Москва. 16-20 ноября 2015 г.
XVI Международные чтения памяти Л.С. Выготского: «Обучение и развитие: современная теория и практика».
«Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ); институт психологии им. Л.С. Выготского.
· Организация и проведение круглого стола: «Культурно-историческая теория развития высших психических функций» и «психологическая теория деятельности»: генезис общепсихологической теории.
· Выступление с докладом на секции «Методологические и теоретические проблемы соотношения обучения и развития»: «Генезис умственных действий и высшие психические функции».
2016 год:
Дубна. 25-26 апреля 2016 г.
III Международная научно-практическая конференция «Психология третьего тысячелетия»
Министерство образования Московской области, Государственный университет «Дубна», Факультет социальных и гуманитарных наук, Кафедра психологии
· Открытая лекция (развернутый доклад с обсуждением): «Высшие психические функции и операциональный состав действий: объясняемое содержание и объяснительные основания».
Москва, 25-27 апреля 2016 г.
Международная научно-практическая конференция «Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность»
Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет дизайна и технологии»
Секции 11-12. Совместный методологический семинар Психологического института РАО, МПО и МГУДТ «Методология отечественной психологии: история и современность» и Круглый стол на тему «Система психологии в отечественной парадигме – дискуссия по книге Н.И. Чуприковой “Психика и психические процессы (система понятий общей психологии”».
· Выступление с докладом: «К вопросу о детерминации и локализации психических функций: альтернативные основания общей теории психических явлений».
Белгород, 28-29 апреля 2016 г.
XVIII Международная научная конференция «Философия Э.В. Ильенкова и современность»
Министерство образования и науки РФ, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Философское общество «Диалектика и культура».
· Выступление с докладом на Секции 1. Диалектика идеального в современной культуре. Доклад: «О локализации психических функций в работах Э.В. Ильенкова и в культурно-деятельностной психологии»
· Выступление с докладом на Секции 4. Идеи Ильенкова в современной науке. Доклад: «Проблема определения психических функций в отечественной психологии, психофизиологии и в работах Э.В. Ильенкова».
СТАТЬИ СТУДЕНТОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО):
1. Гущина Д.В. Проблема включения языковых средств в организацию эмоциональных состояний у детей раннего и дошкольного возраста // Студенческая наука и XXI век. 2014. № 11. С. 105-107.
2. Легков И.А. Рефлексия самоотношений в функциональной организации сознания человека // Студенческая наука и XXI век. 2014. № 11. С. 99-102.
3. Мучкина А. В. Зависимость эффективности организации умственных действий от синтаксической и семантической организации речевых высказываний // Студенческая наука и XXI век. 2014. № 11. С. 97-99.
1. Окольников А.М. Зависимость эффективности актуализации семантического содержания от синтаксической организации речевых высказываний // Бакалавр. № 5-6 (6-7), 2015. – С. 19-21.
2. Легков И.А. Анализ феноменов проекции и идентификации в функциональной организации самосознания // Студенческая наука и XXI век. 2015.
3. Щербаков В.Н. Влияние синтаксической организации речевых указаний на успешность умственного решения задач с условными суждениями // Студенческая наука и XXI век. 2015.
4. Ушакова Е.В. Влияние синтаксической организации высказываний на эффективность актуализации умственных действий и воспроизведение их семантического содержания // Студенческая наука и XXI век. 2015.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
· Занятия, проводимые по основным дисциплинам:общая психология (4 семестра), психолингвистика, методологические основы психологии (реализуются на основе авторских учебных пособий, доступных в библиотеке Марийского госуниверситета), экспериментальная психология.
· Занятия, вынужденно проводимые по дисциплинам, которые приходилось разрабатывались в связи с ежегодным изменением ФГОС и постоянным сокращением и увольнением штатных сотрудников и совместителей:психология эмоций и воли, психология личности, дифференциальная психология, актуальные проблемы теории и практики современной психологии, проблемы теоретической психологии, основы когнитивной психологии и др.
· Разработано и внедрено 3 электронных курса по дисциплинам: общая психология, психолингвистика, методологические основы психологии.
Уважаемые коллеги! Поскольку мне неясны основания, по которым Ученый совет почти единогласно отклонил мою кандидатуру, поэтому я могу опираться только на собственные предположения, возможно ошибочные. (Некоторые представители Ученого совета уже после голосования осторожно поделились со мной тем, что накануне со стороны О.А. Сидорова и ректората всем было настойчиво рекомендовано голосовать «правильно»). Все обстоятельства произошедшего дают мне основания считать, что моя кандидатура не устраивает, прежде всего, М.Н. Швецова и ректорат. Есть ли для этого основания? Думаю, что субъективные основания для негативного отношения ко мне существуют, и их несколько:
1. С момента последних выборов (назначения) ректора я всегда открыто выступал против кандидатуры М.Н. Швецова. И всегда открыто и публично голосовал «против». Почему? Судите сами:
http://netreforme.org/news/reyderskiy-zahvat-margu/
http://trv-science.ru/2013/10/08/rektor-u-rektora-dubinku-ukral/
http://e-traveller.livejournal.com/328333.html
http://www.dk.ru/news/reyting-samyh-bogatyh-rektorov-2014-236949959
http://mnshvetsov.ru/blog/o-doktorskoy-dissertacii
Поскольку большая часть моей жизни была связана с МГПИ им. Н.К. Крупской и Марийским государственным университетом, которые вопреки мнению большей части сотрудников были объединены в один вуз, я полагаю, что у меня есть право иметь собственное мнение на этот счет:
Проживаю в Йошкар-Оле с 1968 года. В 1974-1984 годах учился в средней школе № 26 г. Йошкар-Олы. С 1982 года занимался легкой атлетикой, выполнил норматив КМС, на протяжении 10 лет входил в состав сборной МАССР и Республики Марий Эл по легкой атлетике. В 1984 году поступил в МГПИ им. Н.К.Крупской на факультет физической культуры. В 1985-1986 г.г. проходил службу в рядах ВС СССР. В 1987-1990 годы завершил полный курс названого института.
В 1992 году был приглашен на кафедру педагогики и психологии МГПИ им. Н.К Крупской, где преподавал общую и возрастную психологию, а также психологию спорта. Дважды, в 1993 и в 1995 годах проходил переподготовку по специальности «преподаватель психологии» в ИПК и АПКиППРО г. Москвы.
В 1995 году поступил в очную аспирантуру РИПКРО (АПКиППРО) г. Москва по специальности «педагогическая психология». Диссертационное исследования было направлено на выявление психологических механизмов теоретического мышления, а также условий, позволяющих повысить эффективность овладения учащимися теоретическими знаниями. В 1998 году защитил в Москве диссертацию на тему «Психолого-педагогический анализ овладения учащимися теоретическими знаниями на основе обобщенной ориентировки в различных типах объяснений» и получил научную степень кандидата психологических наук.
С 1998 года принимал участие в научной разработке (г. Москва) общероссийской образовательной системы «Школа 2100».
С 1999 года осуществлял научно-методическое сотрудничество с коллективом педагогов ДТЮиМ г. Йошкар-Олы, занимающихся развитием умений и способностей у детей дошкольного возраста, не посещающих детские сады. Две образовательные программы (в 1999 г. и 2000 г.г.) стали лауреатами всероссийских конкурсов образовательных программ, проводимых Министерством образования России в городах Санкт-Петербург и Москва.
В 2010 году защитил в Москве докторскую диссертацию на тему: «Психолого-педагогические условия развития рефлексивных форм теоретического мышления в учебно-познавательной деятельности (в контексте деятельностного и культурно-исторического подходов к анализу и объяснению психических явлений)» (Московский психолого-социальный институт, 2010).
Научные интересы: психологические механизмы мышления и речевой деятельности человека; психолингвистика; эволюционные и онтогенетические аспекты развития психических функций человека.
Деятельность в Марийском государственном университете: доцент кафедры педагогики и психологии (1999-2007); доцент кафедры общей психологии (2008); заведующий кафедрой общей психологии ФПиБЖ (2009-2012) (Ушел с должности заведующего кафедрой «по собственному желанию» в связи с тем, что заведующих кафедрами лишили возможности заниматься отбором и подготовкой кадров, а также в связи с необоснованным расформированием Факультета психологии и безопасности жизнедеятельности.); профессор кафедры общей и прикладной психологии ИПП (с 2013 года до указанных выше событий).
· Медаль МЧС России: «Участнику ликвидации лесных пожаров 2010 года»
· Почетное звание и нагрудный знак Министерства образования и науки России: «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (12.05.2011 г.)
2. Да, я открыто и критично выступал:
а) Против практики оценки «эффективности» деятельности сотрудников университета не по качеству основной работы со студентами, а по количеству коммерческих курсов, в которые преподавателю удалось вовлечь студентов и по количеству электронных курсов и принуждению студентов посещать их. (Согласен, что электронные курсы могут быть очень полезны, но не ценой абсурдных требований к каждому сотруднику создавать собственный электронный курс по каждой читаемой дисциплине!)
б) Против принуждения сотрудников вуза собирать деньги на публикации статей в зарубежных научных изданиях. (Ради «индекса цитирования» платить за публикации в зарубежных изданиях, представляющих собой коммерческие, а не научные проекты, очень сомнительное занятие… на мой взгляд.)
в) Против принуждения сотрудников вуза принимать «правильное» участие в политических акциях и мероприятиях.
г) Против практики перевода сотрудников на «годовой трудовой контракт», который не позволяет выстраивать перспективы ни в образовательной, ни в научной деятельности.
д) Против введения рейтинга оценки деятельности сотрудников вуза, основанного на критериях, выполнение которых строится на угрозах увольнения и на принуждении к имитации образовательной и научной активности. На мой взгляд, нынешний рейтинг «эффективности» стимулирует сотрудников не столько на реальное повышение качества работы со студентами или научной деятельности, сколько на увеличение профанации и имитации по всем направлениям деятельности вуза.
Попутно хочу заметить, что при нынешней учебной нагрузке и формальных требованиях к преподавателям, подобный рейтинг закрывает возможности для качественной подготовки молодых сотрудников.
На мой взгляд, в основу подобного рейтинга следует закладывать не шантаж со стороны администрации лишить сотрудника рабочего места за невыполнение часто абсурдных требований. Должны создаваться реальные возможности для осуществления научной (средства измерения, приборы, лаборатории; возможность реального повышения квалификации на основе общения с коллегами-профессионалами на очных семинарах, курсах и конференциях) и образовательной деятельности (необходимо снижение аудиторной нагрузки и сокращение количества ежегодно переписываемых бумажных и электронных форм)… При этом требуется публичность и свобода обсуждений при принятии решений, чего активно избегает администрация вуза, организуя «удобный регламент».
Убежден, что постоянные отсылки сотрудников к грантовой лотерее и ориентация на «самопрезентацию» сотрудниками собственных достижений не повысят качество реальной деятельности университета.
3. Да, я позволял себе публично выступать с критическими замечаниями к содержанию выступлений М.Н. Швецова:
Так, при «обсуждении трудового договора» в докладе ректора были приведены ложные данные о средней зарплате сотрудников вуза, которые не имели ничего общего с реальной средней зарплатой доцента или профессора. Когда я попытался показать эти «просчеты и ошибки» мне было заявлено, что «регламент собрания не предполагает времени для выслушивания и обсуждения мнений или замечаний сотрудников…». После такого указания я покинул странное мероприятие, названное «принятием трудового договора».
Подобное указание на то, что «регламент не предусматривает…» было использовано и после моего публичного несогласия с навязываемыми в форме риторических вопросов коллективу сотрудников политическими лозунгами, а также позитивными оценками результатов «оптимизации», проводимой в школах и вузах страны («Вы все согласны, с тем, что… ???»), которые звучали в докладах М.Н. Швецова на встречах с трудовыми коллективами… В ответ на подобные публично формулируемые риторические вопросы и навязываемые суждения я встал и заявил: «я не согласен!»... Это послужило М.Н. Швецову основанием для публичного обвинения меня в научной несостоятельности… что я, конечно же, не стад относить на свой счет…
4. Последние два года я активно отказывался от продолжения сотрудничества с МОСИ (вуз, который ранее возглавлялся М.Н. Швецовым), где подготовка студентов-психологов даже по базовым курсам в последние годы сведена к чтению обзорных лекций и полному отделению преподавателей от контроля и оценки качества подготовки студентов к зачетам и экзаменам. – От преподавателя требуется составить тестовые задания, основанные на выборе верного ответа, которые используются «службой тестирования» и в отсутствие преподавателя выставляется отметка. К такой организации учебного процесса я позволял себе относиться критично и заявлял об этом открыто… Надеюсь, что подобная организация учебного процесса не будет внедряться в Марийском госуниверситете… Сожалею, что последние два года давал согласие читать в МОСИ обзорные лекции (оправдываю себя тем, что всегда старался читать лекции качественно и ориентировался на тех студентов, которые заинтересованы в приобретении профессиональных знаний...)
5. Всегда открыто и жестко критиковал администрацию вуза за готовность не считаться с мнениями сотрудников и разрушение традиций университета. Первый раз с этим столкнулся, когда было дано распоряжение запретить бывшим сотрудникам и выпускникам университета посещать спортивный зал и принимать участие в волейбольных играх преподавателей и сотрудников (только за плату!?)… С этого момента многолетние традиционные встречи преподавателей на волейбольной площадке завершились… Исчез и волейбольный турнир из спартакиады университета… Не буду продолжать…
Уважаемые коллеги! Если мои критические суждения представляются необоснованными, то отнесите это на мой счет – на счет моей личной пристрастности и субъективности. Я не могу быть беспристрастным хотя бы потому, что стоял у истоков создания и развития Факультета психологии и безопасности жизнедеятельности (ФПиБЖ), который был безжалостно уничтожен… ФПиБЖ был результатом качественной и последовательной десятилетней деятельности коллектива сотрудников под руководством А.Г. Смирнова. Еще четыре года назад подготовка специалистов психологов осуществлялась коллективом из 16-20 преподавателей и двумя кафедрами. Дополнительно к подготовке специалистов привлекалось 6-10 совместителей (практические психологи, медицинские работники, педагоги-практики, психиатры). За четыре последних года на основе постоянного шантажа и требований со стороны администрации вуза «сокращать все и увеличивать нагрузку на выстоявших и не сбежавших», а также необоснованных сокращений, осталось 4 сотрудника!
Без радости и с сожалением
В недавнем прошлом профессор кафедры общей и прикладной психологии Марийского государственного университета,
доктор психологических наук
Маланов С.В.