Определение и виды воображения

',Воображение - особая форма человеческой психики, сто­ящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное Положение между восприяти­ем, мышлением и памятью.) Специфика этой формы психиче­ского процесса состоит в том, что воображение, вероятно, ха­рактерно только для человека) и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. по­следнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Мож­но предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало И продолжает его стимулировать в на­ши дни.

Что же касается загадочности этого феномена, то она состо­ит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именноо механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиоло­ГJ1чесКОЙ основе. Где в мозгу человека локализовано воображе­ние? работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ниче­го конкретного ответить не можем. Во всяком случае об этоммы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощуще­ниях, восприятии, внимании и памяти, которые обсуждались в предыдущих главах учебника. В силу данного обстоятельства эта глава будет одной из самых маленьких по объему в книге, что, конечно, не говорит о небольшой значимости данного фе­номена в психологии и поведении человека.

Здесь дело обстоит как раз противоположным образом, а именно: мы знаем очень много о том, какое значение вообра­жение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психиче­ские процессы и состояния и даже на организм. Это и побужда­ет выделить и специально рассмотреть проблему воображения в учебнике.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая ма­териальная и духовная культура является продуктом воображе­ния и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «(гомоса­пиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выво­дит человека за пределы его сиюминутного существования, на­поминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «(жить» В разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воск­решаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фан­тазиях.

Воображение является основой наглядно-образного мышле­ния, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и ре­шать задачи без непосредственного вмешательства практиче­ских действий Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затрудне­ны, или просто нецелесообразны(нежелательны).

От восприятия воображение отличается тем, что его образы Не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фан­тазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало, что соответствует в действительности­, то оно носит название фантазии. Если, кроме того воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой. '

Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное во­ображение характеризуется тем, что, полъзуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответ­ствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека Продуктивное вооб­

ражение отличается тем, что в нем действительность сознательно

конструируется человеком, а не просто механически копирует­ся или воссоздается Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том Виде, какова она есть, и хотя здесь также присyтcтвует элемент фантазии, такое воображе­ние больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С феноменом воображения в практической деятельности лю­дей прежде всего связан процесс художественного творчества.

Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишки­на ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «(документальной» точно­стью. Работы художников-демократов второй половины XIX в. и. Крамского, И.Репина, В.Петрова при всей их социальной за­остренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности.

Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим имен­но реальность становится основой творчества ряда мастеров ис­кусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства выра­жения. Но эта реальность пропускается через продуктивное во­ображение творцов, они по-новому ее конструируют, полъзуясь светом, цветом, наполняя свои про изведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предме­тов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и Т.д. Даже произведе­ния такого некоммунистического модернистского направления искусства, как абстракционизм, ставшего основой современно­го авангарда, нередко создавались при помощи продуктивногo воображения. Например, знаменитое абстрактное полотно П.Пи­кассо «(Герника» - это не хаотическое нагромождение геомет­ризированных тел или их частей, а прежде всего отражение тра­гических событий войны в Испании 1936-1939 гг. Если рас­сматривать и попытаться трактовать каждую отдельную детальэтой картины, то за абстрактной формой возникает вполне кон­кретный образ, конкретная мысль.

Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когдa воссоздание действителъности реалистическим методом художника не устраивает. Егомир - фантасмагория, иррациональная образность, за кото­рой - вполне очевидные реалии. Плодом такого воображения является роман М.Булгакова «(Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких, антиутопии в русской и зарубежной литера­туре (Е.Замятин, о.хаксли, ДЖ.Оруэлл), фантастические кентав­рицы и кентаврята четыIнадцатилетнейй московской школъницы Нади Рушевой (рис. 49). Обращение к столь необычным, причуд­ливым образам позволящ усилить интеллектyальное и эмоцио­нально-нравственное воздействие искусства на человека..

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с актив­ным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образна бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «(я», «(вживаясь» В создаваемый им образ. Немало свидетельств это­му в литературе о писателях. Например, одно из них: во времяpa60ТbI над романом «Мадам Бовари» Гюстав Флобер, описывая отравление своей героини, почувствовал во рту вкус мышьяка.

Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «(спонтанные», независимые от воли ху­дожника образы чаще всего являются продуктом подсознатель­ной работы творца, скрытой от него самого. И тем не менее наблю­дения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях. Кроме того, твор­ческий процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит обра­зы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике. В этом отношении весьма наглядно творчество Ф.М.До­стоевского. Через все романы писателя проходит буквально не­сколько глобальных идей, над которыми «бьются» и страдают eгo герои, такие разные и такие единые в объединяющем их творче­ском воображении писателя.

Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничи­вается литературой и искусством. В не меньшей степени она прояв­ляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всехэтих случаях фантазия как разновидность воображения играет по­ложительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. СНовидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображе­ния. подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установ­лена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выраже­ние и удовлетворение многие Жизненно важные потребности, ко­торые в силу ряда причин не могyт получить реализации в жизни.

. Галлюцинациями называют фантастические видения, не име­ющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей чело­века действительностью. Обычно они - результат тех или иных нарушений психики или работы организма – сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, свя­занную с желанием.чаще всего несколько идеализируемым бу­дущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, Т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека зани­мают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, по­рождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

Лекция № 15

Тема: Характер

УЧЕНИЕ О ХАРАКТЕРЕ

История учения о характере показывает значительное разнообразие даже в исходных позициях при определении этой важнейшей стороны личности. В повседневной жизни термин «характер» также употребляется в различном смысле. Поэтому первой задачей изучения характера должно быть определение термина «характер».

Термин «характер» введен в обиход науки и жизни древнегреческим ученым и философом, другом Аристотеля Теофрастом (IV-III вв до н.э.). Слово «характер» по-гречески означает «черта», «примета», «признак», «особенность». Это слово происходит от глагола «харассо» – острить, царапать, чертить. Сохранился небольшой трактат Теофраста о характерах, в котором описаны под углом зрения сатирика и моралиста 30 характеров. Описание каждого характера дано под знаком одной господствующей, рельефно выраженной черты: «притворство», «лесть», «скучный рассказчик» и т.п. [4]

До Теофраста Аристотель для обозначения деятельной или практической стороны личности пользовался словом «этос», что означает «нрав», «обычай», «образ мыслей». Этот термин многократно встречается у Аристотеля в «Этике», «Риторике» и «Поэтике», т.е. в тех произведениях, где дано больше всего характеристического материала.

Терминология Аристотеля использована в науке и морали (этике). Джон Стюарт Милль сделал попытку закрепить за проектированной им наукой о характере название «этология», но ни замысел Милля, ни его терминология в применении к учению о характере не нашли признания.

Жизненная практика приводит к необходимости определять понятие характера в двух значениях: более общем и более специальном, или строгом.

В общем, или широком, смысле слова под характером человека надо понимать индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки. Из этого определения вытекает, что когда речь идет о характере человека, то имеются в виде все его индивидуально выраженные и своеобразные психологические черты. Характеризовать человека всегда означает дать психологию его как индивидуальности, выделить не сумму качеств, а те черты, которые отличают данного человека от других людей и вместе с тем с структурно целостны, т.е. представляют собой известное единство.

Формирующийся в процессе обучения, воспитания и жизненного опыта характер оказывает влияние на поведение и поступки человека, в которых он наиболее адекватным образом проявляется. [4]

Советские психологи, раскрывая сущность характера, в качество одного из основных признаков указывают на индивидуальное своеобразие. Так, согласно определению, данному А.Г.Ковалевым [5] и В.Н.Мясящевым [6], характер – это личность в ее своеобразии. В.А.Крутетский начинает свое определение характера так- «Характер – это индивидуально-своеобразное сочетание существенных свойств личности…» [7].

К.К.Платонов к характеру относит совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, «типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его действиях и поступках». [8]

Чернышевский считал всякий характер подлежащим моральной оценке и включал в него, прежде всего черты направленности [9].

Ушинский писал, что понятие характера образуется путем наблюдений не над содержанием, а над формами человеческой деятельности [1]. Однако все учения Ушинского о воспитании характера, и прежде всего о влиянии характера воспитателя на характер воспитанника, говорит о том, что формальные качества характера великий русский педагог не отрывал от содержания.

Лесгафт [2], раскрывая свое учение о характере, считал необходимым обратить особое внимание на следующие волевые черты: самостоятельность, самодеятельность, умение преодолевать препятствия.

Вместе с тем к чертам характера от относил принципиальность как следование воли твердо установленным разумом истинам. Условием самосовершенствования человека он признавал развитие такого нравственного характера, при котором индивидуальные волевые действия направляются установившимся «понятиями о правде», по отношению человека к самому себе и к другим людям.

С.Л.Рубинштейн, анализируя понятие характера, сущность его видит в направленности: в характер он включает только те черты, которые выражают его направленность. «Характерологические свойства личности обуславливают ее направленность, накладывают определенный отпечаток на поведение и проявляются в отношении человека к другим людям, к миру и к самому себе» [10].

Согласно определению, даваемому К.Н.Корниловым, «характер – это основная индивидуально-психологическая особенность человека, выражающая его основные жизненные установки: мировоззрение, интересы, моральные убеждения, идеалы – и получающая свою реализацию в своеобразии деятельности человека [11].

Б.М.Теплов подчеркивает, что характер проявляется «как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он эти цели осуществляет», причем разъясняет: «характер человека прежде всего определяется его отношением к миру, к другим людям, к своему делу и [12], наконец к самому себе. Это отношение находит свое сознательное выражение в мировоззрении человека, в его убеждениях и взглядах и переживается человеком в его чувствах.» Б.Г.Ананьев к характеру относит те свойства личности, «которые отражают основную направленность и проявляются в своеобразном для данной личности образе действий» [13].

А.Г.Ковалев понимает под характером своеобразный психический склад человека, который проявляются «в специфических для данного человека отношениях к объективной реальности» [5].

В.Н. Мясищев считает, что «отношения, приобретая устойчивость, большую значимость, становятся характерными для личности [15].

В.С.Филатов подобным образом говорит о характере, определяющем «жизненную направленность и всю линию поведения личности» [14].

П.А.Рудик не вводит в определение характера терминов «направленность» и «отношение», но, говоря о структуре характера, он в первую очередь выдвигает те черты личности, которые выражают отношение человека к окружающему миру, в своей общественно трудовой деятельности, к другим людям и к самому себе [15].

Признание направленности одной из важнейших сторон характера не означает того, что ею характер исчерпывается. Характер формируется, воспитывается и получает свою определенность в трудовой практике, в общественных отношениях и более всего в жизненных конфликтах, в борьбе. Все это требует от человека силы воли для формирования твердого характера. В волевых процессах характер получает одно из наиболее адекватных себе выражений. Если можно сравнить жизненный путь человека с развертыванием на сцене драматического действия пьесы, то волевые процессы будут аналогичны этому действию, имеющему такое большое значение для развития сюжета пьесы. Психический склад человека получает свои характерные очертания больше и лучше всего в борьбе, которая всегда требует от человека силы воли. Воля, определяемая теми величайшими целями, которыми руководящие органы ставят перед нашим народом, необходимые человеку в его деятельности [4].

В жизни широко пользуются терминами «сильный характер», «человек с характером», «слабохарактерность», тем самым, выделяя в психическом складе человека волю. Оставаясь в пределах широкого понимания характера как психического склада, мы можем найти немало ярких характеров среди слабовольных людей. Но мы не можем признать сильным характер слабовольного человека – человек с характером не может быть слабовольным. Недостатки характера всегда в той или другой мере являются выражением слабоволия.

Ушинский прямо относил вопросы образования характера к области воли. «В характере именно проявляется особенность действия воли в различных индивидах» [1].

Согласно Лесгафту, «характером можно назвать проявление воли человека, основанное на истинах, которые твердо установлены разумом [2].

Б.Г.Ананьев, говоря о единстве характера, заявляет: «В этом образовании единства характера исключительную роль играет воля. Волевые процессы становятся в общем ходе развития и воспитания личности волевыми свойствами характера» [13].

И.В.Страхов так выражает свое отношение к теориям, дающим определение характера как сочетания волевых качеств: «Оценивая научную значимость этого определения, надо сказать, что оно правильно подчеркивает роль воли как важнейшего компонента характера» [16].

В монографии о характере А.Г.Ковалев [5] и В.Н.Мясищев [6] отрицают правомерность называния воли «хребтом характера» на том основании, что этим термином будто бы исключается содержательная сторона личности. Возражая против рассматривания воли как рычага образования характера, эти авторы тем не менее считают ее существенным свойством характера, его действенной стороной и, вводя такие формулировки при раскрытии структуры характера, они уже не так далеки от кажущейся им одиозной терминологии: воля – хребет характера. Однако, как ни тесна связь воли и характера, они все же не тождественны. Воля непосредственно связана по преимуществу с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Но характер не исчерпывается своей силой; он имеет содержание, которое направляет эту силу. Характер включает те свойства и действенные установки личности, которые определяют, как в различных условиях будет функционировать воля.

В волевых поступках характер, с одной стороны, складывается и, с другой, проявляется. Идейное содержание и направленность волевых поступков, особенно в очень значимых для личности ситуациях, переходят в характер человека, в его действительные установки, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства в свою очередь обусловливают поведение человека, его волевые поступки.

Р.С.Немов понимает под характером совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер») [17].

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не только свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность

Наши рекомендации