Использование генератора нового поведения
Генератор нового поведения — один из наиболее известных приемов в НЛП. Он находит применение в разнообразных ситуациях, а также при изменении собственного поведения. Использование трех главных репрезентативных систем для формирования нового поведения составляет его основу. Одна из причин эффективности этого приема кроется в неспособности подсознания отличать яркие образы воображения от существующей действительности. Этим объясняется, почему некоторые мечты и воспоминания становятся для людей «реальными». В данном приеме особенность подсознания учтена и оптимизирована в целях формирования нового или изменения нецелесообразного поведения. Он может принести пользу и тренерам, и обучающимся.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Выберите поведение, которое вы хотите изменить и развить или сформировать.
2. Спросите «Как бы я выглядел, говорил и какое бы производил впечатление, если бы выработал нужное поведение?» Вообразите себя делающим что-то в определенной ситуации (на ваше усмотрение). Отдайтесь своим чувствам. (Если по какой-либо причине вы не можете видеть, слышать и ощущать себя, обладающим этим поведением, представьте какого-нибудь своего знакомого, владеющего этим поведением, или даже человека, которого вы видели в кино или в телепередаче. Главное, что любая форма репрезентации поможет в этом приеме.)
3. Если что-то не получается, продолжайте удерживать созданный образ в воображении, производя любые необходимые изменения; делайте это, пока не поймете, что овладели желаемым поведением.
4. Когда в воображении все начнет получаться, войдите в образ себя, владеющего нужным поведением, то есть станьте ассоциированным с ним.
5. Представляя свое поведение в ассоциированном состоянии, настройтесь на свои чувства и чувства других людей, связанных с этим поведением.
6. Если по какой-либо причине вам нужно изменить какой-либо аспект своего поведения, выйдите из воображаемой ситуации (станьте диссоциированным), внесите необходимые изменения, а затем снова войдите в ситуацию (станьте ассоциированным) и проверьте себя.
7. Спросите себя: «Как я узнаю, что настало время использовать новое поведение?» и установите, что послужит вам сигналом (какая форма репрезентации).
8. Представьте, что вы получили этот сигнал, использовали новое поведение и оно оказалось эффективным; осознайте, как вы себя при этом чувствуете.
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ
Этот случай произошел во время обеденного перерыва на тренинге, когда зашел разговор об изменении поведения применительно к ситуациям вне работы. Человек, поднявший эту проблему, был игроком в сквош*, который понимал, что «достиг плато» и, как ни старался, не мог добиться большего. В частности, он говорил: «Что бы я ни делал, я допускаю все те же ошибки». Он нанял тренера, но чувствовал, что стал от этого лишь сильнее осознавать собственное несовершенство.
Ему предложили попробовать быстрый, веселый метод решения проблемы, который он сможет применять впоследствии. Никаких объяснений НЛП не давалось — использовался только прием. Через десять минут игрок уже хихикал и оживленно воспринимал происходящее.
С тех пор он полагает, что качество его игры улучшилось и он достиг более высоких результатов, чем прежде. Он также нашел приложение этому приему в других сферах жизни.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
· Это один из наиболее известных приемов в НЛП.
· Это прием изменения поведения.
· Его можно использовать для формирования нового поведения или изменения существующего.
· Он основан на том, что подсознание одинаково воспринимает реальное и яркое воображаемое событие.
· Он может использоваться тренером для себя или в работе с обучающимися.