Ситуационные задачи по теме.
1. Какие функции эмоций угадываются за следующими репликами?
1) Использование занимательного материала на уроке — фактор, повышающий интерес учащихся к учебному предмету.
2) Б.М.Теплов заметил, что если атмосфера опасности создает атмосферу «боевого возбуждения», то она может усиливать и обострять работу ума.
3) По нахмурившимся бровям и сосредоточенному лицу студента преподаватель сразу понял, что вопрос для молодого человека непрост.
4) Е.А.Громова пишет о воспроизведении эмоционального состояния в ситуации, содержащей некоторые компоненты ранее пережитой ситуации.
5) Возмущенный выходкой ученика, учитель предложил ему покинуть класс.
6) По В. К. Вилюнасу, эмоциональное переключение — универсальный механизм развития мотивации, общий для биологического и социального уровней.
7) Конструктор был уверен в том, что данная сложная техническая задача имеет решение, но предложить его пока не мог.
8) Все ситуации, схожие с пережитыми, вызывают повышенное внимание.
9) В условиях вражеского налета матрос выбросил за борт неразорвавшуюся бомбу, которую никогда не смог бы поднять в обычных условиях.
10). О. Бароян заметил, что именно эмоциональное отношение к проблеме позволяет ученому видеть то, мимо чего проходят другие.
11) Говорят, что хорошие воспитатели получаются из тех, кто хорошо помнит себя в детстве.
2. Развитие какого профессионально значимого свойства личности изучалось у будущих педагогов с помощью предложенной им задачи? Как вы поступили бы на месте учительницы? Почему?
«Как обычно, вхожу в класс, здороваюсь, спрашиваю:
— Кто сегодня отсутствует?
Впрочем, и так вижу, что двоих нет. Через некоторое время дверь распахнулась, и в класс ворвались запыхавшиеся дети. В руках — ветки сирени.
— Это Вам! — сказали они, протягивая мне цветы.
— Спасибо, но по какому поводу?
— Это Вам в день рождения.
— А как вы узнали?
— Э-э... это секрет фирмы.
Но оказалось, что у "фирмы" есть и еще один секрет. Сирень как-то странно обломана...
— Ребята, а где вы ее взяли?
— Нарвали. За нами дворник до самой школы гнался!» (Э.Ш.Натанзон).
7. Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предложенных кафедрой:
1. Психологические теории эмоций
2. Роль эмоций в жизни человека
8. Рекомендованная литература по теме занятия:
основная:
1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2011. - 583 с.
2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2009. - 272 с.
дополнительная:
1. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
Занятие № 39
Тема: «Классификации эмоций и чувств ».
2. Форма организации занятия: практическое интерактивное занятие.
3. Значение изучения темы: формирование представлений о понятии эмоции и чувств, знакомство с базовыми типологиями и фундаментальными свойствами, характеризующих динамические особенности эмоций и чувств.
4. Цели обучения:
- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2), способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8).
- профессиональная: готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).
- учебная: знать понятия эмоций и чувств; знать классификацию чувств и эмоций; уметь различать эти понятия.
5. План изучения темы: