближаться к другой. Та, к кому приближаются, должна произнести команду «Стоп», когда почувствует себя неприятно, неуютно, неловко. Повторите еще раз приближение. Стоящая на месте должна еще раз определить расстояние, на которое она позволяет к себе подходить. Теперь, стоящая на месте поворачивается боком к приближающейся. Процедура повторяется. Задание остается прежним. Выполнив его участники меняются местами.
Варианты этой игры включают пары одного пола, разнополые, различной степени знакомства, дружеских отношений, возраста. У каждого человека есть свое особенное расстояние, на которое он может разрешить подходить другим людям. Одних он (она) может подпустить очень близко, других имеет право остановить на большом расстоянии от себя, если их приближение неприятно или настораживает.
Игра «Нет»
Цель: обучить участников (участниц) в определенных ситуациях отказывать в физическом и сексуальном контакте, которого они не хотят, и говорить «нет».
Задание: подумать и вспомнить те правила поведения, обычаи, традиции, которые не позволяют детям говорить «нет» более старшим, авторитетным людям, а женщине — отказывать своему партнеру или начальнику.
Можно привести несколько примеров: 1) лучше сказать «да», даже если ты не хочешь что-то делать, чтобы заслужить расположение, чем сказать «нет» и прослыть грубой, невоспитанной; 2) неприлично отказывать (говорить «нет») более старшим или своему партнеру — мы можем их обидеть; 3) если тебя кто-то обнимает, то принято молча терпеть эту неприятную процедуру.
Конечно, важно соблюдать правила поведения, но если к тебе прикасаются там, где тебе неприятно, или делают больно, ты можешь отказаться, резко и громко крикнув «нет». Полезно потренироваться сначала по одному, потом хором, громко и решительно говорить «нет». Очень важно научить детей, подростков, девушек немедленно рассказать взрослому, которому они доверяют, о неприятных ощущениях, возникших при прикосновении кого-то.
Игра «Как отказаться»
Цель: обучить участниц разнообразнымформам отказа.
Задание: тренер просит участников придумать перечень возможных путей отказа и в свободной форме перечислить их в группе. Например: «Пожалуйста, остановитесь, мне не нравится это», «Оставьте меня», «Не надо», «Это не смешно, я не хочу этого делать», «Не обнимайте меня так сильно!», «Я не хочу играть с тобой». Можно потренироваться произносить формы отказа хором, потом индивидуально с каждым, разными интонациями.
Можно задать вопрос: «Каким голосом лучше отказывать? Высоким или низким?» Можно провести соревнование, чтобы выяснить, кто лучше и решительнее отказывается, кто- громче.
Игра «Что, если...»
Цель: обучить участников принимать решение в сложных случаях.
Задание: тренер заранее готовит типичные ситуации, связанные с риском сексуального насилия, ставит задачу и распределяет роли. Пример (для детей): к тебе подошел незнакомый человек и хочет показать тебе котят (валюту, компьютер). Один ребенок играет взрослого, другой должен продемонстрировать, что говорить и как действовать.
Сходные ролевые игры тренер может подготовить для подростков, девушек, женщин различного возраста, учитывая их менталитет и возможную реакцию на то или иное предложение (вопрос) незнакомца.
Безусловно, тренинги безопасного поведения, ролевые игры, элементы самозащита не являются панацеей. Однако при последовательном использовании в процессе воспитания они способствуют формированию большей уверенности в себе и дают необходимые навыки. Задача кризисного центра — использовать любые имеющиеся в его распоряжении средства для противостояния насилию.